search
main
0

Входить в класс с ясной душой Основные обязанности классного руководителя

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ “Об образовании”, а также Устава и концепции деятельности школы настоящего Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели, – 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя (“классный час”) проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.
ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом “не навреди”.
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
Обсуждать “за глаза” своих коллег, представлять их в невыгодном свете.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
– Закон РФ “Об образовании” (1992 г.).
– Конвенцию о правах ребенка (1993 г.).
– Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
– Школьную гигиену.
– Педагогическую этику.
– Теорию и методику воспитательной работы.
– Основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь
– Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
– Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
– Составить план воспитательной работы в классе.
– Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
– Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
– Организовать и провести родительское собрание.
– Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.
АТТЕСТАЦИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
С целью повышения качества воспитательной работы в школах, усиления ответственности педагогов за судьбу учащихся во многих районах и городах республики наряду с аттестацией учителей-предметников практикуется и аттестация воспитателей. Как правило, она идет параллельно оцениванию педагога как учителя-дидакта.
Учитывая социально-экономические условия микрорайона, сложность контингента семей учащихся, педколлектив школы N 84 принял решение оценивать при аттестации образовательной деятельности педагогов качество и результативность их воспитательного труда. Для объективизации оценок в школе должно быть разработано специальное Положение об аттестации классных руководителей. Настоящим документом определим главные элементы процедуры.
Аттестация состоит из двух направлений (этапов). Первое направление – внешняя экспертиза: оценка теоретической компетентности педагога. Кроме того, могут быть сформулированы письменные вопросы для экзамена или предложено написание реферата.
Второе направление – внутренняя экспертиза: оценка практической деятельности классного руководителя. В Положении об аттестации необходимо сформулировать конкретные требования к воспитателю 1-й, 2-й и высшей категории.
Примерная схема характеристики классного руководителя, в которой отражены главные требования к педагогу-воспитателю:
1. Формальные данные: образование, стаж (педагогический и общий), продолжительность работы в школе, награды и поощрения.
2. Методологическая и методическая подготовленность воспитателя:
понимание сущности процессов, которые называются “социализация”, “образование”, “развитие”, “общение”, “воспитание” и др.;
социализация и воспитание, основные ступени развития человека, главные мотивы поведения ребенка (потребности);
понимание сущности социальной роли, педагогической позиции наставника-взрослого по отношению к воспитаннику-ребенку;
эрудиция, осведомленность в области педагогических идей, подходов, систем.
3. Уровень организаторского мастерства:
умение видеть, выделять, формулировать педагогические проблемы в собственной педагогической деятельности;
умение ставить воспитательные цели и планировать собственную деятельность для их достижения;
умение организовать детей на педагогическую акцию, привлечь помощников, пробудить активность, сплотить на совместных переживаниях поражений и побед;
умение анализировать собственную деятельность в целом, а также итог отдельного воспитательного мероприятия;
умение проектировать будущее коллектива и перспективы развития отдельного воспитанника, умение подвести их к успеху, организовать “радость завтрашнего дня”.
4. Индивидуально-личностные особенности педагога:
умение общаться с детьми, способность привлекать к себе детей, испытывать удовольствие от их близости;
толерантность (терпимость) и гуманизм в сочетании с разумной требовательностью, умением быть справедливым;
уровень личной ответственности, добросовестное выполнение должностных обязанностей;
степень представленности образа педагога в поведении детей (насколько педагог является примером для своих воспитанников);
оптимизм, стрессоустойчивость, воля, жизненная целеустремленность.
5. Результативно-личностный аспект:
успешность деятельности, наличие позитивных педагогических результатов (можно в сравнении с прошлыми годами);
наличие поддержки родителей, связей с внешкольными учреждениями микрорайона или города;
совершенствование своей профессиональной деятельности (осмысление собственного опыта в докладах, рефератах и др.);
профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога (общественная деятельность).
Примечание: для оценки вышеназванных параметров и результатов могут использоваться тесты, опросы, анкеты воспитанников, родителей, педагогов, а также наблюдения администрации за деятельностью педагога в течение учебного года.
Из книги Валерия САЗОНОВА, доцента кафедры экономики и управления народным образованием “Организация воспитательной работы в классе”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте