search
main
0

Вход – по пригласительным. Дополнительное образование так и не попало в нацпроект

Оперная звезда Галина Вишневская начинала карьеру в райцентре Боровичи. И это не случайный факт, считает Валентина РЕНИНА, председатель Комитета образования Боровичского района. Боровичи, второй по величине город Новгородской области, после Великой Отечественной войны претендовал на статус областного центра. Новгород лежал тогда в руинах, а Боровичи фашисты не бомбили. Поэтому областные учреждения культуры «переехали» на время в этот город. С 1947 по 1952 год при Новгородской областной филармонии, работавшей в Боровичах, числилась будущая звезда мировой оперы Галина Вишневская. Сюда приезжали с концертами кумиры тех лет – Николай Крючков, Лидия Русланова, Михаил Жаров, Любовь Орлова. Этот период, несомненно, способствовал повышению общего культурного уровня боровичан.

– Боровичский район несколько лет держит за собой первое место в области по разделу «Дополнительное образование» в рейтинге работы муниципальных органов управления образованием, обходя по этому параметру даже Великий Новгород, – рассказывает Валентина Ренина. – Рейтинг ежегодно проводится областным Комитетом образования среди двух десятков районов Новгородской области, так что это достижение выглядит значительным…

Безусловно, оно основано на культурных традициях нашего района. Боровичане всегда стремились духовно развивать подрастающее поколение. Они считают, что посещения уроков в общеобразовательных школах для этой цели маловато и их детям необходимо что-то еще…

– Достижение действительно значимое, если учесть, что в вашем небольшом районе всего два крупных учреждения дополнительного образования…

– Это центр внешкольной работы и детско-юношеская спортивная школа. Оба учреждения находятся в Боровичах. В них занимаются и дети из близлежащих населенных пунктов, которые приезжают на занятия два-три раза в неделю.

Статистические данные по количеству занимающихся в Центре внешкольной работы вам могут показаться неправдоподобными: художественно-эстетическое направление, например, охватывает 51 группу – 717 человек, эколого-биологическое – 15 групп и 209 человек, естественно-научное – 26 групп и 361 человека… А есть еще большие группы туристско-краеведческого, военно-патриотического, культурологического, научно-технического направлений и группы для дошкольников. Разгадка проста – только часть из них находится непосредственно в Центре внешкольной работы. Другие базируются в сельских школах района. Преподают в них педагоги центра, которые одновременно являются и школьными учителями. Таким образом, складывается общее число занимающихся в центре, но так как существуют кружки и секции дополнительного образования, работающие непосредственно «от школ», то общее число детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, еще больше.

Все эти кружки и секции бесплатные. Платные в Центре внешкольной работы только группы по изучению иностранных языков.

– Валентина Викторовна, так первое место в областном рейтинге вы держите именно благодаря массовости системы дополнительного образования?

– Нет, главным критерием является результативность – например, победы на областных и всероссийских соревнованиях и конкурсах. В 2007 году на Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды первое место заняла воспитанница педагога Боровичского центра внешкольной работы Леонида Быкова Анна Крекель с проектом по защите водной среды боровичского озера Вязово. Аня стала обладательницей президентского гранта в рамках поддержки талантливой молодежи.

Успешно выступают на областных и всероссийских соревнованиях спортивного и краеведческого направления ребята из объединения «Скаутские ступени роста». Авторская программа их наставницы Натальи Гусак на последнем Всероссийском конкурсе авторских программ педагогов дополнительного образования получила второе место.

Воспитанники педагога Людмилы Беловой ежегодно становятся призерами областных конкурсов по изобразительной деятельности. Ее ученица Мария Ушакова – неоднократный победитель таких конкурсов. В конце 2007 года Комитет образования области наградил Машу ценным подарком – поездкой на президентскую елку в Кремль.

– Принято говорить, что у системы дополнительного образования «женское лицо». Мужчин и в общеобразовательных школах немного из-за невысоких зарплат, а у педагогов допобразования практически нет возможности получать надбавки…

– И все же у нас есть мужчины-педагоги. Например, в этом году мы открыли в Центре внешкольной работы клуб «Патриот». Подростки изучают там историю Вооруженных сил, занимаются огневой и строевой подготовкой, а главное – поисковой работой. В этот клуб его молодому директору Алине Смирновой удалось привлечь на работу мужчин из поискового отряда «Звезда», работающего на территории Боровичского района. Важно, что в клубе занимаются мальчишки из неблагополучных семей.

Мужчина возглавляет у нас и клуб юных моряков, это педагог Владимир Ефимов. Своего судна у клуба нет, но ребята делают замечательные радиоуправляемые модели кораблей. На новый 2008 год КЮМ получил подарок – в результате областной благотворительной акции «Рождественский марафон» ему выделили средства на установку металлического бассейна для запуска моделей. Наши

КЮМовцы заслужили такой подарок – они ежегодные победители областных конкурсов технического творчества. В номинации «Судомоделирование» им равных в области практически нет.

В детско-юношеской спортивной школе – втором районном учреждении дополнительного образования – мужчин-преподавателей еще больше, это в том числе учителя физкультуры сельских школ, работающие по совместительству тренерами. В школе 104 группы по баскетболу, настольному теннису, боксу, дзюдо, русской лапте, шахматам, спортивной гимнастике, вольной борьбе, легкой атлетике, пауэрлифтингу. В 2007 году педагоги школы подготовили 200 спортсменов массовых разрядов, 21 перворазрядника, трех кандидатов в мастера спорта, одного мастера спорта по дзюдо, кстати, девушку, и двух мастеров спорта по пауэрлифтингу. СДЮШОР стала методическим центром для учителей физкультуры района, на ее базе проводятся курсы повышения квалификации.

– Городские ребята могут выбрать разные варианты дополнительного образования. А в селах и деревнях выбор, наверное, тем меньше, чем удаленнее они от Боровичей?

– Выбор везде есть благодаря системе, по которой педагоги совмещают преподавание в Центре внешкольной работы или в спортшколе и у себя в сельских школах. И достижений у сельских ребят достаточно.

Например, на недавнем районном этапе конкурса туристско-краеведческого движения «Отечество» победителями стали школьники из села Опеченский Посад. Они составили словарь из 200 диалектных слов, бытующих в их родном селе и окрестных деревнях. Эта работа вызвала большой интерес у жюри конкурса. Все меньше становится старожилов, и, возможно, только благодаря скрупулезному труду этих школьников будущие поколения историков узнают, что в начале XXI века пожилые боровичане под словом «голянки» подразумевали валенки, «щукачом» величали рыболова и давали друг другу «наумёшки», то есть деловые советы. Надеемся, школьники из Опеченского Посада столь же успешно выступят на предстоящем областном этапе конкурса «Отечество». Кстати, старшеклассница этой же школы Алена Оленникова – обладательница президентского гранта в рамках проекта «Образование» в номинации «Талантливая молодежь». Алена ежегодно занимает призовые места в областных литературных конкурсах и даже выпустила свой сборник стихов.

Самая отдаленная школа Боровичского района – в деревне Перелучи, в ней всего 55 учеников. И тем не менее эта маленькая школа – наша районная «звездочка», с ней работает Новгородский региональный центр развития образования. Благодаря малой наполняемости там реализуется уникальная программа индивидуального развития детей.

– Валентина Викторовна, традиции традициями, но большую роль в работе системы дополнительного образования играет руководство районного Комитета образования. Какие задачи вы ставите перед собой?

– Главная организационная задача сейчас – создание филиалов Центра внешкольной работы в базовых школах района. Это даст возможность приезжать в такие филиалы ребятам из близлежащих деревень и значительно увеличит охват детей услугами дополнительного образования.

Что помогает в нашем деле? Поскольку финансирование учреждений дополнительного образования довольно скудно, привлекаем все возможные организации. Работаем, например, с местным краеведческим музеем, Боровичским педагогическим колледжем, КЮМовцы дружат с ветеранами Военно-морского флота, проживающими в Боровичах. Стараемся морально и материально поощрять детей и их наставников: дипломы всем, даже просто участникам, поездки, экскурсии в качестве наград.

Главные проблемы – зарплата и кадры. Педагоги со стажем – это наш золотой фонд. Замечу, что 85 процентов наших преподавателей имеют высшее образование, 70 процентов – высшую квалификационную категорию. Но на смену им должны приходить молодые… Думаю, часть проблем мог бы решить закон о дополнительном образовании. К сожалению, мы пока «не в теме» нацпроекта, и это вызывает недоумение. Ведь «дополнительное образование» – это только термин. Образование, как и культура, не может быть дополнительным…

Светлана ПОТАПОВА, Боровичи, Новгородская область

Знаете ли вы, что…

В последние десятилетия расходы развитых стран на дополнительное образование существенно возросли и стали сопоставимыми с расходами на высшее образование.

Как ни странно, право российских граждан на дополнительное образование не урегулировано никаким законодательством. По мнению многих специалистов, принятие специального закона на этот счет излишне и приведет к «правовой инфляции». Еще одна проблема заключается в том, что дополнительное образование очень разнопланово – оно включает как традиционные художественные и технические кружки по интересам, так и подготовку кадров по программам Master of Business Administration (МВА), а потому их поддержка и регулирование единым законом воспринимается неоднозначно.

Проблемы дополнительного образования касаются не только российской «глубинки». На первый взгляд данные охвата детей услугами дополнительного образования в крупных городах кажутся высокими. Так, в Челябинске в сфере дополнительного образования занято 103 процента детей. Однако это вовсе не значит, что абсолютно все школьники охвачены какими-то дополнительными занятиями помимо школьных предметов. Статистика показывает, что некоторые из них посещают сразу по три секции или кружка, при этом многие не ходят ни в один.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте