Концепция развития научно-технического творчества молодежи в образовательных учреждениях города Москвы на 2012-2014 годы констатирует: «…количество кружков технического творчества незначительно, от широкой сети центров детского технического творчества и массового движения научно-технического творчества молодежи остались лишь отдельные очаги, которые держатся на энтузиазме ветеранов научно-технического творчества молодежи, школьные производственные мастерские ликвидированы».
Детско-юношеский центр «Виктория» – один из немногих, кому удается сохранять и развивать техническое творчество детей и молодежи. Центр, расположенный в районе Чертаново Южное, обладает уникальными ресурсами, у него есть: кадровый потенциал, высококвалифицированные педагоги, обладающие творческим инженерно-конструкторским мышлением и педагогическим опытом; программно-методические комплексы по направлениям ТТ; взаимно полезные связи с предприятиями- работодателями; пространственно-образовательная среда для расширения и углубления трансляции содержания материала и опыта работы.Выпускники центра поступают в технические вузы, воспитанники одерживают победы в конкурсных мероприятиях международного, федерального и городского уровней.В центре «Виктория» работают 17 объединений научно-технической и спортивно-технической направленностей, среди которых: ракето-, авиа-, судомоделирование, техническое конструирование: радиоэлектроника и робототехника, автокросс и автомотокросс, информационные технологи и другие, в которых обучается около 400 детей в возрасте от 7 до 18 лет.Техническое творчество учащихся – одно из важнейших средств политехнического образования и профессиональной ориентации, оно способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования, может стать эффективным средством воспитания, целенаправленным процессом обучения и развития творческих способностей учащихся. Ценность технического творчества определяется прежде всего тем, какие умения и навыки, приобретенные в объединениях, ребенок переносит в свою интеллектуальную и практическую деятельность.Этим летом благодаря усилиям Московского института образования и его директору Марии Лазутовой, коллективу детского центра «Виктория» представилась счастливая возможность стать участниками конкурса инновационных проектов образовательных учреждений города. Рабочая группа педагогов освоила новую для нас активную форму повышения квалификации – краткосрочное обучение по курсу «Проектный подход к развитию систем образования». Проблема развития технического творчества в ЮАО получила свое воплощение в инновационном проекте, разработанном рабочей группой ДЮЦ «Виктория»: «Кластерная модель организации образовательного процесса как фактор успешности развития технического творчества детей и молодежи». Проект создания такой инновационной площадки соответствует основным приоритетам государственной политики в сфере образования, изложенным в государственной программе «Развитие образования Москвы (Столичное образование)». Научно-методическое сопровождение осуществляла научный руководитель проекта Наталья Штурбина, идеи проекта нашли понимание и поддержку у заместителя руководителя Департамента образования Маргариты Русецкой, с их помощью мы надеемся наладить взаимодействие в кластере.Основа концепции проекта – внедрение кластерной модели образовательного процесса для наибольшего охвата детей и развития технического творчества. Логика и схема данной модели обусловливают: интеграцию дополнительного образования в школьную систему; наибольший охват техническим творчеством школьного контингента за счет развития мотиваций; привлечение к сотрудничеству средних профессиональных училищ и колледжей, научных и общественных организаций, работодателей в сфере технического творчества и инноваций.Реализация проекта предполагает создание образовательного кластера с координирующей ДЮЦ «Виктория», популяризацию направлений технического творчества среди детей, родителей и молодежи ЮАО, обеспечение доступности занятий техническим творчеством, развитие потенциала детей, одаренных в области технического творчества.Кластер представляет собой «пучок» различных организаций в области технического творчества, среди которых ДЮЦ «Виктория» готов стать координирующим центром. Работа кластера предусмотрена на трех уровнях: на первом – согласование стратегических линий развития и проведение мероприятий по популяризации технического творчества (по каждому виду деятельности проводятся в школах мастер-классы и презентации), интеграция программ художественно-эстетической и технической направленности; на втором – создание на базе школ объединений технического творчества, охват детей округа техническим творчеством посредством преподавания в школах за счет часов ФГОС; на третьем уровне – предоставление одаренным детям возможности развивать свои способности, инженерное мышление, уже сформированные навыки. Проектная деятельность учащихся и другие инновационные педагогические технологии должны помочь не только формированию устойчивых технических навыков, но и вовлечению детей в коллективную, общественную, социально значимую деятельность.Обеспечение соответствия наших методик стандартам возьмут на себя партнеры – учреждения высшего и профтехобразования. Работодателям в нашем кластере мы отвели важную роль для ориентации модели на развитие с учетом запроса экономики. Научно-технические и социальные партнеры нашего проекта, по замыслу, – Московский государственный индустриальный университет, МАИ, МАДИ, МГТУ им. Баумана, Детская аэрокосмическая школа при космодроме «Байконур», Политехнический музей, Мемориальный музей космонавтики, налажено сотрудничество с предприятиями МССЗ, Центром им. Хруничева, «АВТО-ПРАГА», «ПАНАВТО – Mercedes-Benz». Необходимые ресурсы для углубленной подготовки воспитанников даст сотрудничество с общественными организациями (Федерация космонавтики России, Федерация ракетомодельного спорта России, Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество «Союз»). В результате внедрения проекта система образования получит эффективную модель по реализации государственного заказа в области образования.Наш инновационный проект актуален для выполнения важной задачи, поставленной президентом: дать начальное техническое образование, подготовить молодое поколение к профессиональной ориентации в области науки и техники, реализовать потенциал одаренных учащихся для подготовки инженерных кадров, способных осуществить экономический прорыв.Пройдя обучение в МИРО, мы оценили эффективность нового подхода. Соединение проектного подхода и командной работы дало свои результаты. Сотрудники ГОУ ДЮЦ «Виктория» уже имели некоторое представление и опыт совместной проектной деятельности, проходили обучение на базе курсов повышения квалификации и даже на базе своего учреждения на заре зарождения интереса к проектной деятельности. Однако это получало свое воплощение лишь в педагогической учебно-исследовательской работе с детьми по отдельным направлениям, не охватывало всего коллектива сотрудников. Работа над темой проекта увлекла и сплотила наш и без того дружный коллектив, побудила к поиску новых возможностей и наиболее эффективных форм воплощения актуальных планов. Наша рабочая группа отмечает, что благодаря этому курсу обучения мы многое прояснили для себя по многим вопросам. Особенно важно было понять новые стратегии, задачи современной науки и практики, опробовать новые технологии, вместе с модераторами работать над ошибками. Нам понравилось представлять и защищать проект, отстаивать его в спорах.Авторы проекта:Л.Каневская, А.Шурупов, Н.Евтушенко, А.Писарев,Н.Лискова, А.Замыслова, М.Раткина, Л.Усольцева, Е.Смирнова, Л.Гиреева
Комментарии