search
main
0

Вина молодых лишь в том, что прилежно копируют взрослых

С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии. Между тем подростков, не способных самостоятельно, ответственно и осознанно сделать этот важный выбор, все больше. О проблемах, которые давно перешли в разряд государственных, размышляет Галина Резапкина – психолог-профконсультант, автор методик и книг о профессиональном самоопределении молодежи, методист городского центра профориентации Информационно-аналитического центра Департамента образования.

Поколением «МНЕ» иногда называют поколение, выросшее в постсоветской стране, когда была утрачена даже видимость воспитания детей в школе, а большинство семей настолько были озабочены тем, как накормить и одеть детей, что на прочее не оставалось ни времени, ни сил. И вот в ближайшее время «дети девяностых» должны сменить своих отцов и матерей в цехах чудом сохранившихся заводов и фабрик, в больницах и школах, на транспорте и в армии – да много еще где.Беда не столько в том, что одних специалистов мало, а других много, а в том, что катастрофически мало хороших специалистов – знающих, честных, ответственных, трудолюбивых, зато много амбициозных. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым амбициозным проектом в истории человечества было строительство Вавилонской башни, все закончилось плохо, но быстро. В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно даром, и чтобы за это ничего не было. Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения, остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые. Между «хочу» и «надо»Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективной. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает: хочется одного, «можется» другое, а надо – третье.Фундамент – заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем – это доброта, честность, ответственность… Часто говорят: «Хороший человек не профессия». На мой взгляд, это основа профессионализма, необходимое, но недостаточное условие. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Под «могу» понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы. Попытка пересадить на российскую почву систему профессиональных проб, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы, финансирования и кадрового обеспечения, хотя кое-где осколки этой системы до сих пор работают и дают результаты благодаря усилиям энтузиастов-одиночек. Возможности проверить свои силы в школьных кружках и секциях ограниченны. Профильное обучение в большинстве школ понимают как подготовку к поступлению в вуз, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии.«Хочу» – самое слабое звено среди трех колец. В основе «хочу» лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяются целями и ценностями. Потребности бывают разумными, то есть адекватными реальным потребностям человека, и неразумными, то есть гипертрофированными, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь. Потребности можно и нужно воспитывать.Под «надо» традиционно понимают требования рынка труда – системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями. В их основе – потребности общества, состоящие из потребностей отдельных людей. Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Среди жизненно необходимых профессий много тяжелых, неприятных и опасных – что произойдет, если не найдется желающих работать в этих сферах? Есть виды деятельности, которые при всей их востребованности можно отнести к деструктивным, поскольку они эксплуатируют и разжигают людские пороки и слабости – жадность, похоть, тщеславие, – нанося урон душевному и физическому здоровью людей. Обычно в этих отраслях работают люди, живущие по принципу «деньги не пахнут». Новый поворотРазвитые системы подготовки молодых людей к профессиональной деятельности существовали в Древнем Египте, Китае, Греции. Обращает на себя внимание то, что отбором занимались не случайные люди, а жрецы, философы, ученые. В 1575 году эту мысль оформит испанский врач Хуан Уарте в своей книге «Исследование способностей к наукам»: «Чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, правителю следует выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование». И.Назимов, один из ведущих отечественных специалистов в вопросах профориентации, анализируя судьбу профориентации в России, писал, что «ее признание, замалчивание, шельмование, взлеты и падения едва ли не зеркально отражали основные маршруты и зигзаги социально-экономического и политического развития общества, системы его ценностей». В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. Парадоксально, что именно на это время пришелся расцвет профориентации: к разработке нормативно-правовой и научно-методической базы были привлечены многие научные и педагогические коллективы, перестроена работа межшкольных учебно-методических комбинатов, введена должность методиста по профориентации. Правда, специалисты считают, что служба профориентации родилась с опозданием на 50 лет. Да и сам «ребенок» был нежеланным, а потому и нежизнеспособным. Сегодня в очередной раз профориентационная работа провозглашена приоритетной задачей. Правда, нет четкого понимания, кто ее должен решать, на каких условиях, какими средствами и с каким результатом. Интерес к профориентационной работе вспыхивает, когда исчерпаны другие ресурсы. При этом обычно упускают из виду, что результаты системной, целенаправленной и грамотной профессиональной ориентации, которой у нас никогда не было, имеют отсроченный характер. Это хорошо понимают в других странах, где психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии и планирования карьеры начинается еще в начальной школе. Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего обучения в школе, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения, как это происходит сейчас.Кнут и пряникСегодня очевидно, что развитие экономики во многом, если не во всем, определяет «человеческий капитал». Но задачи повышения престижа рабочих профессий, перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда, ориентации молодежи на профтехобразование не могут быть решены в приказном порядке, административными мерами или методом кнута и пряника. Любая деятельность более эффективна и благотворна для самого человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, в основе которых – убеждения и ценности. Выбор профессии – последнее и далеко не самое важное звено в этой цепи. Прежде чем ответить на вопрос «Кем быть?», надо решить «Каким быть?» и «Зачем?», найти смыслы, лежащие за пределами профессиональной деятельности. Это бесконечно сложно, но другие пути ведут в никуда. В биологии существует понятие витальности, то есть жизненной силы. Человек – наиболее витальное из всех живых существ. Ослабление витальности отмечают не только у индивидов, но и у отдельных наций, которые вытесняют нации более жизнеспособные. Пока наши дети учатся на экономистов и юристов, рабочие места в сфере обслуживания, производстве, строительстве, торговле занимают мигранты из дальнего и ближнего зарубежья. Они молоды, не боятся никакого труда, не пьют и охотно размножаются. Может, нам пора перенять их опыт профориентационной работы с молодежью?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте