Алексей БУЛКИН, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики МГТАПедагогические законы/принципы известны в педагогике с 1835 года, с работы А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»:
– «Обучай природосообразно! Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. – «Обучай культуросообразно! …в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить».- «Собственно человеческое в человеке – это его самодеятельность… Образование совершается путем самодеятельности и имеет своей целью самодеятельность».Три закона педагогической деятельности универсальны и действуют так же неотвратимо, как и фундаментальные законы природы. С тем, однако, отличием, что, относясь к сферам человека и социума, последствия их соблюдения или неисполнения проявляются не в одночасье, а отложены во времени – «кто управляет детьми, тот управляет будущим».Действие педагогических законов неотвратимо. Нарушения наказуемы. Пример краха благих намерений из-за использования пагубных средств – Яснополянская школа свободного воспитания.Обучение в школе строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребенка, учета его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и сельскохозяйственным трудом, проводились экскурсии. Л.Н.Толстой выступал против всякой регламентации и дисциплины в школе (как форм насилия и принуждения). В Яснополянской школе дети сидели где хотели, столько времени, сколько хотели. Никакой определенной программы преподавания не было. Школа просуществовала с 1859 по 1862 год. Позже сам Л.Н.Толстой в «Исповеди» признавался, что в результате «моей деятельности в школах» «я заболел более духовно, чем физически, бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью». Закрытие Яснополянской школы было предопределено, поскольку при отсутствии культуры поведения в условиях выбора между удовольствием и обязанностью ребенок предпочтет веселое купание в речке скучным школьным занятиям.
Комментарии