Так получается, что в последние годы экзамены в школе стали обычным делом: череда испытаний начинается чуть ли не с начальных классов (всевозможные ВПР) и заканчивается ОГЭ и ЕГЭ в выпускных. Сознание педагогов, учеников и родителей, думаю, в какой-то степени уже свыклось с тем, что по окончании очередного учебного года всех ждут экзаменационные испытания.
Такой плотный экзаменационный график не обходит стороной ни одно учебное учреждение нашей страны. Исключением не является и лицей, в котором я преподаю. Можно сказать, что с большей частью правил русского языка пришедшие ко мне из разных школ ученики уже знакомы. Но это в теории. На практике чаще всего приходится заполнять пробелы, заново объяснять правила, отрабатывать, закреплять.
К примеру, условия обособления причастного и деепричастного оборотов знают процентов сорок школьников, остальным приходится объяснять заново. А ведь третье задание ОГЭ включает в себя этот раздел пунктуации. Поэтому крайне важно за два года обучения не только ознакомить своих подопечных с оставшимися правилами синтаксиса и пунктуации, но и закрепить все то, что было изучено ранее, поскольку новый, введенный в 2019-2020 учебном году формат ОГЭ по русскому языку крайне сложный. На мой взгляд, он требует от девятиклассников прочных знаний русского языка за девятилетний курс обучения, чтобы успешно справиться с испытанием.
В этом случае каждого педагога выручают умело подобранные пособия, позволяющие качественно подготовить к ОГЭ учеников. Отрадно, что на книжных полках магазинов можно встретить множество практико-ориентированных изданий, однако слепо доверять каждому из них не стоит. Этой осенью приятно удивило и порадовало пособие И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостевой «ОГЭ 2022. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ». Несомненные плюсы очевидны, позволю себе отметить основные.
Авторы заданий – ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Крайне важно получать информацию практически из первых уст, опираться на типовые задания, составленные людьми, не понаслышке знающими структуру и особенность ОГЭ по русскому языку. Вне всякого сомнения, авторский состав внушает доверие, утвердившееся после детального ознакомления с пособием.
Наличие пятидесяти типовых вариантов поможет выпускнику проработать каждое задание, уделить особое внимание трудновыполнимым, научиться справляться с традиционными ошибками.
Тексты, которые предлагают авторы пособия и по которым составлены задания с 6‑го по 8‑е, а также 9‑е (написание сочинения), крайне увлекательны, жизненны. Согласитесь, читать текст, написанный с опорой на жизненный опыт, всегда интереснее, а результатом увлеченности ученика, на мой взгляд, будет его сочинение – глубокое, аргументированное и, соответственно, высокобалльное.
Отрадно, что авторами текстов являются не только писатели, прозаики, драматурги, но и искусствоведы, краеведы, историки, киносценаристы, переводчики. Наличие разноплановых текстов (от рассказов о деревенской жизни В.П.Распутина до очерков Л.И.Даниловой об архитектуре Москвы, Новгорода, Петербурга) позволяет увлечь, заинтересовать. Впечатляет и тематика предложенных для анализа текстов: наряду с традиционными темами «Любовь», «Дружба», «Мужество» встречаем по-новому звучащие – «Настоящий учитель», «Мой жизненный девиз», «Вера в человека», «Богатства природы», «Памятники культуры», «Жизненная дорога».
Вроде бы все о том же, но какие сочетания слов, какая мысль в них заложена, как интересно сформулировано! Воображение мгновенно рисует фрагмент проблемного урока о вере в человека, который можно начать словами из стихотворения Ирины Самариной: «Я все еще верю в хороших людей, // Наверное, это не лечится…» Уверена, что итогом такого урока станут живые и разнообразные сочинения заинтересованных учеников!
И в завершение отмечу важный для меня, учителя-практика, ежегодно готовящего учеников к ОГЭ, нюанс: слова и предложения, на которых базируется то или иное задание, подобраны очень тщательно, абсолютно не повторяются. Особое внимание уделяю 3‑му заданию – пунктуационному разбору: обычно предложения в нем либо очень простые, либо очень сложные с точки зрения пунктуации, а то и вовсе понимания сути изложенного. В пособии же тексты для пунктуационного разбора адекватные и по объему, и по наполнению, что, несомненно, радует.
К примеру, «Сибирские сорта яблони (1) у отечественных садоводов вызывают особый интерес (2) так как они (3) приспособленные к экстремальным условиям (4) обладают повышенной жизнестойкостью (5) но еще в ХIХ веке садов за Уралом не было (6) а неоднократные попытки вырастить под открытым небом (7) даже самые неприхотливые сорта средней полосы (8) всегда оканчивались неудачей (9) однако (10) со временем все же были выведены сорта яблонь (11) плодоносящих в суровых условиях».
Здесь вам и обособленные члены предложения, и СПП, и ССП, и вводные слова, и многое другое. При этом интонационно-смысловое чтение не осложнено.
Пособие И.П.Васильевых и Ю.Н.Гостевой стало для меня настоящим открытием. Уверена, что каждый, кто с ним ознакомится, будет со мной солидарен. В народе говорят: «Экзамены хороши тогда, когда их сдаешь не ты, а кто-то другой». В нашем случае выбор невелик: и сдавать, и готовить придется! Тем и другим уверенно рекомендую вышеупомянутое пособие и желаю успехов в предстоящем учебном году!
Валентина КУРУСКАНОВА, учитель русского языка и литературы Республиканского классического лицея, Горно-Алтайск, Республика Алтай
Комментарии