Цели: формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим проблемам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению; адаптация учащихся к рыночным экономических условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества; приобретение навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.
Задачи: добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных экономических концепций, законов, принципов, а также их взаимосвязи; сформировать желание, выработать навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации; выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни.
Программа разработана в расчете на 36 часов с 5-го по 9-й класс при 1 занятии в неделю в течение года. В результате изучения программного материала ученик 5-го класса должен иметь представление по следующим темам: рыночная экономика, ее стадии, сферы, рыночная и нерыночная экономика; рынок, функции рынка, структура рыночного механизма; собственность, формы собственности, приватизация; фирмы и их классификация; деньги, функции денег, разновидность денег; ценная бумага, рынок ценных бумаг; финансы, финансовый кругооборот, источники финансового бизнеса; банки, виды банков; налоги, налоговая система, функции налогов; торговля; виды и формы торговли; товар, загадки штрих-кода; биржа, маркетинг, конкуренция; цена, виды цен; реклама, предпринимательство, свое дело; три сферы деятельности.
В 6-м классе ученику предстоит усвоить основные понятия по таким темам, как рыночная система, основные вопросы рыночной экономики, субъекты рыночной экономики, формы организации предпринимательства, приватизация и ее формы в России; теория спроса и предложения, эластичность спроса и предложения, модели рынка, ценность денег, денежные агрегаты, спрос на деньги, денежные реформы в России; банковская система России; бюджет, налоги; инфляция; труд, социальная экономика, страхование; мировой рынок; мировая экономика, внешнеэкономическое сотрудничество.
Ученик 7-го класса должен получить представление о том, как складывается и как устроена хозяйственная деятельность страны; как и когда возникло разделение труда; как организовано производство благ; почему торговля является союзником производства; зачем нужны и как работают биржи и банки; как люди зарабатывают деньги и какими путями добиваются увеличения своих заработков; как люди становятся собственниками. А также знать основные экономические понятия – цивилизация, уровень жизни, производственные ресурсы, отрасль, менеджер, торговля, скидка, конвейер, спекуляция, номинал, проценты, премия, карьера, аванс.
Ученик 8-го класса должен представлять: зачем человеку экономика (как государство богатеет, зачем люди сотрудничают). Понимать три главных вопроса экономики (Что надо производить? Как производить? Для кого следует производить?) Знать, как спрос учитывает предложение (хитрые механизмы спроса, законы предложения); сколько денег нужно стране, можно ли вылечиться от инфляции; лучшие сокровища – растущие сокровища (как банки создают деньги); уметь давать экономические определения, такие, как: качество жизни, валовой национальный продукт, накопление, потребление, экономические механизмы, экономическая рациональность, полезность товара, хозяйственное законодательство, авторское право, социальная справедливость, деловая этика, проблема выбора, народнохозяйственное планирование, прибыль, издержки и ресурсы производства, конкуренция качества и цен, феномен Гиффена, стоимость жизни, уставной капитал, депозиты, кредитный договор, процент за кредит, кредитоспособность, ломбард, резервные требования, мультипликатор депозитов.
Выпускник 9-го класса получает знания по таким темам, как: а) человек на рынке труда; б) как добывается прибыль; в) семья в мире экономики; г) рынок без границ; д) зачем экономике государство. А также, что такое: рынок труда, заработная плата, социальная рыночная экономика, профессиональный союз, трудовой контракт, соглашение, прожиточный минимум, мобильность рабочей силы, ЕТС, пенсия, безработица, предпринимательство, ИЧФ, чистая прибыль, товарищество, акционерное общество, ценные бумаги, дивиденды, контрольный пакет, холдинг, фондовый рынок, фондовая биржа, брокер, дилер, облигация, “медведь”, “бык”, монополия, корнер для ринга, поглощение, картель, тресты, бюджет семьи, общественные фонды потребления, закон Энгеля, декларация о доходах, бедность, социальное страхование, инвестиции, недвижимость, страхование, экспорт, импорт, международное разделение труда, мировой рынок, таможенная пошлина, импортная квота, лицензия, валюта, валютный курс, налог, виды налогов, государственная пошлина, государственный бюджет, финансы, социальные программы, платежеспособность, внутренний государственный долг, экономические циклы.
В программу включены разнообразные формы контроля; тестирование, решение экономических задач, участие школьников в деловых играх, экономические диктанты, сообщения, рефераты.
Программа по экономике для 5-х классов
Используемая литература:
1. Энциклопедия серии “Все обо всем” (изд. АСТ, 2000 г.)
2. И.Липсиц “Удивительные приключения в стране Экономика” (7-е издание М.; Вита-Пресс, 2001 г.).
Рыночная экономика. Ее стадии, сферы. Рыночная и нерыночная экономика. (3 часа). Рассматриваемые понятия: рыночная экономика, производство, распределение, потребление, цикл производства, макроэкономика, микроэкономика, производственная и непроизводственная сфера. Дополнительное чтение: Адам Смит. “Отец” экономической науки”.
Рынок. Функции рынка. Структура рыночного механизма. (3 часа). Рассматриваемые понятия: рынок. Дополнительное чтение: Людвиг Эрхард. “Как рыночный механизм возродил Германию”.
Собственность. Формы собственности. Приватизация. (2 часа). Рассматриваемые понятия: собственность, субъекты и объекты собственности, государственная и негосударственная (частная) собственность, приватизация, ваучер. Дополнительное чтение: Павел Михайлович Третьяков. “Собственность – народу”.
Фирмы и их классификация. (1 час). Рассматриваемые понятия: фирма, индивидуальный предприниматель, семейное частное предприятия, полное товарищество, смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (ЗАО), акционерное общество открытого типа (ОАО). Дополнительное чтение: имидж фирмы “Миллионы из-под земли (“Де Бирс”).
Деньги. Функции денег. Разновидность денег. (2 часа). Рассматриваемые понятия: деньги, средство обмена, мера стоимости, платежное средство, средство накопления, средство обращения, “банкноты”, “монеты”, “кредитные карточки”. Дополнительное чтение: Джон Ло. “Деньги – телегами”, энциклопедия “Деньги”.
Ценная бумага. Рынок ценных бумаг. (2 часа). Рассматриваемые понятия: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, казначейское обязательство, рынок ценных бумаг – фондовый рынок (первичный, вторичный). Дополнительное чтение: “Англичане при дворе Ивана Грозного”.
Финансы. Финансовый кругооборот. Источники финансового бизнеса. (1 час.). Рассматриваемые понятия: финансы, объекты и субъекты финансовой системы, лизинг и факторинг. Дополнительное чтение: Сергей Витте. “Крепкий рубль – венец финансовой реформы”.
Банки. Виды банков. (2 часа). Рассматриваемые понятия: банк, депозитные банки, инвестиционные банки, инновационные банки, сберегательные банки, банковские операции. Дополнительное чтение: “От менял до банкиров”, “История российских банков”.
Налоги. Налоговая система. Функции налогов. (2 часа). Рассматриваемые понятия: налог, налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы, регулирующая функция, стимулирующая функция, распределительная функция, фискальная функция, подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз. Дополнительное чтение: “Налог на часы продержался один год”.
Торговля. Виды и формы торговли. (2 часа). Рассматриваемые понятия: торговля, оптовая и розничная формы торговли: аукционная торговля, торговля на товарной бирже, оптовые ярмарки, фирменные магазины, магазины самообслуживания.
Товар. Загадки штрих-кода. (1 час). Рассматриваемые понятия: товар, штрих-код. Дополнительное чтение: “Штрих-код – изобретение века”.
Биржа. Виды и деятельность бирж. (1 час). Рассматриваемые понятия: биржа, товарная, фондовая и универсальная биржи, брокер. Дополнительное чтение: “Случай на Токийской бирже”.
Маркетинг. Функции маркетинга. Система маркетинга. Стратегия и тактика. (2 часа). Рассматриваемые понятия: маркетинг, концентрированный, дифференцированный и недифференцированный маркетинг.
Конкуренция. Формы и виды конкуренции. (2 часа).Рассматриваемые понятия: конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция, функциональная, видовая, предметная, скоростная, ценовая и неценовая конкуренция.
Цена. Виды цен. Спрос и предложение. (1 час). Рассматриваемые понятия: цена, спрос и предложение, свободные цены, фиксированные цены, монопольные цены, договорные, расчетные, экспортные, мировые цены. Дополнительное чтение: Альфред Маршалл. “Неоклассик рыночной экономики (Крест Маршалла)”, “Как накручивают цену”.
Реклама – двигатель торговли. (1 час). Рассматриваемые понятия: реклама. Дополнительное чтение: Рекламная компания: “С чего начать?”.
Предпринимательство. Кодекс чести российского предпринимателя. (1 час). Рассматриваемые понятия: предприниматель. Дополнительное чтение: Филипп Колычев. “Монастырский предприниматель”, “Семь принципов ведения дел в России” от 1912 г.
Свое дело. Три сферы деятельности. Где взять стартовый капитал. (1 час). Рассматриваемые понятия: сфера торговли, сфера услуг, сфера производства, лицензия. Дополнительное чтение: В.А.Кокорев. “Русский самородок”.
Самостоятельные работы. (6 часов).
Программа по экономике для 6-х классов
Используемая литература:
1. Энциклопедия серии “Все обо всем” (изд. АСТ, 2000 г.).
2. А.Казаков, Н.Минаев. “Экономика” (под ред. П.Карчевского, изд. ЦИПККАП, 1996 г.).
3. И.Липсиц “Удивительные приключения в стране “Экономика” (7-е издание, М.; Вита-Пресс, 2001 г.).
Рыночная система и фундаментальные вопросы экономики. (2 часа). Рассматриваемые понятия: рыночная система.
Субъекты рыночной экономики. Формы предпринимательства. (1 час). Рассматриваемые понятия: субъекты рыночной экономики, собственник, единоличное предприятие, партнерство, корпорация. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Приватизация и ее формы в России. (1 час). Рассматриваемые понятия: приватизация, продажа на аукционе, продажа на конкурсе.
Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. (2 часа). Рассматриваемые понятия: спрос, шкала спроса, кривая спроса, предложение, шкала предложения, кривая предложения, эластичность спроса и предложения. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Модели рынка. (2 часа). Рассматриваемые понятия: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Деньги. Функции денег. (1 час). Рассматриваемые понятия: наличные деньги, безналичные деньги. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Ценность денег. Предложение денег. Показатели М1, М2, М3. Спрос на деньги. (2 часа). Рассматриваемые понятия: ценность денег, денежные показатели М1, М2, М3.
Денежный рынок. Денежные реформы в России. (1 час). Рассматриваемые понятия: исторические сведения.
Банковская система России. Функции Центрального банка и коммерческих банков. Как банки создают деньги. (2 часа). Рассматриваемые понятия: современные банки, центральный банк, коммерческий банк, ипотечный кредит, актив и пассив банка. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Бюджет: расходы и доходы. Налоги как основной источник бюджета. (2 часа). Рассматриваемые понятия: Государственный бюджет, расход и доход бюджета, налоги, функции налогов.
Федеральные и местные налоги. (1 час).
Бюджетный дефицит. Государственный долг. (1 час). Рассматриваемые понятия: дефицит, государственный долг.
Инфляция. Причины и последствия. (1 час). Рассматриваемые понятия: инфляция, типы инфляции. Дополнительное чтение: И.Липсиц. “Удивительные приключения в стране Экономика”.
Труд – понятие экономическое. (1 час). Рассматриваемые понятия: труд, качество и производительность труда, квалификация, организация. Дополнительное чтение: Макс Вебер. “Веришь в Бога – зарабатывай”.
Труд – понятие социальное. Система оплаты труда. (1 час). Рассматриваемые понятия: зарплата: повременная оплата труда, сдельная оплата труда, должностной оклад, дополнительная зарплата.
Социальная экономика: семейный бюджет, кривая Лоренца. Бедность не порок. (2 часа). Рассматриваемые понятия: социальная экономика, закон Энгеля, бедность. Дополнительное чтение: Франклин Делано Рузвельт. “Рывок из депрессии”.
Страхование: агенты и брокеры. Из истории страхового дела. (1 час). Рассматриваемые понятия: страхование, обязательное и добровольное, страховой агент, страховой брокер. Дополнительное чтение: “Из истории страхового дела”.
Мировая экономика. Мировой рынок. Платежный баланс. (1 час). Рассматриваемые понятия: мировой рынок, экспорт, импорт, платежный баланс (стоимость товара, стоимость услуг, инвестиции, кредит). Дополнительное чтение: “Господа Фонд и Банк”.
Внешнеэкономическое сотрудничество. Термины международной торговли. (2 часа). Рассматриваемые понятия: совместное предприятие, свободная экономическая зона, протекционизм, фитредерство, “торговая война”, таможня, таможенная пошлина, таможенный тариф, квота, лицензия, демпинг.
Валюта. Курс, операции, система. (1 час). Рассматриваемые понятия: валюта, конвертируемая валюта, неконвертируемая валюта, валютный курс, прямая котировка, обратная котировка. Дополнительное чтение: “Как долина превратилась в доллар”, “Выкуп за короля”.
Самостоятельные работы. (7 часов).
Жанна ШАБАНОВА,
учитель гимназии N 23, Саранск
Окончание следует
Комментарии