Имя академика, кандидата педагогических наук, профессора Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Виталия Кузьмича Дьяченко известно широкому кругу педагогов не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Подвижник, новатор, теоретик коллективного способа обучения, около шестидесяти лет он доказывает, разъясняет преимущество этой педагогической технологии, которая сейчас считается одной из самых современных и передовых в мире. КСО в корне преобразует весь педагогический процесс, его организацию, технологию и методику. А сегодня, когда в мире отмечается всеобщий кризис образования, идеи Дьяченко, как никогда, актуальны и вызывают повышенный интерес. “УГ” пригласила известного дидакта на прямой разговор с читателями.
– Здравствуйте, Виталий Кузьмич. Беспокоит Алексей Дмитриевич из Новосибирска. В школе уже 15 лет, убежденный классноурочник. Читал ваши книги по дидактике. Интересно узнать, почему вы считаете, что кризис образования вызван именно классно-урочной системой обучения?
– Вопрос о кризисе образования я бы поставил шире. Классно-урочная система обучения уже давно оказывается неэффективна, она является тормозом общественного развития, причем не только в России, но и в других странах. Ведь новой эпохе нужна новая школа с новым отношением к ученику. И если говорить о кризисе образования, то нужно признать, что он охватывает все его уровни: и начальную, и среднюю, и высшую школу. Это единый кризис и, кстати, всеобщий и всемирный. Ведь обучение и в средней, и в высшей школе осуществляется посредством одних и тех же форм организации: групповой, парной и индивидуальной. Можно сказать, что в школах всех уровней применяется один и тот же метод: группо-парно-индивидуальный. Мы его еще называем групповой способ обучения (ГСО).
– Так почему же вы уверены, что этот метод устарел, как устарела вся классно-урочная система? Я лично не мыслю, как можно по-другому обучать детей.
– Классно-урочной системе уже более трех веков. До нее учитель обучал в школах каждого ученика, и в отдельности, и по очереди. Обучать одновременно целый класс было невозможно, так как все ученики находились на разном уровне и изучали разный материал. Такой метод обучения называют средневековым, и использовался он, когда у учителя и в школе было мало учеников. Со временем учеников становилось больше, их объединяли в группы-классы, учитель не успевал работать с каждым учеником, и основной формой его работы становилась групповая. Для того времени это был выход, но вместе с тем стало “хромать” качество знаний: много учеников, большой объем изучаемого материала. Первые признаки кризиса средней школы (тогда гимназии) начали проявляться уже в конце ХIХ века. А в ХХ кризис усилился.
– В чем же он проявляется? И почему вы говорите о кризисе всей системы образования, а не только средней школы?
– Предположим, что учитель на уроке изложил содержание новой темы, применил наглядность, ТСО, провел закрепление в конце урока. Дома кто-то из учеников повторил-закрепил материал, ну а кто-то даже не заглянул в учебник. На очередном уроке из 20-30 учеников учитель обстоятельно может опросить троих-четверых, не более. Вступает в силу забывание. Оно неумолимо, так как далее идут новые и новые темы – и наступает забывание почти всего, что изучалось на первых уроках. К концу учебного года только незначительная часть класса более или менее помнит то, что изучалось в начале или в середине года. Значит, можно начинать изучение учебного предмета сначала. А так как их много, то более или менее основательно изучаются лишь некоторые, и забвению предаются остальные предметы. Вот такая общая закономерность. Исключения бывают, но они только подтверждают общее правило.
– Звоню из Воронежа. Наталья Георгиевна. С уважением отношусь к вашим взглядам. Но вы прямо-таки насаждаете в школах коллективный способ обучения, подразумевая под ним работу учеников друг с другом и со взрослыми в парах сменного состава. Вы призываете всех (учителей, учеников, родителей, управленцев) переходить от классно-урочной системы к коллективной форме организации школьных занятий и убеждены, что это и есть реальный выход из сложившейся ситуации в образовании.
– Сегодня во всех учебных заведениях преобладает форма, когда один человек, учитель, обучает большую или малую группу детей. При коллективной же форме организации учебных занятий именно коллектив, а не отдельный человек, обучает всех участников занятий: каждый ученик активно участвует в обучении своих товарищей. Такая работа происходит только в парах сменного состава, когда по очереди каждый ученик в процессе взаимообучения выполняет функции и обучаемого, и обучающего. Еще Ян Амос Коменский признавал, что если ученика ставить в роль обучающего, то он так усваивает материал, что до конца жизни его не забывает. При этом происходит не только развитие речи и мышления ребенка, но и личности в целом. Ученик формируется как гражданин: работая на коллективных занятиях, он выступает не потребителем новых знаний (что происходит при нынешней системе), а обучает других, выполняет общественно полезные функции, не только управляет другими, но и сам организовывает занятия. Но чтобы поставить каждого ученика в положение обучающего, тех форм организации обучения, которые существуют сейчас, недостаточно.
Хочу пояснить, что коллективный способ обучения – это более широкое понятие, чем коллективные формы организации обучения. При коллективном способе наряду с организацией работы в парах сменного состава используются и традиционные старые формы: групповая, парная (замкнутые пары) и индивидуальная. Поэтому коллективный способ обучения правильнее было бы назвать коллективно-группо-парно-индивидуальным способом. Но при этом старые формы радикально изменяются. Переход на КСО – это новая стадия в развитии школы. До сих пор ему не придавали особого значения: ну мало ли что, ученик пошел по классу, поговорил с одним-другим. Но при этом он учится находить и открывать для себя новые знания, применять их на практике и ориентироваться в окружающем мире.
– Добрый вечер, Виталий Кузьмич. Я из Канска (Красноярский край). Учитель начальной школы с тридцатилетним стажем. Поясните все же, возможно ли групповой способ обучения сочетать с КСО?
– Вообще-то это разные исторические стадии. Введение коллективных занятий в классно-урочную систему постепенно ее преобразует. В корне. Ввести коллективные занятия в классно-урочную систему и сохранить ее невозможно, разве что на первых порах. Все коллективные занятия (сотрудничество в парах сменного состава) можно разделить на две большие группы: по горизонтали и по вертикали. Первая – более простая. В принципе она позволяет применять некоторые кэсэошные методики в той или иной степени и при классно-урочной системе. Например, это могут быть взаимные диктанты, когда ученики, подиктовав текст один другому, расходятся и работают с остальными учениками. Или взаимообмен заданиями, работа по вопросникам и многое другое. Это предполагает взаимообразное обучение на одном уровне, по горизонтали. А вот когда мы вводим сотрудничество по вертикали, тогда уже с самого начала исчезают как уроки, так и классы, а значит, ни о каком сочетании ГСО и КСО и речи быть не может. В этом случае обучение уже строится по принципу “лестницы”: один ученик еще только начинает изучать тему, а другой уже заканчивает учебный курс, предположим, географии 6-го класса. И тогда уже взаимообразного обучения нет, и тот, кто идет впереди, выступает в роли обучающего, а кто идет вслед за ним – обучаемого. Это и есть сотрудничество учеников по вертикали. Здесь есть разные методики или технологии, разработанные мной. Это так называемые красноярская и лангепасская (названная по городу Лангепас Тюменской области). В литературе это описано. Уже вышло много моих книг, в которых подробно даются эти методики. Могу сказать, что сегодня сотрудничество по вертикали у нас в стране осуществляется пока только в красноярской средней школе N 21 (авторская школа В. Дьяченко. – Г.О.).
– Здравствуйте! Меня волнует вопрос о роли учителя при КСО. Что конкретно он должен делать в процессе коллективных занятий? Сама я из Тамбова, Елизавета Юрьевна. У нас с уважением относятся к новому способу обучения. Наши учителя солидарны с вами, что коллективные занятия способны обеспечить высокий уровень обучения и интеллектуальное развитие школьников.
– Вопрос о функции учителя при КСО принципиальный. И очень важный. Роль педагога при старой системе классно-урочной и при коллективном способе обучения существенно различается. При ГСО учитель систематически излагает материал группе учеников, проверяет, организует учет знаний и осуществляет перевод ребят в следующий класс. При КСО учителю совсем не обязательно систематически излагать новую тему. Есть методики, например, Ривина (А.Г.Ривин – учитель В. Дьяченко. – Г.О.), при которой каждый ученик изучает новую тему самостоятельно. А затем дети, встречаясь друг с другом, прорабатывают по частям свои статьи. При этом система знаний по учебному предмету формируется у них благодаря самостоятельной работе и общению с товарищами. А учитель здесь только содействует, помогает формированию этой системы. Да, порой ему приходится излагать материал, но совсем с другой, чем при классно-урочной системе, целью. Учитель дает образец: как нужно изучать тему, как спрашивать, планировать, чтобы обучение шло успешно. Ведь ученик становится своего рода преподавателем. При переходе на КСО, особенно в процессе становления, учитель выступает и в роли организатора: ведь ему нужно всех учеников настроить, организовать, чтобы у них появился коллектив – вначале образовательный, а потом и самообразовательный. Последнее, пожалуй, является главной целью коллективного способа обучения.
– Наверное, для успешной работы по КСО учитель должен обладать какими-то особыми педагогическими качествами?
– Главное, учитель должен обладать очень хорошими знаниями по своему предмету. При старой традиционной системе учитель готовится к каждому уроку, пишет план. При КСО никакого плана он может не писать, но должен знать весь материал и данного года обучения, и последующих. Поэтому здесь должен быть хорошо подготовленный профессионал. А таких пока не очень много. Их нужно готовить. И в этом я вижу самую главную трудность в переходе на новую технологию. А если брать учителей начальных классов, то у них другое: они не знают программу старших классов. В их работе нет преемственности.
– Звоню вам из Якутии. Нечаев. Знаю, что недавно вышла ваша новая книга, которая так и называется – “Новая дидактика”. Какие вопросы в ней освещаются? Кому она предназначена?
– Эта книга – труд всей моей жизни. В “Новой дидактике” освещена сущность обучения, его формы, методы, принципы. Особое предназначение видно уже из названия “Новая дидактика”. Впервые я вывожу дидактику на уровень подлинной науки, которой можно и нужно руководствоваться для реформирования школы. Эта книга предназначена для учителей, управленческого аппарата и преподавателей педагогики педагогических вузов и колледжей.
– Я из Кемерова, Людмила Федорова. Познакомилась с вашей книгой “Новая дидактика”. Написано просто замечательно: емко, убедительно, доходчиво и профессионально. И главное, действительно хочется что-то менять в школе, действовать. А какие практические изменения в системе образования ожидаете вы, Виталий Кузьмич, после выхода вашей книги?
– Самое первое, на что я могу рассчитывать, это на изменение содержания преподавания педагогики, педпсихологии и в какой-то степени методик в педагогических вузах и училищах, а также в институтах повышения квалификации учителей. И второе: надеюсь, что интерес к новой дидактике как новому, коллективному, способу обучения получит свое глубокое и всестороннее научно-теоретическое обоснование.
– Добрый вечер, Виталий Кузьмич. Рада слышать вас, рада за вас. Татьяна Викторовна Чепчец из Красноярска. В последнее десятилетие стали популярны различные образовательные технологии. На ваш взгляд, каков их вклад в развитие системы образования и, в частности, в реформирование школы?
– Сегодня различных образовательных технологий насчитывают порядка 50. И то, что о них стали рассказывать и публиковать, – факт весьма положительный. Люди познакомились с новыми направлениями в развитии педагогической, методической, дидактической мысли и соответственно практики. Но так как все эти технологии, кроме коллективного способа обучения, ориентированы на групповой метод обучения, который, как доказано, является главной причиной всемирного школьного кризиса, то можно сказать, что вклад их в развитие дидактики как науки и реформирование школы скорее отрицательный. В общем, это попытки сохранить старый способ, воздержаться, не делать реформы, а ограничиться модернизацией. А реформа и устранение кризиса – это прежде всего переход на коллективный способ обучения. Об этом, кстати, доказательно говорится в моей “Новой дидактике”, там же даются конкретные рекомендации и система мероприятий.
– Здравствуйте, это Татьяна Халикова из Казани. Скажите, не является ли коллективный способ обучения синтезом современных психолого-педагогических достижений?
– Поскольку официальная психолого-педагогическая “наука” всегда ориентировалась на групповой метод обучения или даже на индивидуальный (средневековый), то, естественно, все современные достижения, за исключением КСО, носили, я бы сказал, реакционный характер: они стремились школу, систему образования задержать, затормозить и даже повернуть обратно. Хотя отдельные мысли и отдельные исследования оказались очень полезными и ценными. Как, например, методика Шаталова с его опорными конспектами. Я, в частности, пользуюсь его рекомендациями, его находками. Это можно сказать и о других представителях современной педагогики и психологии.
– С уважением к вам Ирина Литвинская, Красноярск. Поддерживаю вашу мысль о необходимости преобразований учебно-воспитательного процесса на базе коллективизма и самостоятельности. Знаю, что у вас масса последователей и единомышленников. Поясните, пожалуйста, что нового вносят в школьную практику кэсэошники, какие ограничения встречаются на их пути.
– Достижения моих единомышленников уже опубликованы либо в моих работах, либо у самих авторов. В основном они носят методический характер: как проводить опрос и организовывать занятия, составлять и применять карточки, работать по индивидуальным планам и по маршрутной методике. Это все новшества, имеющие большее или меньшее значение. Но мы до сих пор не можем преодолеть рамки классно-урочной системы, при которой применять коллективные занятия можно только частично и на невысоком уровне. Получается противоречие: вроде бы управленческий аппарат, как, например, у нас в крае, поощряет КСО, поддерживает, но тем не менее простора для перехода на новую технологию мы еще не имеем и вынуждены применять коллективные занятия в рамках классно-урочной системы и добиваться при этом положительных результатов. (На мной взгляд, сравнительно небольших). Но нам, школе и обществу, нужны переход на КСО и радикальные перемены. Вот их-то мы и не можем добиться, пока окончательно не разделаемся с классно-урочной системой. Нужны погружения, нужно менять расписание, и кадры по-другому готовить.
– Борис Михайлович, москвич. Какие главные условия нужны для введения коллективных занятий в школе: учебники, расписание?..
– Первое, что нужно сделать, провести, как мы называем, запуск коллективного способа обучения. Для этого необходимо включение всех учеников класса в коллективные занятия, т.е. пары сменного состава. Это отнюдь не самая трудная вещь. Следующий шаг: учителю нужно включить все содержание данного года обучения в работу, сделать так, чтобы все ученики класса растянулись в большую “лестницу”, и впереди идущие ученики (наиболее способные) пусть не в совершенстве, но знали бы всю программу предстоящего учебного года. Чтобы подготовить таких учеников, идущих в авангарде, учителю нужно самому хорошо знать и теорию, и практику, и плюс еще заручиться поддержкой коллег. Потому что, когда учитель готовит очередного ученика, класс в это время оказывается “бесхозным”. Вот об этот “порог” больше всего и спотыкаются при запуске КСО. Например, как я делал запуск и в 3-м, и 7-м, и 9-м классах? Я давал темы блоками, как у Шаталова, по опорным конспектам. Кроме этого, каждый ребенок имел учебник, карточки, чтобы себя проверить. А в дополнение к учебнику еще и программный вопросник с упражнениями, задачами, контрольными работами. Учитель же постоянно наблюдал, как каждая тема усваивается учеником, а затем и передается следующим. Конечно, в это сложное время большим подспорьем являлась помощь коллег. Они занимались с классом по традиционной системе, в то время как я формировал ученика-учителя. Конечно, эта работа требует определенных изменений в расписании. За время практической работы по переходу на коллективную форму занятий я понял, что в школе по новой технологии должна работать группа, одному сделать это очень трудно. Учителя-единомышленники обязательно обсуждают, что у кого получается, ходят друг к другу на занятия, поддерживают, помогают. Считаю, что важным условием успешного перехода на КСО является и дополнительная оплата учительского труда: зарплата работающих по новой технологии должна быть значительно выше, чем у остальных. Потому что они двигают прогресс.
– Здравствуйте. Вас беспокоит Светлана Юрьевна из Омска. Я не педагог, я мама. Вы считаете, что действительно все ученики сегодня способны освоить школьную программу?
– Главный критерий технологии КСО – все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить высокий. Считаю, что школьную программу способны освоить практически все дети, только если они не больны. Более способные смогут закончить изучение учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим, возможно, потребуется увеличить срок обучения. Все зависит от природных способностей, состояния здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей. В нашей технологии дети ориентируются на положительные примеры, и мы не наказываем двойками тех, кто отстает. Но они “наказаны” своим положением, когда находятся где-то в арьергарде и видят, что их товарищи уходят вперед. Характерно, что в освоении разных предметов ученики могут двигаться с разным темпом. И разные уровни – это нормальное явление при коллективном способе обучения, где главным ориентиром становится не оценка, а качественное усвоение материала. Ученик может прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень.
“Прямую линию” подготовила Галина ОЛЬХОВСКАЯ
Красноярск
Мнение детей
Красноярская школа N 54:
В новой паре не надоедает учить стихи, а в постоянной надоедает. В парах сменного состава запоминается лучше и быстрее, чем в постоянной паре. Почему? Потому что одной учить долго и мучительно.
Таня Глухих,
2-й “А” класс
Мне больше всего понравилось учить стихотворение в парах сменного состава. Когда я сидел с Олей и учил вторую строфу, было веселей, чем с Никитой учить первую. А когда учил третью строфу с Валерой, мне было еще веселей. Когда я учил с Никитой, было грустно, надоело учить с ним. А когда пересел, то взбодрился.
Валерий Артеменко,
2-й “А” класс
Мне нравилось работать в парах, передавать свои мысли и чувства друг другу. Когда в паре учили стихи, мы объясняли непонятные слова. Если два человека работают – результат становится лучше, а люди – умнее.
Аня Аксенова,
5-й “А” класс
Мне нравится работа в парах, потому что, если что-то не понятно, я могу спросить у соседа. Мы с соседкой можем делиться своими мыслями. Ну вообще две головы лучше одной.
Юля Скворцова,
5-й “А” класс
Работать в парах мне очень нравится, так как спорим о чувствах автора, рисуем картинки далекого прошлого, учимся фантазировать, представлять, развиваем свое творчество.
Настя Голова,
5-й “А” класс
Красноярская школа N 141:
До третьего класса я училась в городе Зеленогорске в школе N 174. У нас были обычные уроки, как и во всех школах. Но были нагрузки. Здесь нагрузки не очень большие, но мы проходим темы в таком же темпе. Раньше я многого не понимала. Учительница объясняла, но кто не понял, должен был сам учить дома. Здесь нам объясняют и, если что-то кому неясно, нас об этом спрашивают.
Недавно мы начали проходить тему “Деление многозначных чисел”. Тема эта очень интересная. Мы работали по карточкам. Всего их было 18. У меня сначала появилось затруднение, но потом мне помогли ребята, а дома – брат. Когда я вышла из блока, то почувствовала, что самый трудный порог пройден, я могу решать примеры.
Мне очень нравится работать в новом классе!
Арина Гельманова,
3-й класс
Мне очень нравится учиться. Особенно на уроках природоведения. По чтению работаем в группах, которые состоят из трех человек. Я ответственная за работу в нашей группе. Мы проходим предпоследнюю тему, и я хочу, чтобы мы ее быстрее сдали и получили новую. Поэтому если будем лучше работать в группе, то быстрее закончим работу.
Дарья Лопатина,
3-й класс
У нас в школе не очень простая методика. На уроках русского и математики нас разводят в разные отряды. В каждом отряде есть свой командир. Я была командиром, мне это не очень понравилось: все-таки очень трудно… Эта школа самая хорошая.
Ольга Зверева,
3-й класс
Особенно я люблю природоведение, историю, информатику, физкультуру. Мне нравятся наши учителя. По природоведению занимаемся по методике Ривина, и мне это очень нравится. При такой работе я занимаюсь быстрее, чем одна или в группе. На русском языке мы изучаем разные темы по разным методикам. Больше всего мне нравится работать по взаимодиктанту. Напарник диктует предложение, а я должна назвать орфограммы и проверять их, а потом наоборот.
Дина Левинская,
3-й класс
Мнение взрослых
Красноярский государственный педагогический университет:
Технология коллективного способа обучения позволяет раскрыть умение человека общаться с другими людьми. Особенно мне понравилась методика взаимообмена заданиями, потому что каждый ребенок включен в работу, независимо от того, как он учится! Обязательно буду использовать взаимообмен заданиями в своей школьной практике.
Катя Ускова, студентка 2-го курса
Представьте ситуацию: идет урок – закрепление темы. Учитель вызывает учеников к доске по очереди для решения задач. Посредственный ученик мучается у доски. Учитель нервничает и раздражается от его непонятливости. Половина класса уже справилась с решением задачи и откровенно скучает. Другая половина тоже скучает и переносит то, что написано на доске, к себе в тетради. Знакомая нам всем ситуация! Имеются в виду, конечно, “традиционные” учитель и ученики. Самое страшное, что дети привыкают ничего не делать на уроках, учатся обманывать и изворачиваться. “Удачно списал – замечательно!” – так рассуждают они.
Таких ситуаций на коллективных занятиях нет! Здесь нет скуки! Здесь каждый ребенок движется своим темпом, изучает материал за счет своих способов и техник.
Марина Белоголова,
студентка 2-го курса
Красноярская школа N 54:
Наблюдения показали, что при правильной, продуманной организации КУЗ каждый ребенок способен включиться в учебную деятельность. Каждый, не только “сильный”, но и “менее способный” ученик получает возможность высказаться, осмыслить определенный вопрос. Пусть даже лишь на своем уровне понимания.
Л. Козлова,
учитель начальной школы
Я работаю в школе более тридцати лет. Использовала в основном фронтальную и индивидуальную формы работы. После посещения курсов по методологии и теории коллективных учебных занятий (КУЗ) стала вводить на своих уроках разные методики. Пришлось поменять и способ работы, сочетая фронтальную, парную и индивидуальную. Наиболее эффективной показалась работа в постоянных парах и парах сменного состава.
С. Дейс,
учитель начальной школы
Мотыгинская школа N 2
Красноярского края:
Когда началась работа в парах, было очень непривычно: раздражал шум, громкое общение детей. Все новое – это труд. Пришлось много поработать над умением тихо говорить в парах, находить напарника, пересаживаться, никому не мешая. Самостоятельность – это же ростки самоуправления, что так необходимо в любой сфере жизни. Трудности ведь не в детях, а в нас самих. А если технология работает на ученика, значит, она стоит многого.
Наталия Анучина,
учитель русского языка и литературы
Бородинская школа N 3
Красноярского края:
Уже после первой лекции все стало “с головы на ноги”. Полностью изменилось представление о способностях учеников. Работа в парах сменного состава дала возможность увидеть, насколько каждый человек индивидуален, что существует много путей к решению одних и тех же задач. Как важно слушать и услышать своего напарника.
Работа по методике Ривина показала, что возможности текста безграничны, при помощи совместных рассуждений можно дойти до философских глубин.
О. Нефедова,
учитель русского языка
В парах возникает чувство ответственности перед другим человеком: я должен его научить! В групповых же занятиях усвоил – не усвоил другой, это никого не волнует, кроме учителя и хорошо если самого ученика.
Н. Букал,
учитель биологии
Комментарии