Вход строго по билетам
Польский лицей им. Тадеуша Чацкого
Необычное приглашение
В назначенный день мы все-таки отправились на поиски общеобразовательного лицея им.Тадеуша Чацкого, адрес которого дала нам Аня, и не пожалели. Прежде всего мы попали в один из старейших варшавских лицеев, которому в этом году исполнится 120 лет, а следовательно, это учебное заведение может без преувеличения гордиться богатыми и действительно старыми традициями. И еще Анна Фольта, видимо, слишком волнуясь, забыла нам сказать, что речь идет не об одном спектакле, а о большом школьном театральном фестивале.
“Ягоды”
Но что греха таить, ребенок, имеющий даже самые благородные намерения, не сможет осуществить их без помощи и поддержки взрослых, прежде всего родителей и руководства школы. А в лицее имени Т.Чацкого в этом отношении Анне исключительно повезло: здесь сама атмосфера помогает творчеству.
Фестивали “В Чацком”
Оказалось, что идея таких фестивалей родилась случайно, все началось с удачной постановки по инициативе учителя польского языка фрагмента спектакля “Фердидурка” (по повести Витольда Гомбровича) ко Дню учителя в 1987 году и “Потопа” (по Генрику Сенкевичу) на 8 Марта 1988 года. Спектакли имели большой успех, после чего школьное самоуправление подхватило инициативу учителя, и “шефом фестивалей” стал учащийся гуманитарного класса Витольд Заленский, который находился на этом посту до окончания лицея. Вся школа начала готовиться к первому театральному фестивалю, желание участвовать в нем выразили 9 творческих групп, в основном готовили все учащиеся, но учителя и родители, среди которых был известный польский художник-декоратор, активно помогали. И вот 1-й театральный фестиваль “В Чацком” состоялся, успех был огромный, зал был переполнен, зрители аплодировали стоя. Это окрылило ребят и дало начало прекрасной традиции, которая со временем только развивается, растет число участников, появляются новое оборудование, опыт.
Сейчас проблема состоит в том, что тесно такому крупному фестивалю в единственном маленьком школьном спортивном зале, где собирается несколько сот человек и, хотя вход строго по билетам, всем желающим не хватает места, но нет в школе другого зала. Если же проводить фестиваль где-то еще, то пропадет неповторимая школьная атмосфера. И руководство школы идет на огромный риск и берет на себя большую ответственность, так как в театральных успехах учащихся видит прекрасные результаты своего труда. Получается, “в тесноте, да не в обиде”, так даже лучше чувствуется добрая, семейная атмосфера, царящая в школе.
Немного истории
В декабре 1905 года из-за вспыхнувшей школьной забастовки царские власти закрыли школу, а вскоре после ее открытия в сентябре 1906 года преподавание там уже стало вестись на польском языке.
С 1912 года в школе появилось и активно действует обьединение, созданное выпускниками школы и носящее имя первого директора Яна Панкевича. Купеческая гильдия приняла решение передать школу Обьединению им.Яна Панкевича, которое в свою очередь решило продолжать ее работу под руководством Витольда Врублевского.
В 1914-1915 годах из школы уходят российские учителя, а число учащихся увеличивается за счет польских детей, ранее обучавшихся в российских гимназиях, в 1917 году создается восьмилетняя реальная школа Витольда Врублевского.
14 августа 1918 года Обьединение им.Яна Панкевича, которое являлось владельцем школы, передает ее в собственность польского государства, и в тот день школе присваивается имя Тадеуша Чацкого, известного польского юриста, историка.
В 1939 году здание школы подверглось бомбардировке и было сожжено. Немцы закрывают высшие и средние учебные заведения, в связи с чем обучение в школе им.Чацкого продолжается подпольно до Варшавского восстания и освобождения Варшавы.
С 1964 года школа становится 27-м общеобразовательным лицеем им.Т.Чацкого.
Сейчас в лицее обучается 525 человек, педагогический коллектив 42 человека. Созданы общеобразовательные, биолого-химические, физико-математические, гуманитарные и другие специализированные классы.
Рассказывает директор лицея пани Тереса Эльмэрик-Курень:
– После окончания 8-х классов ученики сами выбирают себе школу, где будут продолжать образование, их никто не заставляет идти именно в наш лицей. Поэтому все начинается со знакомства родителей и учащихся со школой на собраниях, которые проходят в марте. На этих собраниях они узнают, какие требования предьявляются к учащимся лицея. В течение двух недель возможные кандидаты на поступление приходят, встречаются с преподавателями и учащимися, которые знакомят их с лицеем, показывают лаборатории, рассказывают о том, как выглядит ежедневная школьная жизнь. Таким образом, первый шаг – это знакомство с лицеем, открытое и дружеское. Молодежь сразу же должна почувствовать, что мы им рады, что мы их здесь ждем, но при условии, если они выполнят наши условия, а именно: сдадут вступительные экзамены.
В каждом классе есть свой “wychowawca klasy” – классный руководитель, причем слово “wychowawca” переводится на русский язык как воспитатель, педагог.
Роль классных руководителей очень велика. Очень важно с первых дней создать доброжелательную обстановку, относиться с пониманием к проблемам молодежи. Классный руководитель не знает, с какой группой молодежи 1-го курса ему придется работать. Чтобы лучше узнать своих учеников, классные руководители сразу же после начала учебного года едут со своим классом в “obos integracyjny” (дословный перевод: “обьединительный, направленный к интеграции лагерь”). В этих лагерях проводятся различные спортивные занятия, изучаются иностранные языки, проводятся занятия по предметам, определяющим профиль класса, но в очень приятной, новой, необычной обстановке. Это дает возможность классным руководителям узнать своих воспитанников значительно лучше, чем это можно сделать во время занятий в школе. В лагере в течение десяти дней с утра до вечера классный руководитель находится вместе с ребятами, ходит с ними в лес, вечером сидит у костра. Каждый классный руководитель сам определяет, где и как он проведет этот лагерь. В этом году, например, выбрали горы. Вместе с учащимися поехали не только классные руководители, но и учителя английского и русского языков, которые могли заниматься там с ребятами, выучить с ними какие-нибудь песни на иностранном языке, сьездить на экскурсию в Краков и т.д.
Огромное значение в работе воспитателей имеют традиционные зимние выезды с учащимися первого и второго класса на лыжах, классный руководитель едет с классом на неделю в горы, причем не во время каникул, а в учебное время. Расписание составляется таким образом, чтобы это было возможно без ущерба для занятий. Эти мероприятия входят в процесс обучения и воспитания.
Однажды на уроке информатики школьникам было предложено подготовить рекламу лицея, предназначенную для тех, кто только собирается сюда поступать. Приятно отметить, что как характерные черты нашего лицея ребята называют доброжелательную атмосферу в школе, бесстрессовый способ проведения занятий, т.е. дети не боятся, охотно идут на уроки; учителя всегда готовы к сотрудничеству с учениками.
Наша школа имеет еще одну характерную черту: она, как магнит, притягивает к себе тех, кто ее закончил раньше. И молодые, и пожилые люди приходят сюда, т.к. здесь им было очень хорошо. С 1911 года существует Общество выпускников школы им.Тадеуша Чацкого, которое делит с нами все беды и трудности, радости и успехи, помогает нам соблюдать все традиции. Например, недавно все желающие пришли на встречу с нашим выпускником, который сейчас преподает политологию в одном из университетов США, а в 1944 году сдавал выпускные экзамены в нашем лицее, находившемся тогда в подполье.
Школа может очень много сделать для повышения нравственности, причем учителя польского языка играют в этом решающую роль.
В заключение хотелось бы отметить то, что в нашем лицее, в отличие от многих других, сохранено преподавание русского языка среди других иностранных языков, и мы все более убеждаемся, что поступили правильно. Недавно к нам на встречу с нашей молодежью приезжал примас Польши кардинал Глемп и среди прочего посоветовал ребятам учить латынь и русский язык. Для многих это было неожиданностью, принимая во внимание отношения в Польше к изучению русского языка в последние годы.
Галина АНИСИМОВА,
соб.корр. “УГ”
Варшава
P.S. Лицейские преподаватели русского языка были бы признательны российским коллегам за предоставление им учебных видеокассет на русском языке, желательно с классическими произведениями русской литературы.
Комментарии