Продолжая традиции российского образования и обеспечивая развитие доступности математического образования повышенного уровня, в 2018 году в 300 московских школах открылись классы – участники нового проекта «Математическая вертикаль», в том числе и в школе №1359. В 2019-2020 учебном году таких классов уже два: в параллелях 7‑х и 8‑х классов, идет подготовительная работа в 5‑х и 6‑х классах. Классы «Математической вертикали» близки к классическим классам с углубленным изучением математики, но при этом они достаточно массовые и практико-ориентированные. В этих классах развивают математическое мышление, которое необходимо в первую очередь для практического приложения. По окончании 9‑го класса ребята смогут продолжить образование в профильных, предпрофессиональных, академических, IT-классах, а затем успешно учиться в ведущих московских вузах по востребованным в городе специальностям естественно-научной направленности. Таким образом, проект выполняет запрос города на хорошо подготовленных, талантливых специалистов в сферах, где требуется хорошая математическая подготовка: финансовая аналитика, инженерное дело, информационные системы и технологии, IT-медицина, биомедицина, энергетика, математическое моделирование.
Особое внимание мы уделяем курсу геометрии, которую необходимо не просто учить, а развивать геометрическую интуицию и видение определенных геометрических конструкций. Как раз в период между 6‑м и 7‑м классами, когда ребята начинают изучать систематический формализованный курс геометрии, решаемость наглядных геометрических задач существенно снижается. Акцент на наглядную геометрию очень важен, в том числе в соответствии с направленностью ФГОС на практико-ориентированность в формировании содержания образования.
Вероятность и статистика – еще один важный для нас акцент, значение которого в современном цифровом мире постоянно возрастает. Многие приложения вероятности и многие задачи, которые можно решить с помощью инструментов этой молодой еще по историческим меркам науки, важны и нужны ребятам и очень актуальны в широком спектре профессий.
Хочется отметить, что координатор проекта – Центр педагогического мастерства – осуществляет разработку диагностических работ и учебно-методических материалов и размещает их в библиотеке Московской электронной школы. Наши учителя активно используют эти материалы в работе.
Ресурсными центрами проекта являются ведущие вузы и научные институты города. Для школы №1359 таким ресурсным центром стала школа №2007 ФМШ, которая уже много лет имеет в математическом образовании измеряемые результаты высокого уровня. Ресурсный центр осуществляет методическую поддержку и сетевое повышение квалификации учителей нашей школы, прошедших отбор и специальную подготовку. Командой педагогов разработан и согласован с ресурсным центром специализированный учебный план для классов «Математической вертикали»: алгебра и геометрия (углубленный уровень), вероятность и статистика, черчение, информационные технологии, практикумы по решению задач по физике и геометрии.
Все учителя математики, работающие в проекте, успешно прошли единое городское тестирование для учителей классов «Математической вертикали», получили подтверждающие сертификаты, принимают участие в профессиональной олимпиаде «Учитель школы большого города». Они хотят показать в публичном пространстве, что сами готовы к тем испытаниям, к которым готовят своих учеников. Учителя математики, физики, информатики и один из классных руководителей успешно прошли независимую предметную диагностику в ЦНД МЦКО на экспертном уровне, опубликовали свои результаты. Кроме того, заместитель директора, ответственный за реализацию проекта, стал победителем в олимпиаде по математике для членов управленческих команд образовательных организаций Москвы, организованной Ассоциацией победителей олимпиад.
В школе созданы условия для самореализации детей, ориентированных на предметы математического и естественно-научного циклов. Организована работа школьных математических кружков. Школа успешно сотрудничает с ДТДиМ имени А.П.Гайдара, колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, Ассоциацией победителей олимпиад, а также с Московским физико-техническим институтом. Для обучающихся математических классов ведутся занятия по программам «Математика. Принцип узких мест» – конкретная математика на примере применения в современных информационных технологиях, «Начертательная геометрия». Студентами-олимпиадниками проекта «Кружок от чемпионов» ведется интенсивная подготовка к Всероссийской и Московской олимпиадам школьников. На кафедре прикладной механики ФАЛТ МФТИ проводятся занятия по программе «Интернет вещей».
Для эффективной реализации проекта в нашей школе создан проектный офис «Математическая вертикаль». Вся информация о проекте открыто отображается на специальной странице официального сайта школы №1359. По итогам работы за прошедший учебный год школа вошла в число десяти школ – консультантов проекта, что позволило ей стать площадкой вертикального взлета в деле развития доступности математического образования повышенного уровня, подготовки конкурентоспособного выпускника, будущего компетентного специалиста, необходимого экономике и востребованного на современном рынке труда Москвы.

Екатерина НИКОЛАЕВА,
заместитель директора школы №1359