search
main
0

Вернуть на доработку. ЦОР для учителя: ожидания и действительность

Приход Интернета в школы привнесет новое содержание в учебный процесс и будет способствовать повышению качества образования лишь при наличии в Сети ресурсов, полезных для педагогов, учащихся, методистов, руководителей образовательных учреждений. Поэтому наряду с развитием телекоммуникационной инфраструктуры большое внимание уделяется анализу и систематизации ЦОР, созданию эффективных средств навигации и поиска ресурсов, разработке новых образовательных ресурсов.

Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), Российский образовательный портал (www.school.edu.ru), Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) и ряд тематических порталов по областям знаний и направлениям образовательной деятельности.

Также стоит упомянуть еще один важный проект, реализуемый по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), – создание и развитие информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru).

Попробуем задаться целью и из всего многообразия представленных на различных порталах ЦОР отберем непосредственно те, которые напрямую соответствуют вопросам школьной учебной программы по информатике и ИКТ, а также проанализируем найденные ресурсы с учетом критериев оценки электронных образовательных ресурсов.

Электронные ресурсы, как и любой учебный материал, должны оцениваться совокупностью качеств. Критерии их оценки можно разделить на традиционные и инновационные. К первым относятся:

соответствие программе обучения (школьной, вузовской и так далее);

научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и тому подобное);

отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и прочее;

оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПиНам.

К основным инновационным качествам электронных ресурсов относятся:

обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация как контроль учебных достижений);

интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

возможность удаленного (дистанционного) доступа и полноценного обучения.

Хорошие ЦОР обладают указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов (интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность труда пользователя и так далее).

Для наглядности рассмотрим ресурсы Единого окна доступа к образовательным ресурсам (www.window.edu.ru).

В разделе Общее образование в рубрике Каталог в предметной области Информатика и ИКТ согласно статистическим сведениям расположено 699 материалов для учащихся, 982 – для преподавателя, 47 – для абитуриента, 89 – для менеджера и 96 – для исследователя; соответственно 1913 ресурсов в сумме.

Детальное исследование Коллекции дало повод сделать следующие предварительные выводы.

1. В значительном количестве работ в качестве основной предпосылки использования ресурса выступают не столько потребности развития образовательного процесса, сколько возможный дидактический потенциал средств ИКТ. В результате такого подхода среди возможностей средств ИКТ используются в основном те, которые «лежат на поверхности» и наиболее просто реализуемы (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности). При этом их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается – предполагается, что она очевидна в силу самого факта использования.

2. Подавляющее большинство предлагаемых в настоящее время средств ИКТ учебного назначения ориентировано на повышение эффективности деятельности преподавателя и учеников в рамках традиционных целей и содержания обучения, и главное – образовательных результатов. Можно сказать, что применение средств ИКТ в рамках традиционной модели обучения не реализует в полной мере их потенциал. Новые технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в новую (соответствующую их возможностям) модель обучения. А вот это уже сфера деятельности, которая не подвластна среднестатистическому учителю, который продолжает работать в условиях классно-урочной системы, и замена этой системе в обозримом будущем вряд ли предвидится.

3. Можно сказать, что создатели ЦОР, обосновывая принципы создания и конструируя «оболочку», нередко (хотя и не всегда) оставляют вне поля зрения ее наполнение, содержание, поэтому нередко попадаются ресурсы, не соответствующие рубрикаторам. Во все том же разделе Информатика и ИКТ можно обнаружить, на мой взгляд, случайно попавшие туда «Электронную рабочую тетрадь по геометрии для 9 класса» (авторы Д.Н.Петриченко, С.Н.Поздняков, В.И.Рыжик) или, скажем, научную статью «Свободное вращение твердого тела» (автор Е.И.Бутиков). Думаю, нужно внимательнее относиться к размещению ресурсов по рубрикам.

По карточкам

Итак, рассмотрим и проанализируем несколько ЦОР, непосредственно соответствующих темам школьной программы. Здесь хорошим подспорьем служит карточка ресурса, которая кратко и информативно дает представление о размещенном материале.

«Школьная информатика: Алгебра логики», автор Г.М.Нурмухамедов (www.schoolinfo3.ioso.ru). Электронное учебное пособие по школьной информатике включает разделы: Законы алгебры логики; Однотактные и многотактные автоматы; Вопросы и задания. Предметная область: 2.1 – Общее образование. 2.1.6 – Информатика и ИКТ. Тип ресурса: 3.52 – Учебные материалы, 3.52.5 – Учебник, учебное пособие.

Данный материал соответствует программе и может использоваться в следующих темах блока «Логика»: Основные понятия логики. Таблицы истинности и их построение. Решение задач на составление таблиц истинности. Законы алгебры логики. Основы логического построения ПК. Триггер.

В карточке ресурса заявлено, что это учебные материалы, учебник, учебное пособие, поэтому проанализируем его согласно требованиям к электронному учебнику.

Как известно, электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, так как длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний. Здесь же мы видим довольно значительный массив текста, в котором, правда, основные понятия выделены полужирным шрифтом. Большого количества иллюстративного материала нет, но автор старается удержать внимание и придать некую интригу «Злободневными вопросами», например: «Стали бы люди умнее, если бы они познали многозначную логику?».

Видеофрагменты, позволяющие передать в динамике процессы и явления, не используются, зато есть гиперссылки на другие электронные справочники и учебники с быстрым переходом на нужную страницу, что очень хорошо.

Мне кажется, автор излишне увлекся цветовой палитрой своей работы, используя добрый десяток цветов и оттенков. В целом цветовая гамма работы довольно спокойная, но думаю, что будет уместно напомнить рекомендации психологов о том, что не рекомендуется использовать одновременно более 3-4 цветов. Напомню, что, по мнению Люшера, проделавшего колоссальную работу по изучению воздействия цвета на психику и физиологию человека, можно выделить всего несколько цветов, которые выражают наиболее важные и существенные потребности человеческого организма:

синий – отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое (в данном ЦОР он присутствует);

зеленый – самый спокойный из всех существующих цветов, он ничего не требует, никуда не зовет, действует умиротворяющее (присутствует);

желтый – выражает потребность в раскрытии, изменении, ориентирован на будущее (присутствует с оттенками);

фиолетовый – символизирует таинственное, иррациональное (присутствует в виде различных оттенки).

Автор ресурса, продолжая свои разработки, выдерживает в едином стиле оформление, подачу содержания и навигацию и в следующих программных продуктах:

«Школьная информатика: Двоичная арифметика» (www.schoolinfo2.ioso.ru). Электронное учебное пособие по школьной информатике, включающее разделы: Системы счисления; Представление информации в ЭВМ; Вопросы и задания. Тип ресурса: 3.52 -Учебные материалы, 3.52.5 -Учебник, учебное пособие.

«Школьная информатика: Информатика и информация» (www.schoolinfo0.ioso.ru). Электронное учебное пособие, включающее разделы: Об информатике; Структура информатики; Информация и ее свойства. Тип ресурса: 3.52 – Учебные материалы, 3.52.5 – Учебник, учебное пособие. Кроме всего прочего, в этом ресурсе автор добавляет и литературу, к которой могут обратиться пользователи.

«Школьная информатика: Устройство ЭВМ» (www.schoolinfo.ioso.ru). Электронное учебное пособие, включающее разделы: Эволюция ЭВМ; Принцип работы ЭВМ; Элементарная база ЭВМ. Тип ресурса: 3.52 – Учебные материалы, 3.52.5 – Учебник, учебное пособие.

Автор добавляет схему структуры компьютера и анимированный «Принцип работы ПК». Эволюция ЭВМ представлена в виде презентации, выполненной учеником 7-го класса. При всей трогательности этой детской работы, 8 слайдов представляют собой чистый текст, 5 слайдов – текст + фото. Размер и цветовая гамма шрифта не соответствуют образовательному назначению ресурса, из-за чего информация практически не воспринимается. Несомненно, здесь была бы необходима предварительная редакция презентации преподавателем.

Не только кляксы

«Аппаратное обеспечение компьютера: материалы для работы в школе», авторы И.В.Полозова, Н.В.Шикабиева (http://apparatnoe.narod.ru). Материалы к урокам, состоящие из теории и практических заданий. В разработке представлены следующие темы: Поколения ЭВМ, Советские компьютеры: преданные и забытые, «Эльбрус» Бабаяна и «Пентиум» Пентковского, Клавиатура, Классификация ЭВМ, Основы сетевых технологий, Логика. Тип ресурса: 3.52 – Учебные материалы, 3.52.5 – учебник, учебное пособие.

Проведем анализ материала по следующим направлениям:

Актуальность представления материала – отсутствуют фактические ошибки, корректно используются термины и понятия, есть логика в структуре изложения, нет устаревших фактических данных. С помощью объектов ЦОР можно организовывать процесс усвоения учебного материала методами научного познания – обобщением, анализом, синтезом, моделированием.

Доступность материала – ресурс соответствует возрастным особенностям учащихся.

Обеспечение проблемности обучения – в ресурсе присутствуют материалы, способствующие созданию или моделированию проблемной ситуации.

Обеспечение сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности – на основе ЦОР можно сгенерировать разнообразные учебные ситуации, предоставить ученикам выбрать свою траекторию обучения и управления ходом событий.

Наличие раздаточного материала – ресурс и его части могут быть легко распечатаны на листах формата А4.

Наличие методических рекомендаций к проведению занятий с использованием ресурса – методические рекомендации отсутствуют.

Единство представления материалов – организован легкий просмотр всех частей материалов.

Работоспособность всех элементов ЦОР – две иллюстрации не открываются (в ресурсе фото обозначены как «Китайские счеты» и «Русские счеты»; текст прочитывается нормально, но создается впечатление некой его хаотичности (многообразие шрифтов, подчеркиваний), что рассеивает взгляд и не дает полностью сосредоточиться. При этом замечено немало синтаксических ошибок.

Для учителей информатики весьма интересен и полезен портал Клякс@.net (www.klyaksa.net) и размещенные там материалы, особенно «Онлайн-тесты» по разделам школьного курса информатики и ИКТ: Информация. Информационные процессы; Состав и работа компьютерной системы; Алгоритмы; Текстовый редактор; Графический редактор; Электронные таблицы; Базы данных; Компьютерные телекоммуникации, а также тесты на основе демонстрационных вариантов ЕГЭ по информатике. Тип ресурса: 3.52 – Учебные материалы, 3.52.4 – Тест, контрольные вопросы.

Задания соответствуют следующим разделам школьной программы: Информация. Информационные процессы; Состав и работа компьютерной системы; Алгоритмы; Текстовый редактор; Графический редактор; Электронные таблицы: Базы данных; Компьютерные телекоммуникации. Материал тестов доступен, соответствует разноуровневой подготовленности учащихся. Ресурс можно без проблем редуцировать к печатному виду, перенеся на лист формата А4. Методические рекомендации по проведению тестов не требуются. Все элементы ЦОР работоспособны, текст правильно отображается, легко прочитывается.

Представленный также от «Кляксы» ресурс «Разработки уроков по информатике: 1-й год обучения», автор А.С.Башлаков (www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm), можно порекомендовать учителям информатики частично использовать для подготовки к занятиям. Представлены планы-конспекты уроков, презентации, дополнительные материалы. Разработки охватывают разделы: Информация, Знакомство с компьютером, Программное обеспечение компьютера, Коммуникационные технологии. Файлы и файловая система, Технология обработки текстовой информации, Введение в программирование, Обработка числовой информации, Мультимедийные технологии, Информатизация общества. Ресурс выстроен в одном технологическом ключе, с удобным доступом к каждому модулю. Все презентации выдержаны в единой цветовой гамме, но, безусловно, необходимых иллюстраций здесь явно недостает. Кстати, презентации получены из конспектов уроков путем перевода текстовых материалов в среду PowerPoint, и лично у меня сложилось впечатление, что автор еще не успел добавить так здесь необходимый иллюстративный ряд.

Единая коллекция

Перейдем на портал http://school-collection.edu.ru. Понятный интерфейс делает работу удобной и быстрой. В каталоге необходимо выбрать предмет и класс. По запросу «Информатика и ИКТ» и указанию класса (например, 8) появляются: Наборы Цифровых Образовательных ресурсов, Инновационные учебные материалы, Инструменты учебной деятельности, Электронные издания, Коллекции (Каталог «Для ученика»), а также: Оглавления учебников, Поурочные планирования, Методические рекомендации, Инновационные учебные материалы, Инструменты учебной деятельности, Электронные издания, Коллекции (Каталог «Для учителя»).

Наибольший интерес здесь представляют «Инновационные материалы». В частности, для 8-го класса предложен следующий ассортимент: демонстрационных материалов – 1, методических материалов – 1, материалов по теме «Информация и информационные процессы» – 137, материалов по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» – 91. Все материалы по двум предыдущим разделам представлены либо в виде анимации (flash), либо в виде теста (html). Фрагменты достаточно коротки по времени (не больше двух минут), удобно читаются и просматриваются. Эти ресурсы можно порекомендовать к использованию на уроке как на этапе введения новой темы, так и на этапах закрепления и повторения пройденного материала.

Вместо заключения

Просмотрев немало цифровых ресурсов и анализируя некоторые из них, можно прийти к выводу: коллекции ЦОР – весьма нужный и полезный источник. Однако разработчики ресурсов и администрация порталов должны представлять себе, что с ресурсами нужно будет работать, применять их на уроках, соответственно нужно более разумно и качественно подходить к вопросам как разработки, так и размещения материалов в коллекциях, чтобы пользователям не было мучительно жаль иногда напрасно потраченного времени.

Ольга ЩЕРБАКОВА, заместитель директора по информатизации школы №1908, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте