search
main
0

Вид на два моста и волжский разлив

Сердце человека не только орган чувств, любви, но и разума

У моего собеседника захватывает дух от многих вещей. От родного города Ульяновска, от великой реки Волги, от движения, открытий, музыки и литературы, от собственных учителей и своих учеников. У меня же захватило дух от того, как он умеет заинтересовать слушателя: через полчаса общения мне захотелось снова сесть за парту и начать по-настоящему открывать тайны химии и биологии, в школе не очень мною любимых.

Алексей Михайлович Соколов в шутку называет себя конкурсным человеком. Только-только придя работать в сельскую школу села Смышляевка Кузоватовского района Ульяновской области учителем химии и биологии, а было это в 2013 году, пошел на разведку на «Педагогический дебют». Разведка помогла. Через три года, уже занимая должность директора той же школы, он становится победителем регионального конкурса «Педагогический дебют»-2016. В согласии с собственным лозунгом «Вся жизнь – движение вперед!» через год Соколов в первый раз едет на Всероссийский «Дебют» в качестве руководителя школы и становится лауреатом.

В том же году по результатам областного конкурса «Учитель года»-2017 входит в «пятнашку» лучших и лишь через четыре года решает попробовать свои силы снова. И вновь победа. По результатам Всероссийского этапа конкурса «Учитель года»-2021 Алексей Соколов вошел в группу 15 лучших учителей страны. Теперь его портрет будет занимать почетное место в ряду других коллег на Аллее учительской славы (есть в Ульяновске такая!) бессрочно. А еще была победа во Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании»-2019. Соколов создал работу по электронному документообороту в школе – постарался, чтобы не только с точки зрения администрирования, но и с точки зрения учителя, вести документацию было максимально удобно, открыто, быстро и комфортно.

Он перечисляет свои успехи без рисовки, но и без излишней скромности. Ставить перед собой амбициозные цели, преодолевать сложности на пути их достижения – в этом, по его мнению, и состоит путь учителя. И это отнюдь не цели вроде административной карьеры или личного материального благополучия. Нет, цели у него из трудно достижимых и даже великих, из тех, на пути к которым человек решает множество задач попроще, каждая из которых по-своему благородна. Но не буду долго держать интригу. Алексей Михайлович видит в качестве высокой цели воспитание в своих учениках ответственности за планету, за ее биосферу, которую неизбежно своей деятельностью, стремлением к прогрессу меняет человек.

За девять лет педагогической деятельности Алексей Соколов побывал в разных должностях. Был учителем, а потом и директором в сельской школе. Снова учителем после переезда в родной Ульяновск. С 2019‑го – заместителем директора. Но всегда вел уроки, потому что это очень важно – видеть, слушать детей, говорить с ними. Учитель, по его убеждению, не просто присутствует на уроке и преподает знания, не просто урокодатель (страшное для него слово). На этапе знакомства Алексей Михайлович вырабатывает доверительное отношение к себе через интерес и внимание к детям. Для него, например, очень важно знать всех учащихся школы по именам. А подросткам из десятого класса, будучи классным руководителем, он позволяет быть с собой накоротке. В разговорах с учителем у его ребят нет запретных тем, а связь «учитель – ученик» двусторонняя. Так, еще в восьмом классе подростки на переменах знакомили Алексея Михайловича с молодежным сленгом. Такой доверительный диалог сохраняется до сих пор.

Губернаторский лицей №101, где трудится Алексей Соколов, носит имя народного учителя Российской Федерации Юрия Ивановича Латышева. Лицей совсем новый, он открылся всего два года назад как федеральная инновационная площадка обучения детей по программе непрерывного математического образования. Для Ульяновска эта школа огромная, в ней насчитывается около двух тысяч учащихся.

Соколов трудится в качестве учителя биологии, а также заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Как заместитель директора занимается в старшей школе экзаменами, содержанием и качеством обучения. На это уходит почти все свободное время. Когда оно все же появляется, предпочитает прогуляться по волжской набережной в том месте, где открывается вид на два моста. Наиболее зрелищным и монументальным в Ульяновске считается автомобильно-железнодорожный Императорский мост, один из символов города, длиной свыше двух тысяч метров. В 2009 году открылся второй мост, названный Президентским. Соколов любит свой город, а родился он именно в Ульяновске, за широкий волжский разлив. Это, говорит, авиационная столица России, здесь развито производство, но это и культурная столица – здесь родились Николай Карамзин, Иван Гончаров, есть интересный памятник знаменитой букве «ё». А еще в Ульяновске есть педагогический университет.

Алексей Михайлович с детства знал, что будет учителем, причем русского и литературы. «В восьмом классе в моей жизни появился новый предмет – химия, она и поставила точку в выборе педагогической специальности», – рассказывает учитель биологии и химии. Его учительница химии по образованию была учителем математики и преподавала оба предмета. Возможно, именно с ее легкой руки Алексей полюбил химию, а затем и биологию.

Он много читает, в основном книги по истории России, а в сфере особого интереса – судьбы и дела правителей великой державы. Почетное место на книжных полках занимают труды по биологии, любимый раздел Соколова – анатомия человека. После окончания Ульяновского государственного педагогического университета он даже полтора года обучался по этой специальности в аспирантуре, но жизнь сложилась так, что из аспирантуры пришлось уйти. «Анатомия – это не только латинские названия костей, но и много интересных фактов, – рассказывает Алексей Михайлович. – Например, при изучении темы «Сердце человека» я рассказываю, что для нас это самый важный орган. Для многих людей это орган чувств, любви, а у одного из африканских племен в ХIII веке это был орган разума. Так возникают межпредметные связи, в данном случае мостик протягивается от биологии к истории. А вот теперь, обсудив любопытные верования далеких племен и заинтересовав детей, можно рассказывать о кровеносных сосудах».

А можно начать урок с простой задачки. Алексей Михайлович предлагает стул одному из учеников, сам садится рядом и просит визави встать со стула, не наклоняя корпус вперед. Задачка не имеет решения: выполнить это простейшее упражнение, не наклонившись вперед, невозможно. Вот и проблема, над которой хочется работать, которую необходимо разрешить. Она лишь кажется простой, но выводит на сложные темы. Сразу подключаются знания из области физики (центр тяжести человека при вставании перемещается) и, конечно, биологии. Это, кстати, пример начала урока по теме «Центральная нервная система».

Сделать так, чтобы тебя слушали, заинтересовав с самых первых минут даже еще не знакомых тебе людей, – это особое искусство, и Соколов им владеет. Может говорить на любую публику, не зажимаясь и не паникуя. Неизбежное волнение перед незнакомым классом или на открытом уроке пропадает в тот момент, когда за парты садятся дети. И совершено не важно, кто еще сидит в классе и оценивает его работу. Вызвать интерес у незнакомых старшеклассников на открытом уроке в Ростове помог вопрос о родном городе Соколова: учитель поинтересовался у ребят, что они знают о знаменитых людях из Ульяновска, и один ученик ответил, что там родился Ленин. Когда контакт установился, можно переходить к теме урока. Педагогу хочется, чтобы ученики самостоятельно размышляли над ответом учителю и говорили то, что думают. Ему не нужен шаблонный ответ: «Когда я вижу, что ребенок дает мне нешаблонный ответ, я понимаю, что дети открыты и готовы со мной работать, и это то, что меня вдохновляет».

«Природа» – еще одно понятие, вдохновляющее Соколова. В качестве темы для мастер-класса он выбрал девиз «Природа знает лучше». Вовлекая в беседу аудиторию, ознакомил ребят с новой наукой – бионикой. Привел примеры решения задач по биологии с помощью бионического метода. Показал несколько изобретений, которые стали возможными благодаря наблюдениям ученых за природными явлениями. Так, подсмотрев принцип прикрепления к одежде семян репейника, люди придумали двусторонние липучки. Эйфелева башня создана в результате изучения швейцарским ученым особенностей строения бедренной кости человека. Примером для создания домкрата послужили конечности паука. Оказывается, лапы паукообразных устроены по принципу резкого увеличения и снижения давления во время движения. Это явление стало прообразом гидравлического привода домкрата.

На конкурсе «Учитель года»-2021 Алек­сею Михайловичу было очень важно посмотреть, что и как делают другие учителя, что из их опыта можно взять и принести на собственные уроки. В частности, подсмотрел, как знания по биологии применяют на своих уроках даже учителя литературы. В ростовском лицее захотелось позаимствовать не только методические приемы, но и карандаши-указатели, установленные в фойе и коридорах школьного здания и помогающие гостям ориентироваться в пространстве.

Особенно познавательно было наблюдать за столичными учителями: Соколов считает, что на них можно и нужно равняться. Сильно впечатлил манерой общения с учениками, умением сложное делать простым Артем Барат, учитель физики из Москвы, и Алексей Михайлович горячо болел за коллегу. В то же время было интересно увидеть учителей из самых дальних уголков страны. Когда закончились его собственные испытания, удалось познакомиться и с некоторыми членами жюри. Из разговоров с ними Соколов понял, что было бы полезно посещать межрегиональные летние и зимние школы учителей года, появившиеся благодаря преподавателю химии из Москвы Владимиру Головнеру, более тесно общаться с коллегами вне всероссийского конкурса, на котором «времени вроде бы много, но его вообще нет».

У моего собеседника захватывает дух от многих вещей – от родного города, от великой реки, от собственной работы. Нет, слово «работа» здесь, пожалуй, неприменимо. От служения людям.

Галина СЕРГЕЕВА, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте