На корабле высшего образования Британии – бунт. Взбунтовалась палуба первого класса, на которой расположены “каюты люкс” – элитные, престижные университеты, входящие в так называемую Расселовскую группу. А это – Оксфордский, Кембриджский, Уорвикский, Эдинбургский, Бристольский университеты, прославленные колледжи и школы, входящие в Лондонский университет… Всего таких в Британии – восемнадцать.
Требование “бунтовщиков” поистине революционное: перевод высшего образования из-под крыла государства на систему свободного рынка. Что означает: плату за обучение университеты будут назначать по своему усмотрению, в зависимости от спроса и рыночной стоимости продукта”, то есть диплома каждого конкретного вуза?
Что же вызвало неудовольствие этих университетов-аристократов? Если попытаться ответить одним словом – уравниловка. Тот факт, что за право обучаться в лучших высших школах Британии и получать дипломы, чьи корочки гарантируют карьерный успех на любом континенте земного шара, студенты платят сегодня ровно столько же, сколько за учебу в самом заурядном вузе. Однако дело не в одном лишь гоноре и честолюбии прославленных, а в том, что университетам катастрофически не хватает средств.
Ассоциация университетов Соединенного Королевства выступила в прошлом году с официальным заявлением в адрес правительства о необходимости дополнительных ассигнований на ближайшие три года на астрономическую сумму в 9,94 млрд.фунтов стерлингов. Только при этом условии, как было заявлено просителями, вузы смогут выполнить поставленные перед ними задачи, как то: расширить прием “бедных” студентов (тех, кто по материальным критериям полностью освобожден от платы за обучение), а также наладить постоянные поставки своих научных исследований и разработок в индустриальный сектор страны. В противном случае репутации ведущих университетов Альбиона грозит верная смерть.
Признаки увядания налицо: устаревшее лабораторное оборудование, обветшавшие здания, низкие заработки профессуры, сбегающей в американские, немецкие и французские вузы на заработки; переполненные аудитории, где студентам в прямом смысле слова подчас не хватает мест… И это при том, что государство проявляет о вузах неустанную заботу, год от года увеличивая бюджетные ассигнования в сектор высшей школы. Дабы укрепить ее материальную базу, правительство даже предприняло четыре года назад столь непопулярный шаг, как введение платы за вузовское обучение в размере тысячи фунтов стерлингов с каждого студента (исключая, повторяю, самых беднейших – за них доплачивает вузу государство). Куда же, однако, деваются эти все прибывающие финансы, в какую “черную дыру”? Этой “черной дырой” стало, в частности, то самое значительное увеличение числа университетов, а вместе с ним и числа обучающихся студентов, о котором было упомянуто выше.
Из чего складывается нынче финансовая база здешних университетов? Из госбюджетных ассигнований, составляющих примерно 7 тысяч 700 фунтов стерлингов в год в расчете на одного студента и той тысячи, что доплачивает вузу сам “домашний” учащийся. Между тем, по расчетам университетов, себестоимость обучения студента составляет минимум десять с половиной тысяч ф/с в год. Особенно дорого стоят студенты-медики, физики, химики, биологи – все те, кто использует в процессе учебы дорогостоящее современное лабораторное оборудование.
Кто же должен покрыть эти недостачи? Государство, читай, налогоплательщик? Подобный подход вызывает все больше и больше скепсиса в рядах уже и самого правительства. Ведь трудно оспорить тот факт, что, собирая с трудящихся на нужды высшего образования, правительство тем самым подпитывает не только экономику страны, но и личный банковский счет будущих дипломированных специалистов, чьи доходы заметно превышают зарплаты тех, кто университетов не кончал. Несправедливо, стало быть, вешать будущих хорошо обеспеченных на шею простого народа.
В чем же видится выход? В том, чтобы каждый учился по возможностям… По финансовым, имеется в виду, возможностям. Элитные университеты намерены выйти на свободный рынок и поднять плату за обучение в несколько раз относительно нынешней (остальные вузы останутся, как и прежде, госбюджетными). Так что, по предварительным подсчетам и оценкам, она может составить от восьми до пятнадцати тысяч фунтов стерлингов за академический год. Как нетрудно догадаться, позволить себе подобную роскошь смогут только очень хорошо обеспеченные, точнее, дети очень хорошо обеспеченных родителей или же… совсем бедные! Почему именно бедные? Потому что, будучи освобожденными от платы за обучение, они, по замыслу, попадут под финансовую опеку “рыночного”, то есть ставшего частным университета, который теперь уже вместо госказны должен будет брать на себя спонсорство одаренного “бедняка”, отчисляя на него часть тех средств, что поступят от одаренного “богача”. Однако между “должен” и “обязан” есть, как известно, зазор, и потому у многих наблюдателей возникает сомнение в том, будет ли без сбоя работать так называемая система cross-subsidize – система перекрестного субсидирования, когда за счет завышенных оплат одного финансируется другой. Выпасть из этой системы тем не менее рискует одаренный “середняк” – тот, кто по знаниям и талантам вполне мог бы учиться в элитном вузе, но чей кошелек не будет в состоянии растянуться на десятки тысяч фунтов стерлингов.
Прежде чем перейти к новой системе, против которой в принципе не возражает правительство, от университетов, которые решили стать частными учебными заведениями, будут затребованы гарантии того, что прием в них не будет дискриминационным для бедных. Элитные вузы, вознамерившиеся резко поднять плату, должны будут разработать такие схемы, которые бы позволили учиться и тем, кто сам за обучение заплатить не сможет. Однако весьма слабы надежды на то, что учащийся из семьи со средними или чуть ниже средних доходами получит свой шанс на финансовое вспомоществование. В конце концов никто ведь не лишит его возможности учиться – вот только о престижных дипломах ему, вероятнее всего, придется забыть…
Грядущее нововведение вызывает резкий протест со стороны апологетов среднего класса, этой несущей опоры экономически здорового общества. “Британия по-прежнему находится преимущественно под руководством наследственно правящей касты тех, кто способен платить за обучение в частных школах и идти затем в Оксфорд, – написала на днях солидная британская газета “Гардиан”. – Впервые за прошедшие пятьдесят лет семьи, чьи дети собираются поступать в вузы, должны будут задаться вопросом: можем ли мы позволить себе хороший университет?”
По части “кастовости” – во всяком случае оксфордских выпускников во власти – с утверждением “Гардиан” трудно поспорить. Ведь из одиннадцати британских премьер-министров, руководивших правительством начиная с 1939 года, восемь, включая Энтони Блэра, имели именно оксфордские дипломы.
Главное опасение противников предстоящего выхода элитных университетов на свободный рынок состоит, таким образом, в том, что эта новация углубит классовый водораздел. Университеты “только для знатных и богатых” могут стать шагом в сторону от построения общества равных возможностей. Поспорить с этим опасением, конечно, можно. Ведь те трое из одиннадцати премьеров – Черчилль, Каллаган и Мейджор – не обладали университетскими дипломами вовсе! И тем не менее недурно выстроили свою карьеру, добравшись до таких вершин, как руководство страной! Или же их пример есть лишь исключение из утвердившегося правила: скажи мне, какой у тебя диплом, и я скажу, кто ты…
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии