В условиях, когда человечество вступило в атомный, космический, информационный и век наукоемких технологий производств, дальнейший прогресс общества начинается с интеллектуального повышения всего населения, решаемого общеобразовательной школой. Теперь конкуренция между государствами напрямую стала зависеть от качества работы педагогов. Еще в 50-е годы США признали, что Россия выиграла соревнование в космосе за школьной партой, а в нынешние дни школа стала явным стратегическим резервом сохранения Российского государства. Весь мир признал, что лидирующей нацией ХХI века будет та, которая создаст наиболее эффективную систему образования. Над этим нам и надо работать.
Российское педагогическое сообщество обладает громадным интеллектуальным потенциалом, но нужен более строгий критический анализ наших серьезных недостатков и успехов. Мы привыкли считать наше образование одним из лучших в мире и тем самым усыпили бдительность – проглядели давно назревшую необходимость и возможность улучшить здоровье и повысить качество обучения всех учеников массовой школы в 2-3 раза без особых финансовых затрат.
Уже полвека в школе существует практический опыт учителей-новаторов, обеспечивающий всех – или почти всех – детей отличными знаниями и улучшенным здоровьем. Но этот опыт не признан кабинетными педагогами. А существующие подходы к обучению в школе взращивают у ребят целый букет пороков: безделье, лень, халатность, праздность, недисциплинированность, нежелание учиться, что рождает массовую посредственную успеваемость. Всегда эти пороки объяснялись бездарностью детей, и потому единицы, двойки и тройки считались непременными спутниками школьной жизни. Первым из педагогов, кто низкое качество знаний учеников объяснил негодными методами школьного обучения, был В.А.Сухомлинский. Но, находясь под вековым прессом традиционной схемы проведения урока, в которой, как всегда, считалось, предусмотрено все необходимое для успешного его проведения, он не смог устранить недостатки в существующей практике обучения. «Все наши замыслы и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», – говорил великий педагог.
До сих пор 90% учителей продолжают пользоваться все той же многократно раскритикованной схемой. Обычно на первые два этапа уходит полурока и более. В то время как идет опрос одного ученика, весь класс учится безделью. После этого у учителя не остается времени, чтобы обстоятельно изложить и закрепить новый материал. В итоге вслед за ним не успевают и ученики. Результат – перегрузка, двойки, тройки, нежелание учиться. Это коренное зло нынешней школы. Даже при затянувшихся опросах, учитель за учебную четверть успевает опросить каждого ребенка в среднем 3-4 раза. А ведь если семья воспитала ученика прилежным и исполнительным и он добросовестно готовится к каждому уроку, а его не спрашивают по 2-3 недели, это рождает мысль, что он зря старается. В конечном счете создается практика: если ученика спрашивали, то теперь две недели он может не учить уроки, а значит, разрушается система обучения. Так, воспитывается халатность и лень. По данным социологических исследований только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту теряют время, 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% работают систематически. Но системе образования свои недоработки легче всего свалить на детей, вместо того чтобы помочь педагогам овладеть эффективными методами обучения. Учителя-новаторы считают: поскольку способности у детей разные, то и методы их обучения должны быть разными. Только тогда в нашу жизнь может влиться огромная армия потенциальных талантов, что станет большим стимулом для развития государства и важнейшим резервом укрепления его могущества. Важно отметить, что это не досужие мнения кабинетных работников, а то, что уже достигнуто и десятилетиями осуществляется на практике отдельными энтузиастами.
Многие школы западных стран, прежде всего в США, давно компьютеризованы, имеют 12-летний срок обучения, тестирование прочно проникло во все поры школьной жизни. Но по уровню знаний учащихся, особенно по математике, американские школьники не входят даже в десятку лидирующих стран. Этот факт говорит о том, что в обучении решающее значение имеют прогрессивные педагогические технологии, а не техническое оснащение и количество уроков. Именно это убедительно подтверждает практика учителей-новаторов.
В свое время на выпускные экзамены по математике за среднюю школу у учеников В.Ф.Шаталова в Донецк прибыло две комиссии – московская и киевская, которые не доверяли друг другу. Из 33 учеников они поставили 28 пятерок, 4 четверки и одну тройку. И это еще не все! Несмотря на общий стон о перегруженности программ и учебников, Шаталов еженедельно в течение трех лет отдавал два своих «лишних» урока на проведение физкультурных занятий на воздухе, благодаря чему, по признанию врачей, все его воспитанники закончили школу здоровыми. Следовательно, перегрузки не было. Все выпускники Шаталова поступили в вузы и закончили их. Аналогичные результаты были и у других учителей-новаторов. Почему же мы до сих пор работаем по старинке, а этот ценнейший опыт остался достоянием немногих? Основным мотивом педагогических центров против распространения опыта новаторов было утверждение, что это сугубо личный опыт учителя и он не может тиражироваться. Это ложный мотив. Новаторский опыт касается рационального использования времени урока и применения эффективных методов обучения, что является должностной обязанностью каждого педагога. И он доступен каждому!
Конечно, у каждого учителя имеются личные особенности, но все новаторы соблюдают три основных требования.
1. Учебные занятия начинаются не с изучения нового программного материала, как это принято, а от того уровня, который прочно знают все ученики класса. И когда всех подготовят к восприятию нового материала, тогда и приступают к программному заданию.
2. На изучение нового материала отводится не часть урока, как это общепринято, а все 45 минут урока. Причем в работу по освоению учебного материала с первой до последней минуты включаются учитель и все ученики. При этом объем материала на урок берется такой, чтобы все могли усвоить его на «хорошо» и «отлично».
3. Контроль за уровнем усвоения материала каждым учеником производится не завтра или послезавтра, а на каждом уроке с помощью краткой контрольной работы на 8-10 минут в конце урока.
Соблюдение этих положений обеспечивает каждого ученика хорошими и отличными знаниями. Но самое главное, все это вполне доступно любому учителю!
Психологи доказали, что человек успешно может делать только одно дело. Поэтому когда учитель-новатор ведет объяснение нового материала, то все дети только слушают объяснение и смотрят на доску, как он, например, при решении задачи ведет записи, а сами никаких записей не ведут. Важным открытием практики обучения учителей-новаторов является то, что изучаемый материал доступен для всех детей, но поскольку быстрота усвоения у учеников разная, то оказывается, что при первом пояснении материала только треть ребят успевает его усвоить. При повторном же изложении нового материала учителем еще треть класса успевает усвоить излагаемое, а при третьем «доходит» практически до всех. Поэтому изложение нового материала учителя-новаторы осуществляют при его трехкратном повторении.
Лично я никогда не значился в числе учителей-новаторов, но все полезное из их опыта использовал в своей работе, что позволяло мне добиваться превосходных учебных результатов. Поэтому я считаю, что учителя-новаторы своими методами сделали планетарное открытие в педагогике, раскрепостив разум и способности детей, что создало реальные возможности для повышения интеллектуального уровня всего населения и нового прогресса общества. Педагогическое открытие учителей-новаторов по своей значимости для общества превосходит значение овладения атомной энергией и любого другого открытия.
Но почему же подавляющее большинство школ продолжает работать по старинке, достигая лишь незначительных результатов?..
Василий СОВАЙЛЕНКО, учитель математики средней школы №5, Новочеркасск
Комментарии