Традиционно учителя общались в учительской. И именно там их ждал стенд с информацией о планах работы, изменениях в учебном процессе, срочными объявлениями. Но как быть, если у учебного заведения теперь не один корпус, а есть структурные подразделения, как быстро довести до сведения педагогов нужные данные? С таким вопросом мы столкнулись, пройдя процесс реорганизации и став образовательным комплексом с несколькими зданиями.
В наш цифровой век выход был найден. Нужен небольшой сайт для внутреннего общения. Он должен быть коллективным ресурсом и пополняться любым членом коллектива, а не только администрацией или службой информационной поддержки школы. Так появилась идея создания виртуальной учительской – рабочей среды, предназначенной для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала, а также для решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач. Мы рассматриваем виртуальную учительскую как средство организации сетевого взаимодействия учителей и администрации.
При выборе платформы, удобной при обмене внутришкольной информацией, остановились на Google. Эта компания предоставляет службы Google Apps для использования своего доменного имени с продуктами Google, причем данный пакет для учебных заведений бесплатный. Зарегистрировав свой домен sch657.com, мы создали виртуальную учительскую. Вот только некоторые решаемые с помощью нее задачи:
– сбор и хранение внутришкольной документации;
– быстрое доведение информации до педагогов всего комплекса;
– совместное планирование проектов и школьных мероприятий;
– организация рабочего содержательного общения и обмена информацией;
– осуществление учебы и развития педагогов;
– быстрый вход в различные информационные каналы образовательного учреждения: электронный журнал, официальный сайт школы.
Потоки информации разных направлений школьной работы были организованы по разделам, за каждый из которых отвечают один-два ответственных, чтобы вовремя удалять устаревшие данные.
Перечислю используемые нами разделы и подразделы виртуальной учительской.
«Учебный процесс»: учебные планы, расписание уроков, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, план внутришкольного и внешнего контроля, результаты ВШК.
«Внеурочная деятельность»: электронные журналы по внеурочной деятельности, рекомендации по составлению программ, расписание.
«Классное руководство»: каникулы, график дежурств по школе, классные часы, общешкольные мероприятия.
«Методическая работа»: темы по самообразованию, открытые уроки, методическая тема образовательного учреждения, проектная деятельность.
«Дошкольные отделения»: информация для сотрудников дошкольного отделения.
«Межпредметные кафедры школы»: странички каждой кафедры.
«Общие вопросы»: объявления, в том числе срочные, план работы, конкурсы, новости профсоюза.
С самого начала у сайта не было никакой жесткой структуры. Структура создавалась постепенно, отражая, с одной стороны, потребности функционирования и первоочередные задачи развития школы, а с другой – нашу коллективную готовность к информационному обмену.
Важный момент в организации работы виртуальной учительской – функциональность, то есть конкретность представленной информации, ее оперативное размещение, быстрый сбор и вход в другие информационные каналы (официальный сайт, электронные журналы).
Информация, накапливаемая в виртуальной учительской, обязательно должна упорядочиваться. Идеальный вариант, когда за порядком в каждом разделе следит тот, в чьи функциональные обязанности входит управление каким-либо конкретным процессом. Например, заместитель директора, ответственный за организацию учебного процесса, – модератор раздела с соответствующим названием. Таким образом, у каждого члена школьной администрации свой раздел – зона ответственности в виртуальной учительской. В его ведении связать воедино отдельные страницы, подстраницы и папки коллег. В своем разделе с помощью различных инструментов (к примеру, ссылок) можно собирать и упорядочивать документы и формы, а также пополнять и изменять их.
Немаловажное значение имеет уровень ИКТ-навыков у каждого администратора (или любого другого сотрудника, работающего с сайтом), то есть следует учитывать, сможет ли человек справиться с редактированием и обновлением своих страниц самостоятельно. Помощь и консультации в школе всегда доступны.
Вот несколько полезных ссылок, которые помогут в работе. Это веб-инструменты для виртуальной учительской:
– инструмент обмена информацией – почта Google: https://mail.google.com;
– создание сайтов: https://sites. google.com;
– инструменты документооборота – диск Google Drive: https://drive. google.com;
– инструмент планирования и оповещения – Google Calendar: https://www. google.com/ calendar/;
– инструменты для создания сообщества: https://plus.google.com.
Елена СОВЕТОВА, директор школы №657
Комментарии