search
main
0

«Вернись на родину, душа!». Электронное пособие по творчеству И.А.Бунина

Для учеников 5-11-х классов, всех, кого интересует русская поэзия.

Цели1. Воздействовать на эмоциональную составляющую личности ученика.2. Развивать образное мышление.3. Повышать мотивацию к изучению русской поэзии.4. Формировать внимательного, грамотного читателя, патриота. Данное электронное пособие – набор клипов на программные стихотворения И.А.Бунина и управляющая оболочка, соединенные в исполняемый файл с библиотекой. Оболочка предоставляет пользователю удобный доступ к необходимым для урока клипам, пазлам и тестам. Клипы ориентированы прежде всего на эмоциональное воздействие и ассоциативное, образное мышление, воспитание грамотного, вдумчивого читателя, что соответствует целям и задачам, отраженным во ФГОС второго поколения. Концепция Нынешнее поколение школьников энергичное, активное, но с особым, «клиповым» восприятием жизни. И от нас, педагогов, зависит, чем напитать, наполнить этот видеоряд. Несколько лет назад ученик 9-го класса задал вопрос: «А зачем мы учим стихи? Нам ведь это в жизни не пригодится». В его голосе не прозвучало какой-либо агрессии, издевки, но реплика очень точно отразила проблемы современного гуманитарного образования: как преподавать литературу в сложившихся условиях? Важно признать факт: проводить уроки только в традиционной форме нельзя. Нужны иные приемы и методы подачи учебного материала. Как же направить энергию молодых ребят в позитивное, полезное русло? Говорить с подростками необходимо доступным, понятным для них, но ни в коем случае не примитивным языком. Психологи утверждают, что главное на уроке – старт, эмоциональное начало. Перефразируя слова капитана Врунгеля, скажем: «Как урок начнете, с таким успехом он и пройдет».Помогают решить означенные проблемы информационные технологии. Сейчас, конечно, никого не удивишь их применением в учебном процессе. Но ведь важен не сам факт использования ЭОР, а то, что продукт представляет по сути: оригинальность цветового решения, эстетичность, полезность, логичность. Если говорить о воплощении идеи применительно к урокам гуманитарного цикла, то совершенно очевидно, что при использовании мультимедийного приложения (клипа) на занятии максимально должны быть задействованы все возможные способы влияния на эмоциональную составляющую личности ученика: зрительное восприятие (качественный визуальный ряд), звуковое наполнение, поскольку урок литературы – прежде всего урок чувствования, сопереживания. Любая картинка, использованная на уроке, должна нести смысловую нагрузку, работать. Не секрет, что наши дети слышат очень мало хорошей музыки, поэтому на уроках должны быть максимально использованы аудиоматериалы. Когда видишь ребенка в наушниках, с сотовым телефоном в руках, по-настоящему опасаешься за его здоровье: ведь не Чайковского слушает он на перемене! Но трудно мгновенно научить восприятию классической музыки, лучше это делать поэтапно, ненавязчиво, постепенно, опираясь на зрительный образ. При создании собственных цифровых ресурсов ребята просят оказать помощь именно в подборе музыкального материала: к ним уже пришло осознание важности этого компонента.В начале занятия школьникам предлагается посмотреть и оценить учебный фильм, клип на стихотворение.Замечательно, если ролик вызовет дискуссию: ребят нужно провоцировать. Каким образом? Подобрать аудиозапись с необычной подачей стихотворения актером и поинтересоваться у ребят, как бы прочли они; можно спросить, что учащиеся изменили бы в видеоряде и по какой причине.В ряде случаев ролик можно показать после анализа стихотворения.Заметим, что все ролики можно использовать в качестве тренажера для заучивания стихотворения наизусть. Пазлы, включенные в пособие, призваны разнообразить урок: ребенок, собирая мозаику, не только играет, он учится! Для большей эффективности можно дать такое задание на дом.ЭОР прошли успешную апробацию в школах Москвы и Пермского края, это быликлассы различного уровняи степени подготовленности к восприятию учебного материала. Опираясь на эти клипы, учителя, школьники осваивают различные программы и создают свои наборы электронных образовательных ресурсов. Возрастает роль учителя как посредника между учеником и компьютером. Нельзя сказать ребенку: «Создавай! Делай!» Ему нужен пример – качественный, обдуманный, сделанный с душой проект. Следовательно, творческий процесс можно представить в виде следующей схемы:Затем совместное формулирование критериев оценки, представление и защита своей работы (для учащихся).Апробация новых программ – захватывающий и интересный процесс. Творчески работающий учитель никогда не остановится на достигнутом, а будет двигаться дальше, увлекая в этот путь своих учеников. Тогда любой урок станет насыщенным и разнообразным.Прим. ред. Электронное пособие опубликовано на сайте «Учительской газеты»: http://old.ug.ru/method_article/923.

Любовь СОСНИНА, учитель русского языка и литературы Чекменевской основной школы Нытвенского района Пермского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте