Жюри конкурса постановило:
Первую премию (шесть тысяч рублей и почетный диплом газеты) по итогам состоявшегося конкурса не присуждать. В связи с этим увеличить количество вторых премий.
Вторые премии (по три тысячи рублей каждая и почетные дипломы газеты) присудить следующим участникам:
Зое МОЛЧАНОВОЙ, учителю английского языка средней школы поселка Новая Надежда Волгоградской области, за материал “I enjoy teaching English!” – технология и методика обучения грамматике), стр. 16-17.
Владимиру МОРАРУ, преподавателю литературы гимназии # 1 г.Калининграда, за представленный сценарий урока “Когда красота не спасает…” (по рассказу Владимира Маканина “Кавказский пленный”, 11-й класс). Стр. 8-9.
Александру КАЛИНИНУ, учителю математики средней школы # 1 г.Дудинки, за материал “Спасительный алгоритм” (К вопросу о решении тригонометрических уравнений, 10-й класс). Стр. 7.
Третьи премии (по тысяче рублей каждая и почетные дипломы газеты) присудить следующим участникам:
Х.Б.ЧЕБОЧАКОВОЙ, учителю химии Красноключинской неполной средней школы Республики Хакасии, за конспект урока “Как зажечь рубиновые звезды?” (Силикатная промышленность, 9-й класс). Стр. 10.
Валентине НОВОСЕЛОВОЙ, методисту кабинета образовательной области “Искусство” обл. ИУУ, учителю изо средней школы # 95 г.Кемерова, за разработку уроков “Игра линий” (выразительные средства в решении замысла). Стр. 20-21.
Татьяне ЖАВОРОНКОВОЙ, учителю истории средней общеобразовательной школы # 60 индивидуального обучения и социальной адаптации детей-инвалидов г.Улан-Удэ Республики Бурятии, за материал “Пять порогов Нила” (Игра “Путешествие по Древнему Египту”, текст опубликован в “УГ” # 30 за 28 июля с.г.).
Бесплатными подписками на “Учительскую газету” и почетными дипломами жюри решило отметить:
Ирину ЛЬВОВУ, преподавателя литературы гимназии # 6 г.Алатыря, за подборку материалов к урокам в 10-м классе (опубликованы в “УГ” # 26 с.г.);
Елену МЕЛЬНИКОВУ, учителя математики 35-й гимназии г.Владимира, за разработку урока “Решение задач с помощью уравнений” (6-й класс). Урок опубликован в “УГ” # 26 с.г.;
Анну МАЛЫШЕВУ, учителя биологии из села Кашкараганха Тальменского района Алтайского края, за материалы по подготовке к зачету по теме “Млекопитающие” (8-й класс). Материалы опубликованы в “УГ” # 26.
Сердечно поздравляем победителей и участников конкурса, желаем всем успехов в наступающем учебном году!
Большое жюри
1. Елена ПАХОМОВА, заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, заслуженный учитель РФ.
2. Евгений БЕЛЯКОВ, эксперт “Учительской газеты” по проблемам преподавания математики.
3. Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, доцент СУНЦ МГУ.
4. Вадим МЕЛЕШКО, учитель биологии 1912-й школы г.Зеленограда, преподаватель МПУ, лауреат конкурса “Учитель года Подмосковья”.
5. Наталья СЕЛЯКОВА, преподаватель-методист специального отделения “Второе образование” факультета иностранных языков МГУ.
6. Ирина СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы 1818-й школы г.Москвы, учитель-методист, учитель высшей категории.
7. Светлана ТРОФИМОВА, учитель изобразительного искусства 1263-й средней школы и городской экспериментальной площадки # 324 г.Москвы.
8. Наталья ПЕТРОВА, учитель истории лицея # 1525 “Воробьевы горы”, член Союза писателей России.
9. Зиновий ГОЛЬДИН, эксперт “Учительской газеты” по проблемам начального образования, кандидат педагогических наук.
10. Наталья ПЕТРОВА, заведующая лабораторией обучения географии Института общеобразовательной школы РАО.
У каждого участника появится счет в банке
Спорили. Сомневались. Надеялись. Расстраивались. Ликовали! – чувства журналистов, членов предметных жюри и самих участников конкурса были, в общем-то, сходными. Все волнения позади – сегодня газета объявляет победителей. Верим, что главные открытия – впереди; мы предлагаем для наших читателей новые условия
открытого профессионального конкурса “Сто друзей”. Расскажите о конкурсе своим коллегам, обсудите его условия, подумайте над тем, что ваш опыт поможет многим учителям (а значит, и детям) по всей России. Пожалуйста, в суматохе школьных дней не забудьте о том, что вас ждут “Сто друзей!”
Главный человек на конкурсе (после участников) – председатель “большого” жюри “Ста друзей” Елена Пахомова. Заслуженный учитель России, она заведует кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
– Елена Михайловна, поделитесь, пожалуйста, размышлениями, которые возникли у вас при знакомстве с конкурсными работами.
– Первое, что я хотела бы отметить, – это значимость конкурса. Тот факт, что в газету пришло работ гораздо больше, чем ожидалось, является подтверждением потребности у педагога выразить себя в таком виде творчества. Учителю очень важно, чтобы его труд был замечен, чтобы он имел значение не только для него самого, но и для его коллег. Будучи замкнутым в своем пространстве – нередко это сельская школа или маленькая городская, – учитель оказывается в изоляции, часто он единственный “химик” или “физик” на всю округу. Ему не с кем поделиться, не на ком проверить верность своего творчества. Вот почему конкурс для педагогов зачастую едва ли не единственный выход “в большой свет”. Поэтому идея должна получить свое продолжение. Хотя, на мой взгляд, необходимо более точно очертить номинации. Может быть, газета не ожидала, когда объявляла конкурс, такого интереса, и потому призвали присылать все сразу. Теперь, когда у редакции (да и у нашего жюри) есть опыт, мы можем пойти по несколько другому пути, учредив меньшее количество премий, но для каждой номинации. И тогда работы можно будет сравнивать по одним и тем же требованиям.
– В финале конкурса были работы из разных предметов и номинаций. По каким критериям велась их оценка?
– При оценке работ учитывалось:
осмысление автором предлагаемого направления работы (технологии, методики, внеурочной деятельности, эффективность отдельных приемов, методов, способов обучения на уроке и др.). К сожалению, далеко не все работы имели подобное осмысление, а часть разработок не соответствовала заявленным номинациями;
оригинальность представленных тем, способов их преподнесения в обучении или внеурочной деятельности;
технологичность предлагаемого материала;
новизна приемов, методов;
новизна и актуальность преподносимого материала;
изобретательность при обучении.
Жюри, конечно, испытывало огромные трудности при распределении мест. В конце концов после жарких споров мы решили не присуждать первое место никому, поскольку выдающейся работы с точки зрения перечисленных критериев, работы, которая бы имела общепедагогическое значение, мы выделить не смогли. Но жюри в создавшейся ситуации решило увеличить количество вторых премий и присудить их не двум работам, а трем.
– Вы работаете в системе повышения квалификации. Есть ли у вас пожелания, связанные с конкурсом, к коллегам из областных ИУУ?
– Желать здесь что-то определенное трудно. Учитель в данном случае открыт – над ним не довлеет никто. Решил поучаствовать в конкурсе – пожалуйста, садись за письменный стол, “обдумывай житье”, отправляй письмо и – читай “Учительскую газету”. Конкурс в этом смысле очень чист, не засорен излишней “ученостью”, промежуточными турами, конъюнктурными соображениями.
Но в адрес наших методических служб хотелось бы сказать следующее – у нас множество талантливых, необыкновенно одаренных учителей, которым требуется помощь в осмыслении их педагогического почерка. Конкурсные работы показывают, что учитель затрудняется определить, что у него на самом деле хорошо. И он зачастую выносит на суд коллег чужое и старое, а собственное и новое считает никому не нужным. В этом смысле помощь методистов неоценима.
В заключение мне хочется поблагодарить всех организаторов и участников конкурса. От имени жюри я выражаю надежду, что мы еще не раз встретимся (во всяком случае заочно) с теми педагогами, которые представили свои методические разработки в “Учительскую газету”. Конкурс открыт, он не ставит никаких ограничений в смысле участия в нем, и мы ждем новых работ учителей. Надеемся, что в следующем году мы сможем говорить не о ста друзьях, а уже о тысяче. Все работы, отмеченные редакцией “УГ” и жюри, будут включены в республиканский банк педагогической информации, который существует в нашей академии и возможно, что для конкурса мы выделим в банке отдельный “счет” – раздел…
Итак, конкурс завершен. Тех учителей, которые не обнаружат свои фамилии в списке победителей, просим не огорчаться – в следующих номерах “Методической кухни” (напомним, она выходит в последнюю неделю каждого месяца) в течение года будут публиковаться работы, поступившие на конкурс. Все авторы получат гонорар. Кроме того, мы планируем номер, где будут собраны небольшие, но очень ценные открытия, сделанные конкурсантами в своих разработках. Так что почти все участники будут отмечены в нашей газете.
Часть работ (около пятидесяти) поступила на конкурс после указанного срока. Все они автоматически передаются в адрес нового, начинающегося в сентябре этого года конкурса “Сто друзей”. Остальных потенциальных конкурсантов мы просим не медлить с отправкой рукописей. Пишите нам! И всем – удачи!
Лидия СЫЧЕВА
Экспертиза: история
Сегодня мы завершаем публикацию экспертных оценок по предметам (начало в “УГ” ## 26, 30).
Наталья ПЕТРОВА, учитель истории:
– Среди рассмотренных 36 конкурсных разработок, большая часть посвящена истории Отечества – 24 работы. 7 работ – по всеобщей истории, 2 – по “Основам современной цивилизации”, 1 – по “Основам правоведения”, 1 – по политологии, 1 – по “Введению в историю”. По отечественной истории представлены практически все периоды. Наиболее популярны ХVIII-ХIХ вв. (9 работ), Киевская Русь (5), Русское государство в ХV-ХVII вв.(5); остальные посвящены советскому периоду (3), первобытности (1), периоду феодальной обособленности земель (1).
Работы по всеобщей истории распределились следующим образом: древний мир – 4 работы (1 – по истории Древней Греции, 1 – Древнего Рима, 2 – Древнего Египта), средневековье – 3 работы (“Города в средневековой Европе”, “Великие географические открытия” и одна общая работа). По истории нового и новейшего времени нет ни одной работы.
Интересны и с большой любовью написаны программы по краеведению, сценарии праздников и игр по истории родного края: урок-викторина “По волнам твоей памяти, Белгород” Чунихиной Е.В., программа спецкурса “История и культура народов Ставрополья” Геозаляна Л.С., сценарий праздника “Пока жив обычай – жив народ!” Анпилоговой М.И.
Среди методик, технологий, использованных учителями, значительная часть – инновационные, меньшая – традиционные. Как инновационные можно отметить следующие: 1) использование ролевой игры. Наиболее интересны находки Зыковой И.М., Лукьяновой Н.В.; 2) применение интегральной технологии; 3) составление опорных конспектов; 4) применение зачетно-рейтинговой технологии; 5) диалоговое обучение; 6) развитие креативности мышления на уроках истории.
Присланные работы отражают разнообразие применяемых методик и технологий, стремление учителей к максимальной вариативности заданий, но, к сожалению, при частом упоминании об альтернативности в истории и плюрализме мнений содержание исторического материала остается по-прежнему ограниченным рамками формационного подхода, теорий классовой борьбы и т.д. Тяготение к схеме в учительской среде понятно – без нее преподавать сложно. Но складывается впечатление, что схема подчас из способа обращается в цель (главное не что преподавать, а как). К тому же очевидно, что при всей привлекательности применения четкой схемы в исторической науке ее нет, да и быть не может. Именно тяготение к технологии в ущерб внимания к содержанию и объясняет факт отсутствия в предложенных разработках практикумов, семинаров с привлечением исторических источников. Хотя в некоторых работах и есть указания на то, что используются источники, но либо нет конкретных текстов (хотя бы названий), вопросов и заданий к ним (что обесценивает разработку), либо в качестве исторических источников указывается современная публицистика. Небрежность описания, ведущая часто к непониманию замысла автора, исторические ошибки и неточности, использование низкокачественной популярной и околонаучной литературы, к сожалению, присущи некоторым работам. Надеюсь, участникам следующего тура конкурса удастся этого избежать.
Внимание! Новый конкурс
“Учительская газета” объявляет о начале второго конкурса методических разработок “Сто друзей”.
Мы обращаемся к энтузиастам, к учителям-подвижникам, к тем, кто работает творчески. Педагоги из далеких сел, крупных городов, обеих столиц – все они на нашем конкурсе в равных условиях. На страницах газеты вы увидите и “зубров” от образования, и дерзающих новичков, возможно, будущих педагогических светил. Стать участником конкурса просто. Надо лишь правильно оформить свой педагогический опыт, тот капитал, который у вас сложился за годы преподавания в школе.
Конкурс проводится по следующим направлениям.
1. Технологии и методики преподавания. Победители награждаются дипломами и денежными премиями: одно первое место (пять тысяч рублей); одно второе место (три тысячи рублей); одно третье место (две тысячи рублей).
2. Оригинальные сценарии уроков. Победители награждаются дипломами и денежными премиями: одно первое место (три тысячи рублей); одно второе место (две тысячи рублей); одно третье место (одна тысяча рублей).
3. Организация внеклассной работы по предмету (в том числе и во внеурочное время). Победители награждаются дипломами и денежными премиями: одно первое место (три тысячи рублей); одно второе место (две тысячи рублей); одно третье место (одна тысяча рублей).
4. “Маленькие находки” – оригинальные приемы, методы обучения, открытия на уроках и во внеклассной работе. Победители награждаются дипломами и денежными премиями: одно первое место (одна тысяча рублей); два вторых места (по пятьсот рублей); три третьих места (по триста рублей).
5. Игры на уроках.
Сроки проведения конкурса с 1 сентября 1998 года по 30 апреля 1999 года. Результаты конкурса будут объявлены в нашей газете до 1 сентября 1999 года.
Объем каждого материала не должен превышать десяти страниц машинописного текста. Обязательно укажите точный домашний и рабочий адрес, телефон, должность, имя, отчество и фамилию автора.
Тексты направляйте в газету с пометкой на конверте “Сто друзей”. Способ отправки корреспонденции – простое или заказное письмо.
На конкурс принимаются только оригинальные материалы, нигде ранее не публиковавшиеся.
Всех участников конкурса просим подумать над эмблемой “Ста друзей”. Эскизы, выполненные в произвольной форме, направляйте также в газету. Автора лучшей эмблемы ждет премия – пятьсот рублей.
Надеемся, что благодаря конкурсу у газеты появится много ярких авторов (кстати, все они за свои публикации получат гонорар), а также настоящих, верных друзей. Пишите! И поверьте, ваши достижения, какими скромными они бы ни казались на первый взгляд, нужны и интересны всем, кто думает и заботится о школе.
Отдел школ “УГ”
Комментарии