В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям. Специализированные навигационные, артиллерийские и инженерные школы готовили дворянскую молодежь к службе во флоте, в артиллерии, на инженерном поприще. Эти школы, равно как и опыт других государств – Пруссии, Франции, Дании, помогли в создании первых кадетских корпусов. Слово «кадет» происходит от французского саdete, что означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу, до производства в офицеры. Кадетские корпуса в России сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они прививали своим воспитанникам любовь к отечественной истории, армии и флоту, формировали у них высокую нравственность. Кадеты всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широкой образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, офицерской чести и войскового товарищества. Активно участвовали они в культурной жизни общества.
На вечере памяти Льва Демина почетный гражданин Тамбова, начальник музейно-выставочного комплекса Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники Игорь Николаев, растрогавшись от воспоминаний соратников знаменитого летчика, приобнял за плечи мальчонку в темно-синем кителе: «А ты мечтаешь стать космонавтом?» «Нет, – ответил Юрий Родионов, ученик Тамбовского кадетского корпуса имени Демина, – я мечтаю стать моряком». Честность и бескомпромиссность, а также умение с гордостью отстаивать свой выбор в любых обстоятельствах – визитная карточка этих 450 мальчишек, приехавших сюда не только из Тамбова и области, но и Воронежа, Курска, Волгограда, Пензы, Липецка, Орла.
Мысль о создании кадетского корпуса в Тамбовской области родилась в 2001-м, и на базе военного лицея появился замечательный дом для тех, кто бредит морем и тишиной приграничной полосы, романтикой рисуемых воображением подвигов и безопасностью родных пределов, для тех, кому кажутся музыкой слова «честь» и «отвага», «благородство» и «долг».
Ребята выбирают образование по наиболее близкому их душе профилю, они могут изучать военное дело во всех тонкостях его оборонно-технического аспекта, здесь есть морской, авиационно-космический и гуманитарный классы, учатся в корпусе и будущие пограничники.
Класс ФСБ сформирован и функционирует в школе с сентября 2005 года. Только этим летом шефы организовали поездку ребят в Новороссийск, на погранзаставу в Кабардинке. Кадеты узнают об интересных фактах из жизни чекистов, стараются походить на Рихарда Зорге и Владимира Путина. Представители УФСБ России по Тамбовской области нередко приходят в гости в свой подшефный погранкласс и напоминают: для того чтобы стать достойным офицером, необходимо обладать широким кругозором, а значит, нужно учиться, учиться и еще раз учиться…
В кадетском корпусе планку держат высоко. Здесь мечтают подготовить истинного патриота, государственно мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.
Кадетское воспитание направлено на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развить духовные и физические способности, глубоко укоренить понятия благочестия и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству.
Наряду с традиционными в учебном плане представлены предметы, направленные на обеспечение осознанного выбора кадетами профессии (начальная военная подготовка, военно-морское дело, автомобильная подготовка, элективные курсы в 9-м классе по начальной военной подготовке, математике, физике, информатике).
Военная подготовка включает историю кадетских корпусов, историю Вооруженных сил, тактику, огневую и строевую подготовку, общевоинские уставы, проведение разводов на занятия. Строевые смотры изучаются на факультативных занятиях в 10-м классе и служат темой для элективных курсов в 9-м. В соответствии с учебным планом в начале учебного года проводится практика на базе Военно-морского института радиоэлектроники в Санкт-Петербурге и военно-полевые сборы с вновь набранными кадетами. По окончании учебного года на территории авиационного училища и военной части проводятся пятидневные военно-полевые сборы с кадетами 10-х классов.
Сергей Малышев ведет в школе морской спортивно-технический кружок, Александр Ивановский ходит с ребятами в походы, Екатерина Колесниченко поет и заставляет петь вместе с ней, Ольга Лобачева прививает любовь к информатике, Павел Кирилин в секции рукопашного боя готовит мастеров схватки, Николай Ионов руководит вокально-инструментальным ансамблем, Евгений Мещеряков – хором, Виктор Мишустин учит танцевать, Галина Рыжикова говорить на иностранных языках, Марат Шайхулов играть на сцене, а Николай Пургин занимается с ребятами прыжками с парашютом.
Художественно-эстетическое видение мира необходимо культурному человеку, грамотное его представление о процессах естественно-научного толка говорит о его общем развитии, быть в хорошей спортивной форме – правило для уважающей себя личности, разбираться в культурном наследии цивилизации может позволить себе высокообразованный индивид. Всеми этими достоинствами похвалиться может разве что ученик Тамбовской кадетской школы. А плюс к этому здесь считают, что настоящий кадет должен быть знаком с наукой о морали и твердо усвоить нравственные нормы. В отдельный предмет в школе выделена хореография. Обязательна для изучения история кадетских корпусов России. Факультативно даются представления об основах военной службы.
Учителя кадетской школы-интерната ставят перед собой цель подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальное решение, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными, этическими ценностями.
Это часть федерального эксперимента по созданию наиболее благоприятных условий в школе-интернате для детей, желающих ощутить себя профессиональными защитниками Родины. Кадетская школа-интернат поддерживает тесное сотрудничество с областным институтом повышения квалификации, Тамбовским высшим военным авиационным инженерным училищем радиоэлектроники, Санкт-Петербургским Военно-морским институтом радиоэлектроники имени Александра Попова, Московской Военно-воздушной академией имени Николая Жуковского, Пограничным институтом ФСБ России, Ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». С этими учебными заведениями заключены договоры о совместной работе по подготовке выпускников. У кадетской школы множество социальных партнеров – это и военный комиссариат, и Комитет по делам молодежи, и управление МЧС, и общественная организация РОСТО, и областной и городской Совет ветеранов Великой Отечественной войны, и краеведческий музей, и областная картинная галерея, и музейно-выставочный комплекс авиационного училища, но огромный список соратников был бы не полон, если не упомянуть в этом перечне единомышленников – Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, с которым тамбовчан связывает крепкая долгая дружба, зародившаяся еще при жизни Алексея Борисовича и не угасающая поныне.
Система кадетского воспитания в школе-интернате, по словам ее директора Николая Хворова, основана на традициях русской армии, кадетских корпусов, военных гимназий прошлого, современных передовых методиках воспитания.
Воспитание в кадетской школе-интернате бинарно: это комбинация авторитарного и демократического методов. Авторитарный метод особенно практикуется на первых ступенях – организация военизированная, кадеты должны уметь подчиняться приказам. На этом этапе идет и передача им определенных норм и требований в готовом виде. В старших классах кадеты начинают осмыслять правила, осознавать их ценности и назначение – а почему именно такое правило мы должны выполнять? Здесь начинается комбинирование методов. На старшей ступени доминируют демократические подходы.
Сама организация жизнедеятельности кадетов – это режим, распорядок дня и военизированная составляющая. По большому счету – военизированная игра. Используются воинские уставы, хотя они ориентированы на другой возраст и другую ситуацию. Поэтому в кадетской школе-интернате разработан общекадетский устав.
Разработанная в кадетской школе-интернате система героико-патриотического воспитания приобрела самостоятельный, системный компонент и имеет необходимые ресурсы для дальнейшего развития. Система героико-патриотической работы включает в себя ежеквартальный выпуск устного календаря «Военная слава России: События. Даты. Люди», ежемесячное проведение военно-исторических чтений «История кадетских корпусов России: Имена. Подвиги. Слава», экскурсии и встречи с офицерами и курсантами, ветеранами. Цикл вечеров устного рассказа об офицерской службе, красивых воинских ритуалах, связанных с выносом гвардейских знамен, книг Памяти, военно-исторические и историко-художественные выставки из Центрального музея Вооруженных сил России и Студии военных художников имени Грекова, Государственного музея – все это жизнь кадетов.
В течение пяти лет кадетская школа-интернат служит экспериментальной площадкой по совершенствованию героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе. На ее базе регулярно проходят семинары и занятия учителей школ области. В 2007 году Тамбовский кадетский корпус имени Льва Демина победил во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». Это результат ее творческой работы и того, что эта школа регулярно обменивается опытом работы с кадетскими корпусами, так своевременно появляющимися на территории нашей страны, что позволяет всегда идти в ногу со временем.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Современный лингафонный кабинет, подаренный фондом Йордана, позволяет кадетам усовершенствовать свое произношение
Десятиклассник Александр КОПТЕВ – меткий стрелок
Кадеты возлагают цветы к бюсту космонавта Льва Демина
Комментарии