search
main
0

Виртуальный полицейский Специальная программа отлавливает прогульщиков

В ближайшем будущем экономике страны потребуется все больше и больше элитных рабочих, способных управлять сложнейшим электронным и автоматическим оборудованием, а с компьютером они и вовсе будут на ты. Раньше других это поняли в иркутском профессиональном лицее N 17 и серьезнейшим образом занялись информатизацией своего образовательного учреждения. К великой радости, подкрепление своим планам педагоги нашли в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, которая предусматривает опережающее развитие начального и среднего профессионального образования.

Думаю, что многим руководителям надо поучиться у директора 17-го профлицея Владислава Афанасьева. Он прошел подготовку в нашем региональном интернет-центре Федерации Интернет Образования и очень успешно организовал у себя комплексное внедрение новых информационных технологий, – такое мнение еще в начале учебного года высказал начальник Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области Леонид Выговский.
В лицее разработана и действует комплексная целевая программа развития “Повышение качества профессиональной подготовки учащихся посредством гуманизации образовательного процесса и использования эффективных педагогических и информационных технологий”. В 2001 году создан информационный центр, который возглавил выпускник Иркутского государственного технического университета Максим Попов.
Рабочее место Максима Анатольевича – в серверной, куда не каждому дано заглянуть. Здесь, в строгом аккуратном кабинете, – сердцевина, а точнее, мозговой центр образовательного учреждения. Отсюда управляется большое и сложное информационное хозяйство лицея. По количеству и качеству оно впечатляет: одних только компьютеров, объединенных в локальную сеть, семьдесят! Не каждый вуз может сегодня похвалиться такой серьезной материальной базой. Учащиеся занимаются в пяти светлых, уютных, просторных кабинетах. Все административные службы лицея оснащены компьютерами, принтерами, сканерами, копировальными аппаратами. Привычными и необходимыми в повседневной работе стали и цифровые фото- и видеокамеры, мультимедийный проектор.
В лицее удалось успешно решить одну из самых важных и сложных проблем – информационно обеспечить административную деятельность. Отлажен весь цикл: централизованный сбор, хранение, систематизация и обеспечение конфиденциальности информации, идет коллективная работа в корпоративной информационной сети, используются информационные поисковые правовые и специализированные системы, доступ в интернет – это само собой. Полностью компьютеризован бухгалтерский и производственный учет.
Благодаря компьютеризации стала абсолютно “прозрачной” посещаемость занятий. Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Ольга Молоткова показывает мне таблицу, в которой прогульщики заметны… как зайцы в открытом поле! Каждый пропуск фиксируется с обязательным указанием причин. “Вы бы знали, сколько наши учащиеся родственников “перехоронили”, – улыбается Ольга Емельяновна, – но с введением компьютерного учета пропускать занятия стало гораздо труднее!” Оперативный доступ к этим данным есть у всех членов администрации, отвечающих за учебный процесс.
Экологи могли бы уже, вероятно, выдать 17-му лицею какую-нибудь большую золотую медаль – за сохранение леса. В образовательном учреждении ввели электронный документооборот. Резко сократилось количество курсирующих бумаг, но самое главное – повысилась оперативность обмена информацией. Это особенно важно потому, что лицей размещается в нескольких зданиях, причем административные службы и подразделения находятся в каждом из них. Документы в электронном виде невидимо и мгновенно передаются между информационным и учебно-деловым центрами, парикмахерской, турфирмой, учебным предприятием, бухгалтерией и другими. Все компьютеры этих служб входят в административный сегмент корпоративной сети лицея.
– А как с информационной безопасностью, есть ли попытки взлома? Студенты ведь любознательны и наверняка пытаются получить доступ к той информации, которая не предназначается для них? – пытаю Максима Анатольевича.
– Мы уже оценили безусловные преимущества электронного документооборота, но при этом возникает задача обеспечения конфиденциальности при передаче данных, – рассказывает руководитель информационного центра. Мы используем самые современные средства и методы защиты информации. Для хранения, передачи и разграничения полномочий пользователей создана распределенная серверная система, состоящая из сервера приложений, маршрутизатора интернета контроллеров доменов. Сеть физически сегментирована на две части: административную и студенческую. Из студенческого сегмента невозможно получить доступ к компьютерам административного сегмента!
Но, пожалуй, учащимся лицея некогда думать об информационных соблазнах административной сети, ибо, садясь за любой компьютер, они могут свободно выйти на манящие просторы интернета… с образовательными целями, конечно. Абсолютно все лицейские компьютеры имеют постоянный доступ к глобальной Сети через выделенный канал оптико-волоконной связи. Как рассказал Максим Попов, подключение имеет двухканальную структуру. И студенты, и администрация имеют свой канал, наиболее полно отвечающий потребностям каждой из этих групп, а также необременительный для лицея в финансовом плане.
– Для студентов используется подключение к Russian Backbone Network – опорной сети для нужд науки и высшей школы, которая объединяет образовательные ресурсы преимущественно вузов и НИИ, – поясняет Максим Анатольевич. – Для администрации в первую очередь важна оперативность получения информации, поэтому используется коммерческий канал с пропускной способностью 1 мегабит/с. Каждая служба лицея, а также многие сотрудники имеют средства коммуникации в интернете. Это прежде всего электронная почта и интернет-пейджер ICQ.
Информационный центр профлицея вооружает управленцев правовой и отраслевой специализированной информацией. На каждом компьютере управленческого звена установлена и постоянно обновляется правовая система “Консультант Плюс”, включающая в себя российскую законодательную базу. При составлении смет ремонтно-строительного участка используется информационная система “Стройэксперт”, включающая нормативно-сметную базу 2001 года.
Претерпевает глобальные изменения и лицейская библиотека. В информационном центре создан поисковый каталог: кроме традиционных книг, в нем содержатся и материалы в электронном виде, которые составляют уже примерно десять процентов общего объема всего информационного массива. Основным спросом учащихся, конечно, пользуются различные электронные энциклопедии. Накоплено уже около ста лазерных дисков, с которыми можно поработать в информационном центре. Так что традиционная библиотека преобразовывается, расширяется и постепенно становится медиатекой – от этого, безусловно, выигрывают все.
Всеобъемлющая компьютеризация, естественно, не обошла стороной и бухгалтерию профлицея, где применяют хорошо зарекомендовавшие себя программы семейства 1С: “Предприятие” и “Зарплата и кадры” версии 7.7. И хотя лицейская бухгалтерия – это, конечно, не банк, меры безопасности здесь предусмотрены серьезные. Всех секретов по защите финансов никто не откроет, но достаточно сказать, что для обеспечения безопасности и дополнительной независимости компьютеры бухгалтерии входят в свой домен и сервер.
– Кадровая политика директора лицея такова, что сегодня он приглашает на работу молодых руководителей служб, увлеченных своим делом, видящих перспективы развития, – говорит завуч Ольга Молоткова. – Максим Попов как раз из них, он работает пять лет. Информационный центр – это его детище. Максим Анатольевич всегда очень хорошо информирован о том, где, какие конкурсы и программы проводятся, наш лицей успешно в них участвует.
Это к вопросу о том, как лицею удается “встраиваться” в различные полезные программы, пополнять и наращивать свою материальную базу: через выигрыши в различных конкурсах, выставках, с помощью внебюджетных и федеральных средств. Компьютеры, при всех их достоинствах, увы, имеют один огромный недостаток: уж очень быстро устаревают, уступая место все новым и новым поколениям… Три новых компьютера и почетный диплом лауреата, например, – это приз 17-му профлицею за победу в областном конкурсе на лучший сайт в интернете. Конкурс проходил среди учреждений начального профессионального образования Иркутской области. Лицейский сайт – это плод коллективного труда всех сотрудников образовательного учреждения, подчеркивает Максим Попов. Благодаря сайту заметно повышается известность и привлекательность лицея – выпускники школ видят “продвинутость” образовательного учреждения и избирают его для своей дальнейшей учебы. А в наступившем году профлицей намерен принять участие в федеральной программе “Электронная Россия”.
По мнению Максима Попова, Иркутск по представленности в интернете – очень развитый город. Методическая служба профлицея добавляет и свой “кирпичик” в это строительство, готовя “Виртуальные прогулки по Иркутску”.
Как отметил заместитель начальника Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области Виталий Вильчинский, курирующий профессиональное образование, 17-й лицей – один из ведущих в регионе по темпам и качеству освоения новых информационных технологий. И если шесть лет назад в стенах этого образовательного учреждения “ковались” около пятисот будущих рабочих кадров, то сегодня их число возросло более чем в два раза! В городе, который называют студенческой столицей Сибири, поскольку он изобилует всевозможными высшими и средними специальными учебными заведениями, – этот факт говорит сам за себя.

Элеонора КЕЗ
Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте