Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Театральная педагогика

Весь мир – игра!

Учительская газета, №19 от 12 мая 2020. Читать номер
Автор:

Педагогический потенциал фестивалей школьных театров на английском языке

Огромная значимость и популярность профессионального фестивального движения во многих сферах искусств, таких как музыка, театр, кино, сегодня ни у кого не вызывает сомнений: за много месяцев до вручения «Оскара» или Золотой ветви Каннского фестиваля миллионы зрителей живут ожиданием момента появления на красной дорожке своих кумиров; любители театрального искусства раскупают билеты на спектакли, которые привозят в Москву участники театрального фестиваля «Золотая маска», чтобы посмотреть достижения лучших режиссеров. На проведение таких крупных мероприятий, как кинофестивали, международные театральные и музыкальные фестивали, выделяются значительные бюджетные средства, арендуются площадки, ведется серьезная подготовка, поскольку для профессионального культурного сообщества фестивали – важная составляющая их жизни, возможность продемонстрировать публике свои последние достижения, увидеть то новое, что происходит в твоей профессии, уловить тенденции, обменяться мнениями с коллегами, наконец, получить профессиональную оценку результатов своего труда. Между тем фестивальное движение играет важную роль не только в профессиональной, но и в любительской культурной среде. Существуют фестивали исторические и научно-технические. Почему же одним словом мы обозначаем столь разные события социально-культурной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории.

В Большом энциклопедическом словаре как раз отмечается двойственная характеристика самого понятия «фестиваль»: с одной стороны, это массовый праздник (происходит от латинского слова festivus – «праздничный»), а с другой – в современном значении фестиваль – это также показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Такая широкая трактовка фестивального движения имеет под собой довольно сложную историческую подоплеку.

Cамо слово «фестиваль» возникло в Древнем Риме. Но в отличие от просто праздника оно обозначало именно празднование, сопровождавшееся массовыми шествиями, театрализованными выступлениями, обрядами, в которых участвовали все жители города или деревни. Любопытно, что и сегодня в современном английском языке сохранилось два слова, которыми обозначается понятие «праздник». Это holiday – «праздничный день» и festival – массовые гулянья по случаю какого-то праздничного дня.

На примере первых фестивалей можно понять ту важную роль, которую они играли в жизни древнего, а затем и средневекового общества. Помимо того что в языческом обществе массовые празднества выполняли сакральную роль, в Древнем Риме разные фестивали широко поддерживались и активно организовывались властями, поскольку они несли важную социальную функцию, а именно: препятствовали нарастанию общественного недовольства и создавали атмосферу демократического устройства общества, так как в празднествах принимали активное участие представители разных сословий, и возникала иллюзия равенства и благоденствия существующего государственного устройства. Описывая римские праздники, А.И.Чечетин пишет: «Из древних праздников римлян следует отметить Сатурналии, выросшие из земледельческих обрядов. Римляне верили, что бог посевов Сатурн (от sator – «сеятель») дал людям пищу и первоначально правил миром, время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными – не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Истинно народный, демократический характер этого празднества обусловил его долголетие в период демократического правления в Риме».

Традиция фестивалей продолжила активно развиваться и в Средние века с той лишь разницей, что к гражданским праздникам добавились религиозные. И многие народные празднования стали носить антиклерикальный характер, впрочем, протест был не столько против самих церковных устоев, сколько давал выход эмоциям, смеху, радости, для которых было не так много места и в храме, и в повседневной жизни. Многие исследователи средневековой культуры, такие как М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич и др., отмечали важность развития «смеховой культуры» в средневековом обществе. «Празднества карнавального типа (а карнавал – это название фестиваля, который традиционно предшествовал Великому посту. – О.С.) и связанные с ними смеховые действа занимали в жизни средневекового человека огромное место, – пишет М.М.Бахтин. – Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями справлялись особые «праздники дураков» (festa stultorum) и «праздник осла». Существовал особый, освященный традицией, вольный «пасхальный смех» (risus paschlis). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону».

И все же народные праздники с попытками высмеивать все и вся, необузданным потреблением пищи и спиртных напитков, сексуальной разнузданностью вызывали порой заслуженную критику со стороны самого населения. Именно поэтому в Европе, и в частности в Англии, получили широкое распространение идеи представителей Реформации, что вылилось в движение, которое принято называть пуританизмом. «В 1400‑х и 1500‑х годах карнавал был стихийным выражением духа представителей низших слоев общества. Простые люди и участвовали в представлениях, и были их зрителями. К 1600‑м годам, однако, критика со стороны моралистов и реформаторов-протестантов изменила природу карнавальных празднеств. В каких-то местах фестивали сошли на нет, а в каких-то – коммерциализировались. На смену праздничной толпе пришли профессиональные актеры, акробаты, певцы».

Ограничения массовых народных празднований в большой степени затронули Англию: во времена буржуазной революции (1640‑1660 гг.) был период, когда там запрещали даже праздновать Рождество. Это было связано как с приходом к власти Кромвеля (разделявшего взгляды пуритан), так и c распространением учений идеологов пуритан, таких как Филипп Стаббс, объявивший Рождество праздником, «порочащим Господа». Но, к счастью, подобные правительственные меры оказались очень непопулярными и под влиянием народных волнений запрет с Рождества был снят. Тем не менее массовые народные празднества еще долго оставались без внимания властей, пока власти предержащие не почувствовали в этом для себя угрозу.

К XIX в. многие моралисты в Англии выражали обеспокоенность низким нравственным и культурным уровнем рабочих, которых становилось в стране все больше и больше. Чартистское движение, сопровождавшееся бунтами, грабежами промышленных лавок и т. д., многих привело к мысли, что необходимо культурное возрождение. И оно началось с возрождения интереса к народной музыке как части национального духовного наследия. «Распространение народных песен, танцев и традиций было подхвачено рядом общественных организаций. Энтузиасты и профессиональные музыканты с целью популяризации музыкального искусства организовывали в городах и деревнях благотворительные концерты, которые стали называть музыкальными фестивалями. Так возникли такие популярные музыкальные фестивали, как Вудсток, Гластонбери, собирающие и сейчас тысячи зрителей. Рост интереса к национальной музыке привел к объединению нации.

Фестивальное движение, которое прошло столь долгую эволюцию, не потеряло своей актуальности и сегодня. Количество существующих фестивалей настолько огромно, а сами фестивали настолько разные, что вряд ли возможно для них составить какую-то общую классификацию. По «статусу» в культурной жизни можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Фестивали театров на английском языке по всем признакам относятся к народным (любительским) фестивалям, тем не менее они обладают рядом своих особенностей, которые связаны еще и с тем, что помимо приобщения к театральному искусству для всех участников фестиваль является еще и площадкой практики языкового общения, выстраивания межкультурного диалога.

На сегодняшний день театральная студия на английском языке не такая уж редкость. Сейчас и в школах, и в досуговых центрах, и в семейных клубах – везде, где с детьми занимаются английским языком, педагоги проводят занятия, на которых инсценируют разные литературные произведения. В первую очередь это связано с тем, что дети, особенно младшего школьного возраста, гораздо больше интересуются игрой, чем языком. Они могут легко запоминать наизусть достаточно большие отрывки текста и с удовольствием разыгрывать сценки, тогда как без игровой ситуации учить язык многим кажется неинтересным, таковы особенности мотивации младших школьников.

Драматизация не теряет своей актуальности и при работе с подростками. Но здесь на передний план уже выступает не столько ее игровой потенциал, сколько общекультурный. К этому времени у ребенка уже есть, как правило, внутренняя мотивация к изучению иностранных языков, он понимает, что английским можно пользоваться и во время зарубежных путешествий, да и из рассказов родителей знает, что владение иностранными языками дает существенные преференции при дальнейшем обучении и трудоустройстве. Но именно участвуя в театральных кружках, он открывает английский язык как мир другой культуры. Немаловажен для подростка и психологический момент выступления на сцене. И здесь театральная студия приходит на помощь: играя на сцене, ребенок решает для себя важные психологические проблемы, такие как преодоление страха перед выступлениями на публике и языкового барьера.

Постановка спектакля – это и прекрасная возможность для педагога наглядно продемонстрировать родителям результаты своего труда. Дети будут говорить по-английски на сцене, и для родителей это само по себе признак успеха ребят.

И все же постановка спектакля – создание декораций, подбор музыкального оформления, пошив костюмов и т. д. – это слишком большой труд всего лишь для того, чтобы один раз показать его родителям. Да и самим ребятам, когда они уже, что называется, вошли в роль, хочется выступать еще и еще. И это как раз тот момент, когда дети готовы отправиться на театральный фестиваль.

Сегодня многие школы, в которых активно работают театральные студии, стараются провести на своей базе театральный фестиваль. Среди таких фестивалей, например, «Театральный марафон», который проводила школа №1400, или Театральный фестиваль детских и юношеских спектаклей на иностранных языках Smiles, организованный школой №1517 г. Москвы. Новые и новые фестивали возникают каждый год, и очень многие из них быстро сходят на нет. В основном это происходит из-за того, что организация такого мероприятия требует большой подготовки, тогда как реального театрального праздника не получается, поскольку, несмотря на многочисленные приглашения, у школьных коллективов есть возможность собраться вместе. Назовем несколько типичных причин отказа школ от участия в фестивалях:

– организаторы поздно информируют о сроках проведения фестивалей, и очень часто фестивали совпадают с каникулярным временем в других школах;
– регламент выступления (7 или 10 минут) не соответствует тому театральному «продукту», который подготовила школа, обычно это как минимум пятнадцать минут;
– поскольку на такие конкурсы собираются коллективы разного уровня подготовки, то реального соревнования не происходит, и интерес к ним у организаторов пропадает достаточно быстро.

В Москве ежегодно проводится городской конкурс театральных постановок на английском языке, который организует Ассоциация учителей иностранных языков. Притом что в этом конкурсе участвует достаточно много школ из разных округов г. Москвы, сам конкурсный формат мероприятия нацеливает детей не на то, чтобы посмотреть другие спектакли, погрузиться в атмосферу праздника театрального искусства, а на то, чтобы поскорее выступить и узнать оценку жюри.

Иными словами, театральные фестивали не носят организованного и массового характера, как, например, олимпиады. Между тем по своей значимости они были бы не менее важны и интересны школьникам, так как в отличие от олимпиад культурно развивают и нравственно воспитывают детей. Другое дело, что организация фестиваля на достойном уровне – это сложное и кропотливое дело, требующее и временных, и финансовых затрат.

Среди удачного многолетнего опыта организации фестивалей стоило бы отметить Шекспировский фестиваль, который на протяжении многих лет проводит частная школа СААШ «Марина» в партнерстве с театром «Мастерская Петра Фоменко». Организационный комитет фестиваля как минимум за полгода объявляет о датах его проведения. Ежегодно фестиваль посвящается разным темам, что стимулирует театры готовить новые и новые постановки. Также обязательным условием фестиваля является то, что все дети должны смотреть все спектакли, в конце определить, какие спектакли и почему им больше всего понравились, и вручить представителям других коллективов свои призы зрительских симпатий. По количеству призов как раз детям предоставляется возможность самим судить о том, насколько удачным было их выступление. Еще одна уникальная возможность, которую предоставляет этот фестиваль, – выступление коллективов на профессиональной сцене. Фестиваль проходит на базе Мастерской Петра Фоменко, сотрудники театра помогают осуществлять техническое оформление спектаклей, а также готовят для участников небольшой фуршет в антракте между отделениями. Такой фестиваль занимает у детей целый день, но он действительно создает атмо­сферу театрального праздника.

Интересный формат театральных фестивалей предлагают и коммерческие организации. Таков, например, фестиваль-конкурс «Театральная планета», который проводит компания «Артикс-фест». Среди партнеров фестиваля представители зарубежных школ, которые, как правило, принимают участие в работе жюри и дают объективную оценку выступлениям на английском языке. Также в жюри фестиваля обычно приглашаются деятели театра, которые могут по достоинству оценить актерскую и режиссерскую работу театрального коллектива. Замечательным дополнением к показу спектаклей являются разнообразные мастер-классы с актерами и носителями языка, которые дают детям важный опыт общения, помогают раскрепоститься перед выступлением, почувствовать себя действительно в творческой среде. К сожалению, многие руководители школьных коллективов не могут позволить себе участие в коммерческих проектах, и из-за этого подобные фестивали не набирают такого количества участников, чтобы это был полноценный фестиваль-конкурс.

Все это говорит о том, что фестивальное движение школьных театров имеет огромный потенциал, который на сегодняшний день далеко не полностью раскрыт.

Возвращаясь к истории самого понятия «фестиваль», хотелось бы, чтобы современные театральные фестивали в полной мере использовали обе его составляющие: чтобы это был и массовый праздник, и конкурс – показ своих достижений.

Конечно, для массового праздника необходимы какие-то площадки для общения участников. Их можно организовать как в рамках мастер-классов, так и проведения каких-то небольших тренингов. Интересно делать фестивали международными, для чего можно приглашать театры из других регионов и стран, чтобы английский стал не только языком спектаклей, но в полной мере языком фестиваля. Тогда в рамках театральных фестивалей как раз и возникнет диалог культур, особенно если этому еще будет способствовать и подбор поставленных произведений.

Но, наверное, самым правильным было бы выделить для городского театрального фестиваля отдельный день, который можно было бы назвать днем театра. И приглашать участвовать в нем все театральные коллективы города, подобно тому как проводятся городской тур Всероссийской олимпиады либо же городские спортивные соревнования. Поскольку ребенок должен иметь возможность погрузиться в атмо­сферу театра и не торопиться уйти после своего выступления домой, чтобы сесть за уроки, как это обычно происходит. В такой день театра дети могли бы и посмотреть выступления других коллективов, и поучаствовать в мастер-классах, организованных для них профессиональными театральными деятелями, и пообщаться с участниками фестиваля из других учебных заведений, что, безусловно, способствовало бы их личностному росту и развитию интереса к театральному искусству. Но главное, что такая организация театральных фестивалей привела бы к росту популярности театрального движения, что раскрыло бы новые возможности для развития межкультурного диалога и повышения гуманизации отечественного образования.

Оксана СЕВЕРИНА, магистрант 1‑го курса Института культуры и искусств МГПУ, учитель английского языка высшей категории, руководитель школьного театра на английском языке школы №1238, Москва, Ирина ВЛАДИМИРОВА (фото)


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt