search
main
0

Верили, что отличная учеба приближает Победу. ​Дети войны

«Самым страшным человеком стал почтальон. Все старались заглянуть ему в глаза, угадать, с какой вестью он пришел» – так описывает свои воспоминания о жизни в годы Великой Отечественной войны учитель математики казанского лицея №131 Вера Пшенько. Когда началась война, ей было 13… Сейчас Вере Петровне 91 год. Она более 50 лет проработала в школе и вознаграждена искренней любовью учеников, среди которых немало известных в республике людей.

– Во время войны наша семья жила в селе Ясашная Ташла Ульяновской области, – рассказывает Вера Петровна. – В первый год трудности не ощущались: еще оставались запасы продуктов, летом 1941 года сняли хороший урожай. Фронт был далеко, и мы жили надеждой, что война скоро закончится. Все мужское население было на фронте. Остались старики, дети, женщины, на плечи которых легли все тяготы тыловой жизни. Начали приходить первые похоронки… Самым страшным человеком стал почтальон. Все старались заглянуть ему в глаза, угадать, с какой вестью он пришел. Первые письма с фронта тоже были тревожными, наша армия отступала…Но занятия в школе не прекратились. Обслуживание школы полностью легло на плечи учеников и учителей. Старшеклассникам поручали заготавливать дрова для отопления. Половину здания занимал госпиталь, где лежали раненые. Мы должны были отапливать эту часть школы в первую очередь. Через день ученики и учителя, встав в пять часов утра, шли с тележками и пилами в лес, где была делянка. Пилили деревья, затем дробили их на чурки и везли в школу.Не было случая, чтобы уроки были не выучены. По всей школе висели плакаты «Отличная учеба приближает Победу!». Мы в это свято верили и старались учиться только на «хорошо» и «отлично». По радио и из газет узнавали о детях, отправившихся на войну. С восторгом читали об их подвигах, мальчишки мечтали сбежать на фронт бить фашистов…Особенно трудно было зимой. Нужна была удобная, легкая и теплая обувь. Такой обувью стали лапти. Их вязали старики-односельчане, которые имели большой опыт еще с дореволюционного времени.В школе регулярно проводились пионерские и комсомольские собрания, где решались вопросы помощи фронту, обсуждались фронтовые сводки. Каждое сообщение о продвижении наших войск встречалось с большим воодушевлением. Все научились вязать носки и варежки с двумя пальцами, шить кисеты. Собирали посылки и отправляли на фронт. В посылки вкладывали письма бойцам с пожеланиями скорейшей победы.Сохранились и воспоминания о военнопленных. Неподалеку от деревни находился лагерь для них. Пленные свободно ходили по селу, и, что удивительно, у народа не было никакой злобы по отношению к ним. Мы их подкармливали, чем могли, а они помогали нам в заготовке дров для школы.Мой отец во время войны 1914 года попал в плен, работал на ферме у немца. Папа был молод, хорош собой, у фермера была дочка… Они поженились, в 1919 году у отца родился сын Лезик. Вернувшись в 1921 году на родину, отец всегда вспоминал о сыне. Мы знали об этом, и мне казалось, что среди военнопленных я могу найти своего брата. Так оно и вышло, правда, гораздо позже в Астрахани, но это уже совсем другая история.Подготовила Наталья ВАСЮХИНА, заместитель председателя Профсоюзной организации работников образования Вахитовского и Приволжского районов Казани

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте