Фильм «Облепиховое лето» режиссера Виктора Алферова – пример удавшегося байопика, рассказ о выдающемся советском писателе Александре Вампилове. Эта кинобиография не вызвала гнева родственников героя и при этом была хорошо принята зрителями – редкий случай. И это подтверждение еще одного дара литератора – быть настоящей личностью.
Талантливого прозаика и драматурга Александра Вампилова (Андрей Мерзликин) мы видим в период конца 60‑х. У него есть все для счастья: любимая семья – очаровательная жена Ольга (Полина Чернышова), озорная дочка Леночка, мать Анастасия Прокопьевна; любимое дело – он не мыслит себя без написания рассказов и пьес, в которых разные герои – простодушные и циничные, приземленные и витающие в облаках – одинаково интересны своим взглядом на мир, способностью или, напротив, неспособностью на поступок. («А разве слово не может быть поступком?» – спросит однажды Александр чуть враждебно у представителя золотой молодежи, начинающего поэта Юрия, и тот не найдется с ответом.) Он не обделен и друзьями – куда без них? Это не только иркутские литераторы и актеры, это еще и поэт Коля Рубцов (Сергей Каплунов), который постоянно звонит то из Вологды, то из Москвы, спрашивает про жизнь и поддерживает в трудную минуту простыми и нужными словами. Быт обустроен – в Иркутске постепенно обставляется новая просторная квартира. Широкое признание таланта неспешно, но приходит: на подмостках многих театров СССР ставятся его, Вампилова, пьесы.
Да не все гладко. Художественный руководитель и режиссер «Современника» Олег Ефремов (Кирилл Рубцов) пока не решается ставить «Утиную охоту», лишь предлагает Вампилову, буряту по отцу, продвигаться по линии «литература малых народов» и преувеличенно бодро восклицает: «Сколько вам лет? 35? Все у вас будет!»
Но не от этого в глазах Александра нет-нет да и мелькает тоска, даже когда он шутит. Он часто думает об отце, которого ни разу в жизни не видел. Валентина Никитича Вампилова, директора школы, учителя русского языка и литературы, в начале 1938 года сотрудники областного управления НКВД арестовали по доносу коллеги и, обвинив в поддержке панмонголизма – движения за объединение монгольских народов в единое государство, расстреляли. Его младшему сыну, названному в честь великого русского поэта Пушкина, тогда было несколько месяцев от роду. «Отец, может, бросить мне все это? – с горечью произносит писатель, оставшись наедине со своими переживаниями. – Может, это не мое? Что ж ты молчишь, отец?» Ответ однажды придет – мыслью, озарением: «В жизни есть два пути, Саша. Один – против течения. Другой – против совести».
Тема сиротства, безотцовщины ведущая в картине. Герой собирает по крупицам правду о родном человеке: изводит вопросами рано поседевшую от невзгод мать, просит знакомого чиновника и сотрудника КГБ Диму (Сергей Агафонов) поискать архивные документы. Александру важно внутреннее примирение с родителем, иначе душу может заполнить ненависть к отцу за невольно оставленное ему тяжелое наследство – неизгладимое клеймо сына врага народа, пусть даже впоследствии реабилитированного. А злоба к тому, кто подарил тебе жизнь, – это тоже против совести. Столь важные принятие и прощение состоятся, и боль отчасти уйдет, растворится в героях пьес, которые нередко будут испытывать тоскливое одиночество.
Мы увидим и трагический финал писателя, ставшего всемирно известным, по-настоящему признанным и народным, увы, уже после смерти. И здесь, на мой взгляд, внятно зазвучит слегка обозначенная в начале ленты тема Моцарта и Сальери, паразитирования писательской посредственности на настоящем таланте. Но прозвучит деликатно, дабы не был обижен никто из ныне живущих.
«Облепиховое лето», безусловно, событие в творческой биографии Андрея Мерзликина. Казалось бы, не ему, вжившемуся в последние годы в образы военных и силовиков, играть писателя с тонкой и ранимой душой. Он блистательно перевоплотился в своего героя (удивительно, но между ними есть и внешнее сходство). Его Вампилов разный, как и характеризовала писателя его вдова Ольга Михайловна Вампилова. То унылый, то негодующий, а то искрящийся весельем. Но всегда любящий дураков и неудачников, потому что они не способны на подлости.
Комментарии