search
main
0

Вездесущая жизнеутверждающая инициативная команда. Интеграция общего и дополнительного образования в системе гражданско-патриотического воспитания

​Воспитание патриотизма – это одна из главных и значимых задач образования и воспитанияи в современном обществе.

Гражданско-патриотические чувства формируются прежде всего в процессе обучения. Например, на уроках истории ученики часто используют материал о своих близких, живших в тот  или иной период истории России, создают Книги памяти. На уроках литературы дети пишут сочинения о Великой Отечественной войне: «Письмо в 41-й год», «Письмо неизвестному солдату», «Семейные хроники». На занятиях по ОБЖ юноши старших классов знакомятся со спецификой военной службы, готовятся к несению действительной службы в рядах Вооруженных сил, то есть к защите своей Родины. Конечно же, и на других уроках, будь то физика, химия, география, биология, также есть место воспитанию любви к Родине, чувства ответственности за будущее страны через знакомство с великими открытиями, сделанными нашими соотечественниками, знакомство с их биографией.Формирование гражданско-патриотических чувств продолжается и в системе внеурочной и внеклассной деятельности, дополнительного образования. В нашей школе созданы все условия для формирования разносторонней личности гражданина и патриота своей страны с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Особенностью работы школы №2026 в данном направлении является интеграция общего и дополнительного образования.Именно дополнительное образование стало тем связующим звеном между обучением и воспитанием, которое не только позволяет привлечь учащегося во внеклассную деятельность, но также стать активным участником любых мероприятий, проводимых в рамках школы и города. Во многом этому способствуют объединения дополнительного образования. В школе действуют 36 объединений школьников военно-прикладной и спортивной направленности, в том числе военно-патриотический клуб «Рысь», объединения по изучению начальной военной подготовки, секции греко-римской борьбы и тхеквондо, главная задача которых – не только дать какую-то информацию, но и ее практическое воплощение. Кроме этого, данные объединения способствуют привлечению в работу по гражданско-патриотическому обучению именно мальчиков, которые получают возможность для применения своих физических и умственных способностей.Особой популярностью среди обучающихся средних и старших классов пользуется военно-патриотический клуб «Рысь», созданный на базе школы в 2009 году. За 7 лет своего существования участники клуба и их руководитель смогли добиться высоких результатов:- неоднократные победители районной и окружной военно-спортивной игры «Зарница», соревнований «Школа безопасности»;- неоднократные призеры округа в конкурсе на лучшую подготовку юношей к военной службе.Руководитель клуба Илья Владимирович Терешенков награжден почетным знаком Департамента образования г. Москвы «За воспитание патриотов Отечества». Воспитанники клуба являются постоянными призерами и победителями окружного и регионального этапов олимпиады по ОБЖ. В школе открыты кадетские классы, основной целью деятельности которых  являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Одной из форм внеклассной работы стали музеи разной направленности: 1. Военно-исторический музей «Я буду жить коротким словом  «память». Главное направление работы музея – это научно-исследовательская деятельность, которая осуществляется в форме разработки и реализации гражданско-патриотических проектов. К настоящему времени реализованы следующие проекты:     «Дмитрий Николаевич Медведев и Николай Иванович Кузнецов – участники партизанского движения». Его создание связано с тем, что наша школа находится на улице Героя Советского Союза Д.Н.Медведева, а на здании находится посвященная ему мемориальная доска;    «И внуки восславят радость Победы». Проект посвящен ветеранам Великой Отечественной войны нашего района Косино-Ухтомский;     «Все для фронта, все для Победы!». В ходе реализации проекта под руководством учителя физики О.И.Лебедь руками учеников созданы макеты танков и самолетов времен Великой Отечественной войны, собраны материалы об их создателях и разработчиках. Дополнен проект сведениями о химии и химиках в годы Великой Отечественной войны;    «Это не должно повториться». Проект посвящен малолетним узникам концентрационного лагеря Маутхаузен. Вот уже на  протяжении 8 лет совет музея  сотрудничает с Комитетом узников концлагеря Маутхаузена. На наши мероприятия приезжают бывшие малолетние узники этого лагеря. Их короткие, скупые воспоминания при общении со школьниками производят неизгладимое впечатление. Почему короткие? Да потому что после фразы: «Я являюсь малолетним узником концентрационного лагеря…» эти уже седые мужчины начинают плакать и больше не могут произнести ни слова. Участники совета музея продолжают за них рассказ о зверствах фашистов. Часто наши гости читают стихи и обязательно дарят их школе. Одно из них посвящено Льву Ефимовичу Маневичу,  который спас узников, в числе которых были и наши гости,  от уничтожения в каменоломнях Эбензее.Материалы, собранные в процессе работы над проектами, составили основу фондовых коллекций музея.2. Этнографический музей «Веков связующая нить». В коллекции музея предметы быта XIX – начала XX в., собранные родителями учащихся и сотрудниками школы. Данный музей призван обеспечить формирование у обучающихся знаний и навыков о народном декоративно-прикладном искусстве, о работе народных мастеров, расширение кругозора и увеличение объема знаний в рамках русской национальной и мировой культуры. При организации внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся в школе широко используются разнообразные формы работы: тематические уроки, концерты и тематические балы, литературно-музыкальные композиции, торжественные линейки, военно-спортивные праздники. Сегодня, как никогда, важны выбор средств обучения и воспитания, приобщение школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Экскурсионная работа является одним из важнейших средств. Ни один учебник, ни один урок не может дать такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им экскурсия, то есть непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства. Многие обучающиеся являются активными участниками, призерами и победителями олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», большую экскурсионную деятельность ведет объединение дополнительного образования  «Музеи и театры Москвы».Существенным фактором гражданского становления молодежи является участие в органах ученического самоуправления. В процессе самоуправления развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир.Ученический совет «ВЖИК» («Вездесущая жизнеутверждающая инициативная команда») – это реально действующий орган ученического самоуправления со своим уставом, атрибутами, правилами и традициями, одной из функций которого является организация внеурочной жизни школы.Команда ученического совета – инициатор и организатор школьных дел, способствующих развитию ученического самоуправления, таких как коммунарские школьные сборы, фестиваль национальных культур, фестиваль художественной самодеятельности «Весенние овации».Самоуправление позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Команда ученического самоуправления осуществляет активную волонтерскую деятельность, организуя благотворительные акции, главная задача которых – не только оказать помощь людям, в ней нуждающимся, но и воспитать в каждом ученике сострадание и уважение к человеку. Традиционным событием в нашей школе стали организация и проведение ученическим советом благотворительных ярмарок, вырученные средства от которых направляются в различные учреждения, в том числе в школу №4 г. Красный Луч Луганской области, с которой сложились тесные дружеские отношения. Подтверждением этого стал телемост между нашими школами, в ходе которого ученики и учителя смогли ближе познакомиться друг с другом, узнать о традициях школ.Одним из значимых в этом направлении является постоянное сотрудничество с районным советом ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны – частые гости в нашей школе. На уроках Мужества они делятся своими воспоминаниями о бесстрашии и героизме, проявленных в военные годы. Большим другом и наставником нашей школы является заслуженный ветеран ВС РФ полковник в отставке Александр Иванович Козин, который, несмотря на солидный возраст, показывает нынешнему молодому поколению пример дисциплинированности, собранности, образованности, интеллигентности, любви к Отечеству. Александр Иванович бережно создает методические разработки по различным значимым событиям, происходящим в стране, и охотно делится ими. Совместно с ветеранской организацией школа ищет и успешно внедряет новые направления совместной работы – организация экскурсий и круглых столов в совете ветеранов при активном участии кадетских классов, совета музея, помощь совету в создании художественной картотеки ветеранов и тружеников тыла, создание фильмов о ветеранах.Как видим, воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и всю систему дополнительного образования и воспитания в единый и неразрывный процесс. Елена МАТВЕЕВА, директор школы №2026;Ольга БЛИЗЕЕВА, педагог-организатор школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте