search
main
0

Виртуальная память. Хранят ее живые люди: экскурсоводы, поисковики, дети и педагоги

В декабре «Учительская газета» объявила о конкурсе для руководителей и актива школьных музеев «Школьный музей: новые ракурсы» – проекте некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре», который поддержали «УГ» и Центр развития образования Самары. Пришла пора подводить итоги.

Спешим представить на ваш суд небольшой анализ свершившегося. Просим те команды, которые ожидали большего, не расстраиваться, а продолжать движение вперед. Тогда победа обязательно к вам придет!

Результат: почти из 100 работ 15 победителей и 38 финалистов в номинации «Фотомузей». Финалисты получают грамоты и книги, победители – дипломы и призы. В номинации для руководителей школьных музеев «Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея» отобраны восемь работ.

Целью конкурса было в первую очередь побудить детей увидеть свой школьный музей в новом ракурсе. Более пристально приглядеться к знакомым экспонатам. Придумать, как лучше показать их другим. Заинтересовать образовательными возможностями ИКТ. Научить излагать свои мысли в форме эссе.

Этот конкурс не формальность. Мы хотели бы, чтобы компьютерные и интернет-технологии сплотили школьные музеи, открыли внутри ваших коллективов новые таланты, помогли вам в работе. Именно поэтому мы решили на виртуальной выставке представить как сильные материалы, так и работы начинающих компьютерных пользователей. Будем рады, если вы рассмотрите все работы и найдете что-то ценное для себя, познакомитесь друг с другом и придумаете совместные интернет-проекты. Большое спасибо всем участникам конкурса: ребятам и взрослым!

Основные замечания жюри:

1. Многие эссе явно писали не дети. Мы очень рады, что взрослым конкурс понравился, но вмешательство педагогов давало штрафные баллы командам.

2. Сложно из большого музейного фонда выбрать что-то одно. Но тем не менее выбор – это наука, которой необходимо учить детей. Во многих коллажах присутствует чрезмерное количество объектов.

3. Необходимо соблюдать форматы конкурса: фильмы, презентации, буклеты – все это, безусловно, заслуживает достойной оценки, но не в рамках конкретного конкурса.

4. Очень грустно, когда по каким-то причинам один и тот же материал отсылается на разные конкурсы. Ведь в конечном итоге цель – вовсе не победа, а интерес детей к музею. В рефлексии руководителей хотелось бы видеть не перечисление наград и заслуг музея, а анализ развития ребят.

Немного цифр:

1. Почти половина работ представлена образовательными учреждениями небольших городов, сел, деревень.

2. Рекорд: одну конкурсную работу необходимо было собрать из 14 писем.

3. 13 Мб весила самая большая работа, самая оптимальная – 558 Кб, 5 эссе и 5 фотографий в архиве.

4. Самыми активными регионами стали Самарская область – 9 участников, Пермский край – 7, Тамбовская область – 6. Приморский край и Иркутская область прислали по 5 работ, Москва и Красноярский край – по 4.

Обобщив эссе участников конкурса, теперь можно с уверенностью сказать, что Родина начинается с места, где мы родились и выросли, с родного дома и школы, с народных традиций и обычаев, с русской души, с веры и любви. В музее главное – это люди: хранители, экскурсоводы, поисковики, посетители, а еще – память, история школы, коллекции старых вещей, традиции, единение с прошлым человечества, встречи и общение, совместная поисковая и исследовательская работа взрослых и детей.

«Очень понравилось, что многие ребята неравнодушно отнеслись к такому мероприятию. Во-первых, это очень свежо и ново, так как такие неформальные презентации, не связанные с учебной деятельностью в школе, проходят не очень часто. Во-вторых, работа ученика показала, что музей жив, что можно с помощью ИКТ представить деятельность следопытов в новом ракурсе». Л.Ю.Фадина, зам. директора средней школы № 37 Самары по научно-методической работе.

«Жили три недели с конкурсом, все сдружились». Л.А.Пономарева, руководитель музея истории школы №17 города Соликамска.

«Пожелания для будущих конкурсантов: «Быть смелее, развиваться, писать работы с душой, а не для галочки». В.Н.Снидко, Т.С.Власова, средняя школа №3, музей «У истоков Дона», город Донской.

«Главным итогом мы считаем объективный анализ нашей работы. Мы взглянули на наш музей как бы с другой позиции – позиции посетителя. И уже есть новые идеи». С.А.Залесова, руководитель историко-художественного музея «Встреча», средняя школа №12 города Братска.

«Новому поколению необходимы и новые, интересные проблемы, которые позволят им применить свои знания и умения. Первым итогом можно считать то, что ребятам пришлось искать новое в многочисленной информации, которой они окружены. Поставить себя в позицию режиссера, драматурга, дизайнера, фотографа, взять на себя ответственность своевременного и качественного выполнения работы. Это поиск в архиве, просмотр сайтов в интернете по теме «Фотомузей», встречи с учителями, проведение дополнительных экскурсий для учащихся. Денис Селиванов, один из участников конкурса, заметил: «Мне очень понравилось фотографировать. Мы привыкли к нашим экспонатам, к устоявшейся экспозиции. А тут мы смогли как бы разрушить рамки, границы и подойти к данному процессу творчески (поэкспериментировать с перестановкой экспонатов, с созданием новых композиций)». А.К.Купкель, директор музея, преподаватель истории, МХК, краеведения, Пермь.

«Конкурс помог ребятам задуматься о своем месте в школьной жизни. У них появилось желание продолжать заниматься разработкой школьного музея в новом виртуальном мире. Конкурс сблизил педагога и воспитанников. Он показал, что деятельность школьного музея необходимо перестроить с учетом современных достижений. Необходимы новые разработки по воспитанию школьников средствами музейной педагогики». Л.М.Бурмистрова, педагог дополнительного образования Туристско-экологического центра Луховицкого муниципального района, учитель русского языка и литературы луховицкой средней школы №1, Московская область.

«После работы над эссе от ребят поступило предложение изменить содержание текста экскурсий и ввести новые, более совершенные формы работы в музее с использованием новых технологий». Е.В.Селиванова, учитель высшей категории, средняя школа №256, ЗАТО, город Фокино Приморского края.

«Участие в конкурсе «Школьный музей: новые ракурсы» дало новый импульс к работе лекторской группы музея. Задуман цикл классных часов, которые будут проводить участники конкурса и другие ученики 8-го класса «А» для лицеистов». А.Л.Соловьева, руководитель школьного музея Боевой славы выпускников школы и партизан-тамбовцев, лицей №6 города Тамбова.

«Участие в конкурсе способствовало пониманию правил, формально нигде не закрепленных. Это нормы морали, обычаи, традиции. Они связаны с представлением о добре и зле, которые используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Именно при анализе информации о повседневной жизни находится ключ к разгадке, часто возникающей при знакомстве с конкретными судьбами. Дети начинают понимать, что порой большой биографический и даже исторический смысл может заключаться в одной бытовой детали. Оценивая значимость полученной информации, ребята стали соотносить частное существование человека с ходом исторических событий. Хочется сказать «спасибо» организаторам подобных конкурсов. Применение компьютерных технологий помогает сельским ребятишкам чувствовать себя увереннее в этой жизни. Среди них много творчески одаренных личностей, а изучая историю своей малой родины, они становятся чище и добрее». Г.А. Фролов, руководитель музея Георгиевской средней школы, Канский район, Красноярский край.

Мы желаем всего самого доброго коллективам всех школьных музеев. Надеемся увидеть вас на дистанционном мастер-классе «Работа с графическими изображениями», который планируется провести в конце марта.

Екатерина АЛЕКСЕЕВА, руководитель проекта «Школьный музей: новые ракурсы»

http://museum.npstoik.ru/actions/comp_20062007_results.aspx

P.S.

В следующем номере «Методической кухни» подарок для участников конкурса от «Учительской газеты» – публикация лучших эссе.

Команды-победители

средняя школа №1411 Москвы с углубленным изучением английского языка,

Оронгойская средняя общеобразовательная школа имени Н.Г.Балдано, Республика Бурятия,

Москвинская средняя общеобразовательная школа Псковского р-на, д. Кирово. Школьный краеведческий музей «Русская изба»,

Антипаютинская школа-интернат, Ямало-Ненецкий автономный округ,

Георгиевская средняя школа, Красноярский край,

Дворец детского и юношеского творчества им. А.А.Алексеевой, туристско-краеведческий клуб «Исток», Вологодская область,

средняя школа №37 Железнодорожного района Самары,

средняя школа №1 города Рассказова Тамбовской области,

средняя школа №3 города Донской Тульской области,

средняя школа №38 города Магнитогорска,

средняя школа им. А.Н.Арапова, Свердловская область,

Палкинская средняя школа Антроповского района Костромской области,

Романовская средняя школа, Пермская область,

средняя школа №256 города Фокино, Дальний Восток,

средняя школа поселка Чайковского (Клин).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте