search
main
0

Виктория Молодцова, Москва: Главная проблема РАО – отсутствие в должном количестве молодых ученых.

Российская академия образования похожа на бабушку-старушку (в 2013 году РАО отметит свое семидесятилетие), которую посещают раз в год, причем не все родственники и потому, что не посетить невозможно.

В академии много высококвалифицированных исследователей, опытных руководителей-профессионалов, это коллектив в 2755 человек, из них 1469 исследователей. Но главная проблема РАО – отсутствие в должном количестве молодых ученых, которых работа в этом серьезном учреждении не привлекает из-за низкой заработной платы. Несмотря на некоторое запланированное на 2013 год увеличение бюджетных ассигнований на работы по контрактам и грантам, зарплаты научных сотрудников, особенно без степени, как считает президент  РАО Николай Никандров, оставляют желать лучшего. В 2012 году ученые РАО выпустили 17 монографий, 17 учебников для вузов,  27 учебно-методических пособий, 6 хрестоматий, 5 курсов лекций. Все это богатство есть, но хранится в «академическом сундуке» как богатое наследство, весь вопрос в том, кто им воспользуется. Широкого информирования педагогической общественности о том, чем располагает РАО, какие исследования ведет, по-прежнему нет. Вот и об Общем собрании были проинформированы  исключительно все свои – академики, члены-корреспонденты и сотрудники  НИИ. Раз в год в РАО проходит общее собрание, на котором подводят итоги года и намечают планы на будущее. С подведением итогов дела всегда обстоят не лучшим образом: по традиции доклад об этом делает ученый секретарь РАО Ирэна Роберт – специалист по ИКТ,  для которой публичные выступления явно не ее конек. Правда, на этот раз участникам собрания раздали отчет и в печатном виде. С планами дела обстоят лучше, хотя, как признался президент Академии Николай Никандров, «в течение нескольких месяцев шла работа всех госакадемий, Министерства образования и науки и других ведомств над более общим документом, который по замыслу должен был целостно представить всю программу развития науки в стране независимо от ведомственной подчиненности и форм организации». Однако до сих пор такого  документа создать не удалось, и  на общем собрании было предложено принять те планы исследований, которые разработаны президиумом в сотрудничестве с институтами академии. Основой для планирования были направления исследований на 2013-2020 годы, разработанные президиумом РАО и в начале декабря 2012 года утвержденные Правительством РФ, утверждены также и те показатели, на которых будет основана оценка работы РАО. Одним из важных направлений работы РАО стала разработка сетевой образовательной системы выявления и поддержки интеллектуально-одаренных детей, охватывающей образовательные учреждения из 81 субъекта Российской Федерации. Коллектив разработчиков программы удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011 год), лауреатами стали Михаил Левицкий и Орыся Суходольская-Кулешова.) Николай Никандров высказал надежду, что  и реализация программы, и сотрудничество РАО с Малой академией наук поможет привлечь детей сначала в малую, а потом, может быть, и в большую науку. Заслуживает особого внимания и уважения многолетняя работа РАО по  отстаиванию  воспитания как важного процесса в образовании. Никандров отметил, что в трудные 1990-е годы, когда для многих стало привычным понимание, что лучше никакого воспитания, чем советское коммунистическое, Институт семьи и воспитания, некоторые коллективы других институтов, президиум академии сумели сохранить проблематику воспитания и в своих планах, и в практике работы. В 2011 году Правительством РФ была принята Национальная стратегия действий в интересах детей, существенную роль в подготовке и продвижении которой сыграли усилия Института семьи и воспитания. 15  октября 2012 года распоряжением Правительства РФ утвержден План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации этой стратегии, где впервые за многие годы поставлена задача разработки стратегии развития воспитания в РФ. В послании президента 12 декабря четко говорится о необходимости подготовки программы полноценного развития в школе воспитательной компоненты, дано соответствующее поручение правительству. Это все очень важно и вполне соответствует направлению работы РАО. Вместе с тем, отметил Николай Дмитриевич, нельзя считать, что теперь во всей стране и на всех уровнях работа по социализации и воспитанию сразу поднимется на новый уровень. Важно не ослаблять усилий Академии по дальнейшему развитию исследований, которые помогут свести к минимуму риски современного непростого этапа развития и в полной мере использовать его возможности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте