В нынешнем сентябре в вузы страны пришли «дети 1992 года» – периода так называемой демографической ямы. Недобор на факультеты, готовящие педагогов в Институте непрерывного педагогического образования при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, усугубил к тому же и неприятный сюрприз. Выпускники школ слишком поздно узнали о том, что в список ЕГЭ, обязательных для поступления на многие педагогические специальности, внесена в этом году биология. Больше всех, пожалуй, пострадали будущие учителя технологии и физкультуры…
– Для поступающих на специальность «технология и предпринимательство», – рассказывает директор ИНПО НовГУ Александр ШИРИН, – столь же неожиданно сделали обязательным ЕГЭ по физике. Ущерб приемной кампании принесла и поздняя выдача школами сертификатов выпускникам. Для будущих преподавателей музыки, изобразительного искусства, физкультуры экзамены начались 5 июля, а школьные сертификаты многие выпускники получили 2 и даже 6 июля. В результате, например, 49 человек поступили в Санкт-Петербург в Институт физической культуры имени Лесгафта, где экзамены были после 15 июля. По многим педагогическим специальностям в этом году у нас недобор, конкурсная ситуация сложилась лишь на факультетах, готовящих психологов, логопедов, учителей английского языка. Результат отсутствия конкурса – невысокий средний уровень подготовленности нынешних первокурсников: их знания можно оценить скорее на «4» и «3», чем на «4» и «5».
Портрет первокурсника-2009 по моей просьбе попробовала составить Ольга Юрьевна ТИМОНИНА, преподаватель ИНПО НовГУ с 15-летним стажем работы:
– По моим наблюдениям, у большинства первокурсников последних лет отсутствует целостное мировоззрение, панорамный взгляд на все области наук. Зачастую даже в границах одного предмета у первокурсников нет концептуальной мировоззренческой основы. Иногда просто поражают их знания, например, нашим преподавателям истории они задают такие вопросы, что понятно: историю эти молодые люди не знают совсем!
У многих первокурсников плохо развита устная и письменная речь – видимо, сказываются недостатки некоторых школьных программ по русскому языку и литературе и тестовых форм контроля знаний. Настораживает то, что у этих молодых людей зачастую отсутствует интерес к жизни, к будущей профессии. Но к концу пятого курса мы их приводим в норму… А в целом это хорошие молодые люди – веселые, влюбляются, словом, такие, какими были во все времена студенты.
Тревогу вызывает уменьшение числа поступающих на педагогические специальности. Так, если в 1990-е годы на первом курсе факультета начальных классов учились 100 человек, то сейчас их всего 30. Учитывая подъем рождаемости, необходимо, на мой взгляд, на федеральном уровне предпринимать шаги для увеличения числа поступающих в педагогические вузы, иначе через пять – семь лет школам будет не хватать учителей.
Великий Новгород
Комментарии