search
main
0

Веточка за веточкой…. Применение метода интеллект-карт в начальной школе

Что происходит в мозге, когда человек жует сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого или просто вспоминает о пережитом? Любая информация, поступающая в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков».

Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Эти ассоциации можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом.  Мышление, таким образом, можно представить в виде большой ассоциативной машины, а мозг – сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Расчеты показывают, что существующая в мозгу «база» – это несколько квадриллионов единиц информации и ассоциаций, отходящих от них в виде информационных каналов.Некоторые люди используют этот факт в качестве довода, почему они считают дальнейшее учение ненужным. Их аргумент: мозг уже и так практически заполнен информацией. Они говорят, что по этой причине не желают усваивать новую информацию, приберегая «драгоценное оставшееся пространство» на нечто «по-настоящему стоящее». Однако для подобной озабоченности нет никаких оснований.Сколь бы много единиц информации ни хранилось в памяти, сколь бы много ассоциаций не было сформировано за жизнь человеком, его возможность плодить новые комбинации мыслей превышает это число на несколько квадриллионов!Из знаний об описанном выше необычайно мощном механизме обработки информации вытекает концепция радиантного мышления, практическим приложением которого является метод  интеллект-карт.Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например, листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность  в пространстве, времени и цвете.Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, можно решить, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:- развивать креативность школьников; – формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; – формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.); – улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся; – ускорять процесс обучения; – формировать организационно-деятельностные умения.Метод интеллект-карт был предложен американским ученым и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Адекватного перевода на русский язык слов «mind maps» не существует. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются «карты ума».Правила создания интеллект-карт:- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. – Основная идея, проблема или слово располагается в центре. – Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. – Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. – Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). – Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. – Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. – Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. – Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.Привожу пример интеллект-карты по теме «Состав слова» (2-й класс), которую мы составляли с ребятами вместе (см. рис. 1). Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия «состав слова» как ключевые ветки будущей интеллект-карты: основа (корень, приставка, суффикс) и окончание. Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем класс, разбившись  на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков с помощью системы подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали, добавляя соответствующие ответвления. Так постепенно выстроилась интеллект-карта. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий – однокоренные слова. Продолжить эту ветвь, а также дополнить интеллект-карту рисунками и раскрасить было домашним заданием  детям. Как показывает мой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее и, главное, эффективнее для самих обучающихся.Обобщая опыт использования интеллект-карт на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное – это наличие мотивации. В начале работы многие ученики не понимали ее практической значимости. Теперь, постепенно обучаясь и совершенствуя свое умение, многие составляют интеллект-карты даже тогда, когда это не обязательное задание.Еще одна трудность – критерии оценки интеллект-карты. Мы с ребятами создали оценочный лист, в который вошли следующие критерии: – полнота включенной информации; – правильность в отборе и распределении информации; – наличие образов, символов; – графическое выделение информационных блоков; – установление взаимосвязей между блоками. Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  Интеллект-карта становится алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила.Составление интеллект-карты – это графический способ организации учебного материала. Данная система работы охватывает большее количество информации, чем можно получить во время обычной письменной работы. Эффективно применять данный метод работы на уроках литературного чтения, окружающего мира, риторики и т. д.Интеллект-карты на уроках литературного чтения помогают провести подробный анализ произведения с «трех» точек зрения: автора, главного героя и читателя; составить отдельные рассказы от лица каждого участника процесса; нарисовать яркий образ героев и определить главную мысль произведения. Вот такую интеллект-карту создала ученица 2-го класса к произведению М.Пришвина «Зимний лес». Задание выполнялось самостоятельно (см. рис. 2). Могу однозначно сказать, что использование этого метода способствует: – обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам); – концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание внимания; – запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к этим элементам как к «крючкам» все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором; – мышлению. Хороший способ анализировать свои мысли. Мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются; – мотивации. Нужно отметить, что при составлении интеллект-карт ребята хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а  трудности вызывает установление логических связей между понятиями. Наиболее эффективным считаю применение метода интеллект-карт при изучении новой темы индивидуально и в группах, на обобщающих уроках в групповой работе.Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель работы учителя. И легко достичь ее помогают интеллект-карты. ​Наталья ВТОРУШИНА, учитель начальных классов гимназии №1 города Салехарда Ямало-Ненецкого АО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте