Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» удивил не только масштабностью. В огромном зале Крокус Сити Холла собралось около шести тысяч воспитателей из разных регионов и стран СНГ. И представьте, выступление практически каждого спикера сопровождалось аплодисментами. «Остро», «актуально», «ново», «неожиданно» – эти и другие эпитеты звучали из уст участников после завершения работы форума.
На сцене не было привычной трибуны, президиума. И это создавало особую доверительную обстановку. Председатель Российского общества «Знание», депутат Госдумы Любовь Духанина, открывая форум, обозначила его главную тему: «Дети сейчас другие, новые. Какие компетенции им нужно прививать? Педагог должен быть гибким, быстро внедрять эффективные практики в свою работу».Первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова заострила внимание на кадровом кризисе. Необходимо пересмотреть стандарт кадрового состава детских садов. Нужны второй воспитатель, психолог, логопед. Ни для кого не секрет, что сегодня в детских садах остро не хватает узких специалистов. Вице-президент РАО, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко привел такую цифру: на 300 детей в детских садах и школах приходится всего один психолог.Эта острая проблема получила свое продолжение в выступлении Любови Духаниной. Но скорее его можно назвать диалогом с залом, потому что живая, эмоциональная речь спикера часто прерывалась аплодисментами. «Чем выше охват дошкольным образованием, тем выше результаты наших школьников в PISA», – подчеркнула вначале Любовь Николаевна.Потому так важно в самом раннем возрасте предоставить ребенку развивающую среду, обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию. Но пока приходится констатировать, что число малышей в группах достигает порой 40‑45 человек при норме 25. Как в таких условиях воспитателю добиться эффективности в работе? Вопрос остается открытым. И судя по реакции зала, он очень волнует всех собравшихся. Требования к их квалификации возрастают, педагоги готовы работать творчески, по-новому, но условия труда не позволяют в полной мере осуществить задуманное. Представьте, три четверти воспитателей в детских садах работают больше чем на одну ставку. Любовь Николаевна озвучила данные опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом. 64 процента воспитателей признались, что работают сверхурочно без оплаты. А 55,2 процента выполняют работу, которая не входит в должностные обязанности. Воспитатели убирают территорию, занимаются ее благоустройством, ремонтом помещений и многим другим. Зарплаты педагогов и воспитателей в детских садах не соответствуют уровню ответственности и реальной нагрузки, которую они несут.Живую реакцию вызвала и такая цифра – только у 8 процентов воспитателей нет необходимости покупать что-то для работы с детьми. 49 процентов это делают постоянно, а 43 процента – иногда.Во время своего общения с залом Любовь Николаевна неоднократно подчеркивала социальную значимость профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, приводила примеры их мастерства и креативности в решении педагогических задач. Порадовало всех сообщение, что Правительство РФ разработало федеральный проект по созданию 250 тысяч мест в ясельных группах детских садов в ближайшие три года. На эти цели предполагается выделить около полутора миллиардов рублей. Справедливое прозрачное распределение финансов в системе дошкольного образования, по словам депутата Госдумы, еще одна важная задача, которую предстоит решать. В Госдуме сейчас рассматривается законопроект, по которому родители смогут получать сертификат на дошкольное образование для своего малыша, и он будет «наполнен бюджетными деньгами».Не был обойден и вопрос о безопасности детей. Должна быть высокая решимость, чтобы реагировать на вызовы времени, заметила Любовь Николаевна. Так, в Японии в течение суток было приостановлено производство тамагочи, когда была доказана их связь с участившимися случаями гибели детей.Заведующая кафедрой «Глобальные идеи дошкольного образования» Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Ирина Комарова развеяла миф по поводу всеобщей цифровизации, то есть процесса преобразования информации в цифровую. Только 3 процента российских образовательных ресурсов оцифровано. И далеко не на всей территории России действует Интернет. Закономерно, что любая новая технология обязательно при внедрении сталкивается с этической проблемой. К примеру, уже доказано, что микроволновые печи на кухне вовсе не безопасны для здоровья. Но мы их используем, потому что это удобно. Значит, мы готовы пожертвовать своим здоровьем ради удобства. И не секрет, что есть коммерческая наука и общественная. Первая всегда будет защищать интересы бизнеса и отстаивать их. И потому воспитание личности, умеющей размышлять, делать логические выводы и осознанный выбор, становится важной задачей образования.По прогнозам ученых, при высоком уровне роботизации и автоматизации и отсутствии человеческого влияния рухнут все конструкции. Чтобы человечество осталось на Земле, выжило, нужно развивать интуицию, воспитывать исследователей.Дружные аплодисменты вызвало заявление ведущего эксперта по цифровизации, что ни одна самая передовая технология не должна внедряться в детский сад, пока не будет доказана ее безопасность для малышей.Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимир Собкин заострил внимание на том, как изменились ценностные ориентации родителей в течение десяти лет. Для женщины стала более важной успешность в профессии – в шкале жизненных ценностей она выходит на первый план. Меняются эмоциональное самочувствие семьи, общение родителей с ребенком. Как педагоги должны реагировать на эти вызовы времени? Вопрос остается открытым. Как и вопрос о неравенстве детей в получении качественного образования. При исследовании удовлетворенности родителей содержанием и качеством работы детских садов учитывали и такой показатель, как материальный достаток семьи. Оказалось, что родители с высокими доходами довольны всем – и квалификацией специалистов, и питанием, и медицинским обслуживанием, и материальным оснащением, и прочими услугами. А семьи с более низким уровнем жизни менее удовлетворены детскими учреждениями, которые посещают их дети. Дети из малообеспеченных семей не имеют таких стартовых возможностей, как их сверстники из богатых семей.Ключевой темой на форуме стала также проблема оценки качества дошкольного образования. Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева считает, что ее решение затрудняет отношение к образованию по принципу «Чего изволите?». До тех пор, пока образование будет называться услугой, будет трудно формировать его цель и оценивать качество. Нет единства в понимании того, какое дошкольное образование считать качественным. Нет и инструментов для его оценки, потому в регионах по-разному решается вопрос, что и как оценивать.Площадка форума стала презентацией федерального проекта «Звезды дошкольного образования», его разработчиком стала АРКАДО. Создатели уверены, что проект будет способствовать повышению качества дошкольного образования. Детские сады будут получать звезды за достижения. А присваиваться звезды будут исходя из различных критериев: уровень кадров дошкольной организации, оснащенность групп, качество образовательной среды, техническое состояние здания, забота о здоровье и безопасности, содержание образования, организация питания, возможности для занятий физкультурой и другие.«Я хочу, чтобы педагоги осознали, что подобная система развития качества не только не осложнит им жизнь, а, наоборот, упростит взаимодействие с детьми, родителями, администрацией», – подвела итог президент ассоциации Эльфия Дорофеева.Очень много пищи для размышлений дали выступления бизнес-тренеров Аркадия Цукера и Владиславы Трутько.Первый озадачил всех участников вопросом, какая из компетенций в будущем станет ключевой. Обучение выбору, владение иностранными языками, навык вхождения в другую среду? Несомненно, каждая из них важна. Но в приоритете будет любовь к ошибкам. Именно ошибки нам придется научиться воспринимать не как досадные упущения и промахи, а как полезный способ накопления опыта. Пробуй, ошибайся! Это и есть ключевая компетенция будущего, подвел итог Аркадий Цукер. Потому от педагогов потребуется умение работать со страхом совершить ошибку. А еще важно обрести навыки работы с абсурдом. Ведь каждая новая технология поначалу кажется абсурдной.Владислава Трутько увидела в новых технологиях угрозу расчеловечивания. Чем больше в нашу жизнь будут входить технологии, тем больше человек будет нуждаться в общении. Процесс утраты доверия, искренности в общении друг с другом делает человека несчастным. Недаром во многих компаниях уже появляется «специалист по счастью». Общение – это действительно роскошь, но без нее мы не выживем.Очень насыщенным оказался всего один день работы форума. Выступления детского коллектива «Домисольки» и замечательного рязанского квинтета «Мама Jazz», в котором поют только педагоги, подарили радостные эмоции. Исповедь Ксении Безугловой, основательницы благотворительного фонда «Возможно все», обладательницы титула «Мисс мира»-2013 среди девушек на инвалидных колясках, заставила замереть весь зал, чтобы потом долго аплодировать счастливой жене и маме двух дочек и сына.
Форум дал всем верные и надежные ориентиры. Его организаторы, а это Российское общество «Знание», Общественная палата РФ, МПАДО и АРКАДО, сделали педагогам настоящий подарок к новому учебному году.
Манифест работников дошкольного образования, принятый на форуме «Ориентиры детства» Качественное дошкольное образование – основа благополучия государства. Личность ребенка – главная ценность. Поддержка детской инициативы – основа развития личности. Дошкольное образование – универсальная форма развития детей, а не услуга. Воспитатель – сердце и душа образования, а не машина, заполняющая бумажки. Союз педагогов и родителей – залог счастливого детства. Создание развивающей среды, дружественной детям, – важнейший фактор дошкольного образования. Среда – третий педагог. Содержание образования – ключ к успеху. Педагог должен находиться на острие изменений современной жизни – необходимы современные возможности для постоянного профессионального и личностного роста. Больше доверия и свободы действия педагогам! Самые большие преграды на пути к качественному образованию – это чрезмерный надзор со стороны контролирующих органов, постоянное административное давление и невероятное количество нормативных документов.
Комментарии