search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Вина молодых лишь в том, что прилежно копируют взрослых

С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии. Между тем подростков, не способных самостоятельно, ответственно и осознанно сделать этот важный выбор, все больше. О проблемах, которые давно перешли в разряд государственных, размышляет Галина Резапкина – психолог-профконсультант, автор методик и книг о профессиональном самоопределении молодежи, методист городского центра профориентации Информационно-аналитического центра Департамента образования.

Поколением «МНЕ» иногда называют поколение, выросшее в постсоветской стране, когда была утрачена даже видимость воспитания детей в школе, а большинство семей настолько были озабочены тем, как накормить и одеть детей, что на прочее не оставалось ни времени, ни сил. И вот в ближайшее время «дети девяностых» должны сменить своих отцов и матерей в цехах чудом сохранившихся заводов и фабрик, в больницах и школах, на транспорте и в армии – да много еще где.Беда не столько в том, что одних специалистов мало, а других много, а в том, что катастрофически мало хороших специалистов – знающих, честных, ответственных, трудолюбивых, зато много амбициозных. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым амбициозным проектом в истории человечества было строительство Вавилонской башни, все закончилось плохо, но быстро. В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно даром, и чтобы за это ничего не было. Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения, остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые. Между «хочу» и «надо»Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективной. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает: хочется одного, «можется» другое, а надо – третье.Фундамент – заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем – это доброта, честность, ответственность… Часто говорят: «Хороший человек не профессия». На мой взгляд, это основа профессионализма, необходимое, но недостаточное условие. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Под «могу» понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы. Попытка пересадить на российскую почву систему профессиональных проб, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы, финансирования и кадрового обеспечения, хотя кое-где осколки этой системы до сих пор работают и дают результаты благодаря усилиям энтузиастов-одиночек. Возможности проверить свои силы в школьных кружках и секциях ограниченны. Профильное обучение в большинстве школ понимают как подготовку к поступлению в вуз, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии.«Хочу» – самое слабое звено среди трех колец. В основе «хочу» лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяются целями и ценностями. Потребности бывают разумными, то есть адекватными реальным потребностям человека, и неразумными, то есть гипертрофированными, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь. Потребности можно и нужно воспитывать.Под «надо» традиционно понимают требования рынка труда – системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями. В их основе – потребности общества, состоящие из потребностей отдельных людей. Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Среди жизненно необходимых профессий много тяжелых, неприятных и опасных – что произойдет, если не найдется желающих работать в этих сферах? Есть виды деятельности, которые при всей их востребованности можно отнести к деструктивным, поскольку они эксплуатируют и разжигают людские пороки и слабости – жадность, похоть, тщеславие, – нанося урон душевному и физическому здоровью людей. Обычно в этих отраслях работают люди, живущие по принципу «деньги не пахнут». Новый поворотРазвитые системы подготовки молодых людей к профессиональной деятельности существовали в Древнем Египте, Китае, Греции. Обращает на себя внимание то, что отбором занимались не случайные люди, а жрецы, философы, ученые. В 1575 году эту мысль оформит испанский врач Хуан Уарте в своей книге «Исследование способностей к наукам»: «Чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, правителю следует выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование». И.Назимов, один из ведущих отечественных специалистов в вопросах профориентации, анализируя судьбу профориентации в России, писал, что «ее признание, замалчивание, шельмование, взлеты и падения едва ли не зеркально отражали основные маршруты и зигзаги социально-экономического и политического развития общества, системы его ценностей». В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. Парадоксально, что именно на это время пришелся расцвет профориентации: к разработке нормативно-правовой и научно-методической базы были привлечены многие научные и педагогические коллективы, перестроена работа межшкольных учебно-методических комбинатов, введена должность методиста по профориентации. Правда, специалисты считают, что служба профориентации родилась с опозданием на 50 лет. Да и сам «ребенок» был нежеланным, а потому и нежизнеспособным. Сегодня в очередной раз профориентационная работа провозглашена приоритетной задачей. Правда, нет четкого понимания, кто ее должен решать, на каких условиях, какими средствами и с каким результатом. Интерес к профориентационной работе вспыхивает, когда исчерпаны другие ресурсы. При этом обычно упускают из виду, что результаты системной, целенаправленной и грамотной профессиональной ориентации, которой у нас никогда не было, имеют отсроченный характер. Это хорошо понимают в других странах, где психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии и планирования карьеры начинается еще в начальной школе. Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего обучения в школе, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения, как это происходит сейчас.Кнут и пряникСегодня очевидно, что развитие экономики во многом, если не во всем, определяет «человеческий капитал». Но задачи повышения престижа рабочих профессий, перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда, ориентации молодежи на профтехобразование не могут быть решены в приказном порядке, административными мерами или методом кнута и пряника. Любая деятельность более эффективна и благотворна для самого человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, в основе которых – убеждения и ценности. Выбор профессии – последнее и далеко не самое важное звено в этой цепи. Прежде чем ответить на вопрос «Кем быть?», надо решить «Каким быть?» и «Зачем?», найти смыслы, лежащие за пределами профессиональной деятельности. Это бесконечно сложно, но другие пути ведут в никуда. В биологии существует понятие витальности, то есть жизненной силы. Человек – наиболее витальное из всех живых существ. Ослабление витальности отмечают не только у индивидов, но и у отдельных наций, которые вытесняют нации более жизнеспособные. Пока наши дети учатся на экономистов и юристов, рабочие места в сфере обслуживания, производстве, строительстве, торговле занимают мигранты из дальнего и ближнего зарубежья. Они молоды, не боятся никакого труда, не пьют и охотно размножаются. Может, нам пора перенять их опыт профориентационной работы с молодежью?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте