Я помню свой первый школьный день. Мне 6 лет, на мне белые колготки, клетчатая форма и два огромных белых банта. Я иду в школу, любуюсь своими лакированными туфлями и фантазирую, как стану самой лучшей ученицей. Тогда я и представить не могла, как трудно будет решать задачи, что самые простые и привычные слова, оказывается, пишутся не так, как мне хотелось бы.
Наши образовательные результаты ставились всегда превыше всего. Будешь хорошо учиться – найдешь достойную работу, станешь успешным, все в жизни сложится. А если учишься плохо, то «Кем ты вообще вырастешь? Тебя и в дворники не возьмут…».
Обсуждая классические произведения на уроках литературы, мы узнавали про патриотизм, гражданскую позицию, храбрость, честность, доброту, мы узнавали, что литературным героям все это было свойственно, и обсуждали, какими прекрасными людьми их делает набор этих качеств.
Но это были лишь вымышленные литературные персонажи в мире, существовавшем за много лет до нас.
Быть патриотом, честным, добрым человеком – это хорошо, но не так уж и важно, не так уж срочно. Важно и срочно – сдать ЕГЭ, ведь именно от этого зависит наша дальнейшая жизнь. И такова была действительность того времени. Так мы рассуждали, оканчивая школу.
А дальше был университет, где на паре по методике преподавания профессор сказала нам: «Ваша работа – решать образовательные задачи, воспитывать вы не должны. Воспитанием занимается семья, а школа развивает и дает образование». Мы записали это в конспект и искренне поверили, что это правильно.
Что же мы видим сегодня? ФГОС 3.0 и его обновленные требования к обязательной организации воспитательного процесса в школе. Кроме того, ФГОС нового поколения подразумевает создание программ воспитания и их реализацию не только в рамках внеурочной деятельности, но и на уроках.
Сегодня, говоря о результатах воспитания, имеется в виду не уровень воспитанности ребенка, а его личностное развитие, личностные результаты. Гражданское, патриотическое, трудовое воспитание – это то, что является неотъемлемой частью современного успешного человека. Ведь школа – это место для самореализации, раскрытия потенциала, личностного развития.
Я уверена, что неуспешность ребенка в учебном предмете не определяет его будущее. Поэтому, на мой взгляд, главное, что может сделать учитель, – это создать комфортную среду для знакомства с предметом, видеть в каждом ребенке его сильные стороны, видеть человека, который пришел к тебе, чтобы стать лучшей версией себя, и ты не можешь его подвести.
Конечно, школа должна давать образование. Но я верю, что при подходе, где задачам воспитания отводится одна из приоритетных ролей, образовательные результаты намного выше, а дети счастливее. Доверительные отношения с учителем, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, готовности слушать и слышать, формируют здоровое общество, дети хотят взаимодействовать и отдавать, им легче учиться и показывать результат. Им легче взаимодействовать с миром, они понимают, кто они и чего хотят, у них есть взгляды и собственная позиция.
Реализуя задачи воспитания, мы создаем тот самый фундамент, который поможет школьникам выстроить их дальнейшую жизнь и стать теми, кем они захотят. А что об этом думаете вы?
Виктория ПАХОМОВА, учитель английского и китайского языков Вешняковской школы
Комментарии