Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) – один из ведущих экономических вузов страны. Создан он был в 1932 году как Московский институт народнохозяйственного учета, в 1949-м преобразован в экономико-статистический институт, а с 1996 года получил статус государственного университета. Тогда же на базе МЭСИ появился институт дистанционного образования.
Даже небольшой экскурсии достаточно, чтобы понять – с материально-технической базой здесь все в порядке. Сразу при входе в университет компьютер дает всю необходимую информацию по учебным предметам, которые читаются на том или ином курсе. Тут же оперативные сообщения для преподавателей. С помощью Интернета этой информацией могут пользоваться во всех филиалах МЭСИ, даже в самых отдаленных районных городках.
Учебные аудитории небольшие, рассчитанные на 10-15 студентов, и оснащены самыми современными компьютерами. На разных формах, включая и дистанционную, здесь обучаются около 35 тысяч студентов. Всего за несколько последних лет было создано более 200 региональных центров – партнеров МЭСИ в 78 субъектах РФ.
Без экзаменов
Владимир Тихомиров, ректор МЭСИ, одним из первых в стране начал заниматься дистанционным образованием. Он президент Международной академии открытого образования, Евразийской ассоциации дистанционного образования.
– В чем, по вашему мнению, суть новой формы обучения?
– Открытое образование (ОО) – это прежде всего бесконкурсное поступление в вуз, который должен стремиться к тому, чтобы принять всех желающих, – заявил ректор. – При этом даже школьный аттестат на момент поступления необязателен. Открытое образование – это свобода составления индивидуального учебного плана, выбор преподавателя, места и темпов обучения – студенты принимаются на протяжении всего года. Кроме того, нет фиксированных сроков учебы. Присутствовать в учебных аудиториях совсем не обязательно. Открытое образование дает свободное развитие индивидуальности, тогда как классическая модель все равно устанавливает жесткие нормы, унифицирующие человека. Новая форма обучения это переход от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование через всю жизнь”, от движения студента к знаниям к обратному процессу – знания доставляются человеку. И наконец, наш студент получает научно-методическую помощь на всех этапах работы от персонального преподавателя-консультанта. Практику же можно проходить с любого компьютера: моделирование производственной ситуации по сути ничем не отличается от действительности, тем более что на практику, скажем, в банк попасть не так просто. Преимущества системы “ОО” в ее массовости и общедоступности. Независимо от социального статуса, территориального расположения человек может получить второе образование. А главное – именно “ОО” сможет обеспечить широкий доступ к мировым образовательным ресурсам, подготовит к жизни в условиях информационного общества.
Серьезная проблема на сегодняшний день – отсутствие законодательной и правовой базы, касающейся новых форм обучения. Почему-то льготами пользуются только очные студенты, дистанционники же не имеют никакой поддержки от государства. Не дают им и отсрочки от армии. В Германии, к примеру, даже понятие ввели – очно-дистанционный студент.
– Владимир Павлович, чем объяснить развитие дистанционного образования у нас в стране?
– Рынок труда стремительно меняется. Практически везде требуются люди с высшим образованием. Существующая же образовательная система удовлетворить этот спрос не в состоянии, тем более что под высшим образованием на сегодняшний день понимается не столько “корочка”, сколько знания на высоком уровне в течение всей жизни. В дистанционной технологии каждый студент обучается по индивидуально составленному плану и диплом может получить раньше, чем через положенные пять-шесть лет. Главный же критерий эффективности нашей работы – трудоустройство в первый год. Примерно 80 процентов наших выпускников сразу же находят работу.
МЭСИ постепенно переходит от обучающего вуза к обучающей системе, куда входят и дом, и общество, и, наконец, доступ к сети. Совершенно меняются роли преподавателя и студента, вся суть педагогического процесса. Педагог освобождается от рутинных функций, они передаются компьютеру. У студента тоже иная жизнь: учись хоть 24 часа в сутки и никаких проблем с посещаемостью, не надо бороться с прогулами. Не имеют значения ни возраст, ни предыдущее образование, ни географическое расположение.
В МЭСИ есть понятие распределенная кафедра. Ее члены работают по региональным центрам, по всем странам СНГ и Балтии. В этом случае не важно, где находится преподаватель, главное, чтобы он работал по учебным планам университета. А они строятся с учетом региональных возможностей: нет, например, в регионе консультанта по какой-нибудь дисциплине, ее заменяют на другую, не менее важную.
Внимание – прибыль
Нельзя забывать и о финансовой стороне вопроса: аудиторное образование ежегодно дает всего 2-3 процента валового дохода, использование электронных технологий -до 40 процентов. Образование можно сделать доходной сферой. Австралия на нем зарабатывает до 3 миллиардов долларов, два миллиарда из них – на дистанционном обучении. Кстати, многие зарубежные университеты работают на территории нашей страны, и если не предпринять решительных шагов, то вскоре на отечественном образовательном рынке все будет занято. Но вот проблема – к сожалению, многие российские вузы не способны конкурировать с зарубежными, и есть опасность, что в образовании вскоре произойдут те же перемены, что и в искусстве, культуре, кино.
– Качество – главное требование, предъявляемое к любому образованию. Может ли его гарантировать дистанционное?
– В дистанционном обучении используются новейшие технологии, а все упреки в его адрес справедливы лишь в том случае, если инвестиции были недостаточными. Так, чтобы открыть одну специальность, по самым скромным подсчетам нужен один миллион долларов. Разработка же одного учебного курса обойдется в тридцать тысяч долларов.
– Какие технологии являются основными в системе открытого образования?
– Все зависит от возможностей наших студентов. Кейс-технология – для тех, у кого нет доступа к компьютеру. Это набор учебно-практических пособий. Они содержат целостное описание предмета и необходимые контрольные задания, а также тесты для самостоятельного обучения и проверки по выбранной специальности. Учебно-практические задания высылаются по почте на адрес центра, выбранного студентом для обучения. Конечно же, сейчас наиболее популярна сетевая технология – обучение через всемирную компьютерную сеть “Интернет”. Проходит с использованием телекоммуникаций, работы в сети “Интернет” с использованием электронной почты. Желающие обучаться по сетевой технологии должны оформить и отправить в МЭСИ необходимые документы, представленные в электронном виде на нашем сервере. Обучающийся по сетевой технологии имеет право задать тьютеру-наставнику по 5 вопросов по каждому разделу. Вопрос отсылается по электронной почте, срок ответа – три дня. По окончании изучения каждого из разделов курса обучающийся должен самостоятельно выполнить комплексное задание в виде теста. Тест по каждому разделу состоит из 10 вопросов и оценивается по 10-балльной системе. Положительной оценкой считается от 7 баллов и выше. Срок проверки теста – 5 дней. К экзамену допускаются обучающиеся, которые имеют положительные оценки по тестам всех разделов курса. Студент согласовывает с МЭСИ учебный центр, являющийся партнером университета по дистанционному обучению и там сдает очно экзамен. Обучение по программам высшего, среднего специального образования и профессиональной переподготовки заканчивается итоговой аттестацией. После положительного решения государственной аттестационной комиссии студенту выдают документ государственного образца, соотвествующий той программе подготовки, которую он завершил.
– А каковы ваши планы в области новейших технологий?
– Будем развивать мультимедиа на СD ROM. У нас каждый предмет учебного плана должен быть обеспечен мультимедийным учебником на сети и размещен в нашей электронной библиотеке. Учебники будут динамичными и постоянно меняться. Таким образом мы переводим специальности в открытое образование. Вторая задача – расширение региональной сети как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
– А как же студенческая жизнь? – с этим вопросом я обратилась к зам. первого проректора по маркетингу и региональному развитию Наталье Тихомировой.
– Организация студенческой жизни в филиалах – это одна из задач нашего управления. В канун Нового года было крупное студенческое мероприятие на Тульской площади, сюда приехали ребята из всех наших регионов со своими программами. Кроме того, в региональных центрах у нас проходят отборочные студенческие конференции, а в мае-апреле – общая в МЭСИ. В ней участвуют все наши студенты. Еще одно из преимуществ дистанционного образования – его экономичность. Оно обходится дешевле на 10 тысяч рублей в год. Очное в регионах стоит минимум 17-20 тысяч.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии