search
main
0

Витать в облаках. Учительница говорит: «Голова у него хорошая, но…»

​Дорогие учителя, знакомо ли вам то чувство недоумения, когда ученик вроде бы регулярно поражает вас способностями и сообразительностью, но в то же время так же регулярно совершает нелепые, глупые ошибки? И вот вы думаете: «Ведь может, когда хочет… Голова-то у него хорошая, но…» Но то букву на письме пропустит, то запятую не поставит, то с ошибками перепишет, дома никак не может сесть за выполнение домашнего задания, а если сел, то делает его медленно, в час по чайной ложке. Если бы мы построили график учебных достижений такого ребенка, то у нас, очевидно, получилась бы парабола.

Действительно, трудности обучения в школе у детей не редкость. Распространенные жалобы учителей и родителей: «отвлекается на уроке», «витает в облаках», «спит», «мешает другим», «неусидчивый», «невнимательный», «не слышит инструкции», «не может применить правило» и прочее. Такое поведение ребенка постепенно вызывает у учителей и родителей ощущение, что он просто ленится и не старается. Но у любого поведения однозначно есть своя причина. Ребенку явно что-то мешает, и он не может справиться с ситуацией.Часто оказывается, что причину «параболы», о которой говорилось выше, стоит искать в слабости некоторых психических функций, недостаточной их сформированности. Возможно, у ребенка недостаточно сформированы функции саморегуляции и самоконтроля, слухоречевая память, функция переключения внимания или пространственное мышление, вследствие чего мозг не успевает полноценно воспринимать и обрабатывать поступающую информацию из внешнего мира. А может, дело в слабости тех структур мозга, которые отвечают за его работоспособность, обеспечивают энергией? Тогда ребенок и начинает отвлекаться, витать в облаках, быстро уставать.При низкой работоспособности ребенку трудно концентрироваться и быстро переключаться, воспринимать задания и инструкции на слух, регулировать свое поведение. А дальше, как по цепочке, одни трудности влекут за собой другие. Невнимательность влечет за собой ошибки на письме: появляются пропуски букв или, наоборот, лишние слоги и слова. При недостаточно сформированных слухоречевой памяти и фонематическом слухе ребенок допускает большое количество орфографических ошибок. Если лидирует зеркальное письмо букв и цифр, ребенок путает право и лево, затрудняется в решении задач и примеров, то скорее всего работать нужно с пространственным мышлением. Существует много причин, по которым одни психические функции к определенному возрасту ребенка формируются недостаточно и не могут обеспечивать полноценное усвоение нужного учебного материала, начиная от органических причин и заканчивая педагогической запущенностью. Но важно помнить, что недостаточная сформированность психической функции – это не болезнь и не патология, а фактор, довольно легко поддающийся психолого-педагогической коррекции!Как и чем помочь «хорошей голове»?В большинстве случаев родители, желая решить проблему, начинают задумываться о дополнительных занятиях с репетиторами. Эти занятия уместны, если ребенку необходимо восполнить пробелы в конкретных знаниях того или иного школьного предмета, но достаточно сформироваться слабой психической функции они едва ли помогут. Чтобы знания улеглись в голове, необходимо обеспечить прочный фундамент. Этим фундаментом и являются полноценно и достаточно сформированные высшие психические функции.Пример: если ребенок не успевает по английскому языку из-за того, что плохо разбирается во временных формах, необходимы занятия с репетитором. А если ребенок не  может запомнить иностранные слова, не воспринимает их на слух и путает написание вследствие слабой слухоречевой памяти, то в этом случае необходимы занятия с детским нейропсихологом.Нейропсихолог проводит диагностику развития психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, моторики, восприятия) и сравнивает показатели с возрастной нормой. На основании результатов диагностики специалист определяет не только слабые психические функции, с которыми нужно работать, но и сильные стороны ребенка, с опорой на которые строится коррекционная программа.Пример: ребенок с трудом запоминает и пересказывает тексты вследствие недостаточно сформированной слухоречевой памяти, но у него хорошая зрительная и двигательная память. В таком случае при работе с текстом будет уместно вместе с ребенком подготовить различные карточки, рисунки, придумать движения, на которые он поначалу будет опираться при запоминании текста на слух.Как работает нейропсихолог?Нейропсихологическая коррекция – это курс занятий, включающий блок специальных двигательных упражнений и когнитивный блок (познавательные игры, письменные, графические, устные задания). Двигательный блок состоит из специальных дыхательных и физических упражнений, растяжек. В результате у ребенка повышается рабочий тонус, улучшаются внимание, межполушарное взаимодействие, почерк, уменьшаются трудности с моторикой. Управляя телом и дыханием, ребенок учится контролировать свое поведение.К детскому нейропсихологу стоит обратиться, если школьник:- испытывает трудности с вниманием (неусидчивый, отвлекается, трудно включается в работу и плохо удерживает внимание, быстро устает);- испытывает трудности с самоконтролем и саморегуляцией;- не может применять правила;- пишет буквы и цифры зеркально;- путает право и лево;- пропускает буквы, знаки, пишет слитно;- пишет, как слышит;- левша;- имеет трудности с чтением;- имеет трудности с почерком и координацией движений;- затрудняется в решении арифметических примеров и математических задач.Если у ребенка есть трудности с устной или письменной речью, то в этом случае для него зачастую будет гораздо эффективнее заниматься не только с детским нейропсихологом, но и с логопедом.К детскому нейропсихологу стоит обратиться и родителям дошкольника, если у ребенка есть какие-либо трудности в развитии или поведении (например, трудности в речевом или моторном развитии, проблемы с вниманием, эмоциональная неустойчивость).Дорогие учителя, теперь вы знаете, как помочь непоседливым «хорошим головам», которые порой путают право и лево или пропускают буквы в словах! Но помните, что трудности, которые есть у ребенка, – это не что-то чужеродное, а такая же составная его часть, как рука или нога. Ваша любовь к ребенку и принятие его со всеми его недостатками – это самая мощная поддержка и опора, которая всю жизнь будет помогать ребенку верить в себя и преодолевать мелкие и крупные неприятности в жизни.За психолого-педагогической и логопедической помощью ребенку можно обратиться в любое из 37 территориальных отделений Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы (www.gppc.ru; 8 (495) 730-21-93).Ксения КУЗЬМИНА,специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте