Как готовят будущих учителей в Нижегородском государственном педагогическом университете к использованию ИКТ в преподавании их предмета, рассказывает доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий НГПУ Михаил ИОРДАНСКИЙ.
– Наша кафедра является общеуниверситетской, и поэтому мы занимаемся основами информатики и информационных технологий со студентами всех специальностей, то есть будущими учителями-предметниками.
На первом, а у некоторых на втором курсе есть базовый предмет – информатика. В соответствии со стандартами второго поколения, действующими с 2000 года, мы обучаем студентов основам информатики, причем все меньше и меньше становится сведений по устройству компьютера. Это понятно, потому что уровень образованности студентов в этом вопросе растет, и они зачастую бывают более сведущи в технических деталях, чем сами преподаватели.
Вообще преподавателю информационных технологий сейчас уже не нужно рассказывать об общеизвестных вещах. Главная его задача – стремиться внедрить эти новые методики в соответствующую профессиональную деятельность студентов.
Что делает вообще учитель на занятиях? Он пишет, рисует, говорит. И теперь исходя из этого нужно определить, каким образом компьютер может стать незаменимым помощником в преподавании предмета. Сегодня учитель может предоставить своим ученикам изданные в электронном виде конспекты материалов по уроку, которые ему трудно в силу высокого темпа занятия изобразить на доске. Благодаря таким электронным конспектам ребята смогут заниматься не только в то аудиторное, классное время, но и дополнительно. Во многих школах такие электронные издания уже существуют.
Теперь рассмотрим другое направление, касающееся, к примеру, экспериментов по физике – мы их моделируем либо физически, либо электронным образом. Второй способ предпочтительнее, учитывая специфику момента: сегодня дешевле оборудовать кабинет физики компьютером и демонстрировать на нем опыты, чем покупать дорогостоящие приборы, необходимые для проведения лабораторных работ по физике. Тогда у учителя появляется возможность виртуальной демонстрации физических эффектов. Компьютер поможет проводить лабораторные исследования не только на уроках физики, но и химии, где зачастую не бывает нужных для опытов реактивов. Учитель химии сможет использовать на своих занятиях виртуальную мензурку и наблюдать происходящие в ней реакции на экране. Педагогу остается лишь прокомментировать ситуацию. Почему традиционные методы хороши? Да потому, что в учебном процессе нужно концентрировать все органы чувств ОБУЧАЕМОГО человека в одной точке, тогда будет максимальный эффект усвояемости. Вот когда я говорю, пишу, учащиеся смотрят на мою руку и мел – это и есть концентрация. Конечно, такого эффекта можно добиваться и с помощью компьютера, если мы будем при этом выводить на экране не всю информацию сразу, а постепенно, в том именно порядке, в каком считает методически правильным учитель. Всякие подмигивания, цвет – это дополнительные эффекты привлечения внимания, могущие прекрасно заменить обычные цветные мелки.
Мы обучаем будущих учителей и общим методическим принципам, показываем, как старая методика стыкуется с новой.
Комментарии