Бернард Шоу сказал, что единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Московская школа взяла курс на практическую и метапредметную траекторию. Задачи, которые решаются по одной из ведущих компетенций, – это понимание коммуникативной цели текста, фиксация информации в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа, определение основной мысли текста, дифференциация главной и второстепенной информации, известной и неизвестной, выделение информации через иллюстрирующие языковые факты. В своей практике учителя школы №2089 используют такой прием, как «Верите ли вы, что…». Формируемые умения – это умения связывать разрозненные факты в единую картину. Обучающимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды – до знакомства с текстом и после знакомства с ним. Данный прием позволяет углубить знания на основе детального анализа текста. При работе с текстом по экономической географии учителя предлагают задания, включающие вопросы метапредметного характера: «Что обозначает ТЭС, ГЭС, Кузбасс?», «Что еще, кроме ископаемого твердого топлива, называют словом «уголь»?», «Объясните значение слов «энергия» и «энергетика», значение словосочетания «у этого человека сильная энергетика». Рассматривая форму множественного числа слова «сланцы», уточняет, что это слово стало также названием резиновой пляжной обуви. Метапредметная работа с текстом позволяет повышать интерес к познавательной литературе. Задача современного учителя – создать условия обучения, при которых школьники испытывали бы потребность в обогащении словарного запаса. Технология продуктивного чтения позволяет поработать с текстом на разных этапах восприятия: до чтения – просмотровое чтение и работа по нахождению информации при помощи изучения иллюстраций создают мотив для чтения; во время чтения текста – изучающее чтение, в том числе вычитывающее чтение; после чтения – рефлексивное чтение. Результатом применения данной технологии являются понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. На уроках литературы чаще использовать философские рассуждения при написании сочинений, выражении своей точки зрения, основанной на жизненном опыте учащихся. Использовать дополнительные индивидуальные задания с успешными учащимися по предмету. Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного.
Учителя школы №2089 в рамках проекта «Готов к учебе, жизни и труду» разработали серию конвергентных уроков, которые включают в себя интеграцию знаний по информатике, истории, биологии и английскому языку. Уроки с элементами поисково-исследовательской деятельности позволяют не только объединить знания из разных школьных предметов в цельную картину научного познания, но и эффективно использовать ресурсы нашего города.
Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения станет неоспоримой. А это позволит в свою очередь обучающимся работать в совместной деятельности с информацией при решении учебно-практических задач.

Галина КОЛЕСНИКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №2089