search
main
0

Веселый, зеленый, глупый Техника развития творческой речи

“Я – за изучение именно литературной техники, т.е. грамотности, т.е. умения затрачивать наименьшее количество слов для достижения наибольшего эффекта, наибольшей простоты, пластичности и картинности изображаемых словами вещей, лиц, пейзажей, событий – вообще явлений социального бытия”.
М.Горький
Как трудно, порой невозможно тяжело дается то единственное нужное слово, самое-самое необходимое… Муки творчества знакомы каждому: ох уж эти сочинения! Хорошо, если есть талант, способности, а если их нет? И как определить, каким тестом проверить творческую одаренность ребенка?
Свобода письменного выражения мысли – одно из самых трудных умений, приобрести его невозможно без упорного труда.
В Древней Руси говорили: “Мнится, писать легкое дело, пишут два перста, а болит все тело”. Такая работа требует определенных знаний, навыков, любви и терпения.
Общеизвестно, что существуют задатки, способности, тип нервной системы, темперамент. И у каждого человека свой набор этих компонентов, который определен генотипом и от которого зависят потенциальные достижения в той или иной области деятельности, профессии. По этой причине не может каждый человек стать слесарем высшего разряда, или художником, или писателем.
Для творческой работы необходим определенный комплекс природных качеств, которые можно или развить, или недоразвить, или пригасить.
Для творческой деятельности (а способности и талант проявляются именно в такой деятельности) тоже требуется определенный комплекс качеств. Специалисты называют их чувством нового, самостоятельностью и критичностью мышления.
Опыт говорит: даже в одной школе достаточно большое число учеников, обладающих комплексом качеств, нужных для высококвалифицированной творческой деятельности. Это и есть люди, которые потенциально могут стать “талантами”, если их учить соответствующим образом.
Известно, что способности, склонности и другие качества личности формируются только в деятельности, именно в самостоятельной и творческой деятельности, создающей какой-то конкретный продукт. И только по степени сложности и оригинальности этого продукта мы можем судить о способностях и возможностях детей. Другого способа не существует! Если тесты и позволяют определить некоторые качества личности, то не развивают их.
Поэтому не надо ждать, когда появится интерес или склонность. Необходимо активнее включать ребенка в разнообразную творческую деятельность. Дайте детям установку на интерес, приведите в хорошее настроение. Успех “окрыляет” человека, дает ему силы, ведет к увлечению.
Прежде чем творить художественную речь, необходимо основательно ее изучить.
Системный подход предполагает комплексное рассмотрение сложного многообразия всех взаимосвязанных компонентов литературной речи. Для проведения занятий по развитию творческой речи за основу берется изучение строя языка, функциональных стилей речи, выявление особенностей, образцового текста и недочетов текста плохого, стилистически несовершенного.
К приемам по развитию творческой речи относится выявление внутристилевых черт текста, дифференциальных его признаков и языковых средств их реализации, а также выявление иностилевых, то есть нехарактерных для данной разновидности черт; сопоставление черновых и окончательных вариантов текста; языковой эксперимент, т.е. сознательное изменение текста, подбор к нему синонимических вариантов; литературное редактирование текста, его преобразование; написание самостоятельной творческой работы и др.
Для любой творческой работы необходимо умение фантазировать. В литературной работе воображение – основа основ. Именно с него начинается творчество.
И с упражнений, развивающих фантазию, начинается обучение творческой речи.
Остановимся на нескольких из них:
1. Что может одновременно обладать такими признаками: а) прозрачный, холодный, стеклянный; б) быстрый, прочный, приятный; в) веселый, зеленый, глупый.
2. Подбери сравнения: а) желтый, как.., белый, как.., розовый, как.., ласковый, как.., мощный, как..; б) …как качели, …как рука, …как колено, …как камертон, …как помада.
3. Вместо точек напиши слова. Сравни свой текст с авторским:
За ночь холод был… без остатка. Стало так тепло, что у ранних прохожих… ноги. Воробьи несли разный… Даже курица, вышедшая из кухни в гостиничный двор, почувствовала прилив сил и попыталась… Небо было в мелких облачных…, из мусорного ящика несло запахом… и супа пейзан. Ветер… под карнизом. Коты развалились на крыше и, сощурясь, глядели на двор, через который бежал коридорный Александр с тючком грязного белья.
(И.Ильф, Е.Петров)

4. Составление предложений. а) Составь предложение, чтобы вошли два предложенных слова в любом падеже: 1) лотерея – история, 2) оранжерея – гарантия, 3) рояль – шинель. б) Составь предложение (или текст), чтобы вошли три предложенных слова: 1) медведь, стол, море; 2) торт, жираф, манекен; 3) роза, гитара, подошва.
5. Ситуации. Все участники игры по очереди говорят по одному предложению, по смыслу продолжающему предыдущее: а) Маленький медвежонок один остался дома. б) Лариса опаздывала в школу.
6. Поиск общего. Назови как можно больше признаков этих предметов: ладонь – стена; лужа – колесо; штора – очки. Составь предложение (текст).
7. Исправь речевые ошибки: а) Со слезами радости на глазах она рассказала ему, что его мать погибла в первые же дни войны. б) Предатель вобрал в себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. в) Всем особенно понравился дуэт баянистов Иванова, Петрова, Сидорова. г) Туристическое агентство организовало ежедневные поездки в Челябинск на субботу и воскресенье. д) Он сидел за рулем автомобиля, и, сжимая веки, зорко смотрел вперед.
8. Замени каждое слово в стихотворении, сохранив смысл. а) Не слышны в саду даже шорохи. б) От улыбки хмурый день светлей. в) Спят усталые игрушки, книжки спят…
9. Что произошло? Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь квартиры распахнута. Почему?
10. Построение фразы по схеме. Рассказывая о событиях на тему “Дорожно-транспортное происшествие”, придерживайся схемы: откуда – кто – что – почему – как – где – чем.
11. Восстанови диалог: …! – обрадованно воскликнул Заяц; … – кивнула Мышка; …? – спросил Заяц; … – ответила Мышка; …? – поинтересовался Заяц; … – поделилась Мышь; … – посоветовал Заяц; …! – обрадовалась Мышь.

Наталья АЛТУХОВА
Златоуст,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте