search
main
0

Верю! Сценарии воспитательных мероприятий могут удивлять

Закончился очередной конкурс «Мудрая сова». Мне выпала честь оценивать номинацию «Сценарии воспитательных мероприятий». Я это делаю не в первый раз, и всегда, когда открываешь очередной файл с работой, возникает некий азарт – неужели кто-то меня может удивить? Может, и еще как! И это несмотря на то что я прекрасно понимаю, как нелегко участникам конкурса выйти за традиционные рамки своего «жанра». Из чего состоит сценарий воспитательного мероприятия? Вступление, приветственная речь, немножко стихов, немножко песен, конкурсы типа «Кто быстрее и лучше», интересные факты или занимательные вопросы, цитаты великих или воспоминания очевидцев. Ну что еще можно придумать? И как это оценивать эксперту, выбирая победителей и призеров?

Отвечая на собственный вопрос, я без зазрения совести беру знаменитую фразу Станиславского: «Не верю!», переворачивая ее наоборот: «Верю!» Читая лучшие сценарии, проникаешься мыслью, что автор строк откровенен с читателем, искренне верит в то, что предлагает, отвечает за свои слова, а самое главное – в работе просматривается личность автора, кажется, что он негромко нашептывает тебе свой сценарий.  Именно так я «услышал» голос Светланы Леонидовны Гусельниковой, классного руководителя 7-го класса Киселевской школы-интерната Пермского края. Классный час «Пока наши сердца стучат, помните». И хотя я к патриотическим темам отношусь довольно настороженно (уж очень легко ими набить детскую оскомину), но здесь все сошлось, ничего лишнего, тонко, грамотно, доступно и достоверно. Отдельной особенностью сценария было то, что трудовой подвиг наших соотечественников в тылу во время Великой Отечественной войны приравнивался к боевым заслугам советских солдат. «Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших земляков, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужчинами героические женщины, мальчишки и девчонки».Другой автор, которого мне хочется назвать, взял такую тему, что я ее трижды перечитал, прежде чем убедился – да, так и есть. Занятия в 9-м классе «Уход за малышом» (!). Первая мысль: не рановато ли в девятом-то классе? Но и здесь автор работы воспитатель Ольга Васильевна Холина убедила меня – надо! Надо потихоньку готовить будущих мам (да и пап тоже) к самым обычным, но чрезвычайно ответственным навыкам по уходу за маленькими детьми. «Вырастить ребенка, – говорит Ольга Васильевна, – это долгий и нелегкий труд. Однако забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим людям самое большое удовлетворение в жизни».Самое любопытное меня ждало потом. Выбрав эти две работы как соответствующие всем критериям, выполнившие все условия Положения о конкурсе, прошедшие проверку «Антиплагиатом» плюс украшенные личными авторскими интонациями, я неожиданно сделал открытие – оба автора из одной школы! Пермский край, поселок Суксун, Киселевская школа-интернат. Невозможное возможно!Но есть еще один участник конкурса, который заставил меня не пробегать по строчкам глазами, а увидеть работу педагога за этими строками. Учитель русского языка и литературы Валентина Алексеевна Талеева. Она по какой-то причине живет не в Пермском крае. Шучу. Она не может быть из Перми, так как ведет кружок «Ненецкие игрушки» для учащихся 1-4-х классов и представляет  на нашей «Мудрой сове» Ненецкий автономный округ и школу поселка Амдерма. Сценарий ее мероприятия называется «Охотники-следопыты». Мудро, легко, с учетом возраста, познавательно, полезно и от души. Вот вы знаете, к примеру, что взрослые ненецкие собаки понимают от 7 до 80 слов? Что люди используют слова как символы, а собаки в основном как сигналы? Или почему зайца все называют косым? А он бежит косо, так как у этих животных в строении организма есть асимметрия – левая часть не соответствует правой.Уже в начальной школе Валентина Алексеевна рассказывает ребятам правила охотника: 1. Не распугивай птичьи стаи, не лови птиц и не уноси их домой.2. Нельзя стрелять по животным, попавшим в беду. Если птицы летят, нельзя целиться в вожака.3. Нельзя охотиться на оленей в тундре. Они принадлежат оленеводам. За нарушение закона предусмотрена уголовная ответственность. 4. Оставленный в тундре запас и для нас, и для вас.5. Стрелу и для того можно пустить, чтобы не убить, а предупредить.6. Первую добычу раздели с друзьями – станешь удачливым охотником.Вот такие разные сценарии. Конкурс завершен. Названы победители, отмечены призеры. Разумеется, все это субъективно (но в соответствии с предложенными критериями), ведь эксперт тоже когда-то воспитывался на «воспитательных мероприятиях». Все мы родом из детства. Так что хотите хороших экспертов в будущем – создавайте их сегодня своим творчеством. И не шучу я сейчас. Ведь вы это и делаете. ​Евгений ВИРЯЧЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7 Вологды

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте