search
main
0

Вера в Windows . Русский язык на дискете

Компьютеризация в Ярославле – это не только два-три сайта в час, пять-шесть выстрелов в секунду, но и рождение нового электронного учителя, который в процедуре проверки знаний в десятки раз эффективнее живого человека. Да и размеры у виртуального педагога крохотные – 1/7 трехдюймовой дискетки.

Компьютерная судьба Ярославля началась в 1986 году с двух Вер. Методист Института повышения квалификации, ныне Институт развития образования, Вера Михайловна Ермакова рассказывала в педагогическом институте преподавателям и студентам о новой эре, новом мышлении – о компьютерах. Лучше всего ее услышала и поняла другая Вера – методист ИПК Вера Андреевна Паршина. И вера в компьютерное будущее объединила аса информатики и мастера лингвистики. Они стали работать вместе, создавая школьные программы по русскому языку. К 1993-1994 годам в пятнадцати регионах страны уже пользовались ярославскими программами, а Вера Паршина уже задумывала новый грандиозный проект. Специалисты мысленно крутили пальцем у виска, когда узнавали, какие компьютерные возможности будет требовать программа.

486 процессор, 8 мегабайт оперативной памяти, разрешение экрана 600х800 и операционная среда Windows (правда, 3.1). По тем временам, когда весь мир ЭВМ писал программы под DOS, поставить в фундамент компьютерной программы только Windows было весьма смелым решением. А уж системные требования к компьютеру позволяли бы поставить на него еще не вступивший на царство Windows-95. Руководитель проекта, методист центра информационных технологий Института повышения квалификации педагогов Николай Потехин словно смотрел в окно будущего и видел там монополию новых операционных систем. Два программиста Евгений Очкасов и Александр Решетняк воплощали в программы лингвистические идеи Паршиной. Вере Андреевне приходилось отсматривать множество компьютерных программ, в том числе и обучающего плана, чтобы понять, каких ошибок необходимо избегать при работе над «Лингвистом», какой интерфейс наиболее удобен для преподавателей и студентов. Что же касается русского языка, то Вера Паршина была непререкаемым авторитетом для большинства филологов Ярославля. Через полтора года работы «Лингвист» попал сразу с корабля на экзаменационный бал. Девятнадцать выпускников филфака выявили желание сдавать государственный экзамен по русскому языку на компьютере.

Программа состоит из двух частей. Первая в принципе обычный вопросник с вариантами ответов типа «какой частью речи является слово «напротив», «какое слово имеет нулевое окончание». Зато вторая часть, где рассматриваются синтаксис и морфология, от первой отличается, как Windows 3.11 от 95. Она полностью рассчитана на работу с «мышкой». Чтобы поставить запятую, нужно щелкнуть по квадратику с ее изображением и перенести знак препинания в нужное место. В «Лингвисте» впервые было применено выделение текста цветом. И самое главное, все было максимально приближено к боевым условиям. Обычно программы типа вопрос-ответ грешат тем, что в третьем вопросе содержится подсказка ко второму и экзаменующийся может догадаться о правильном ответе. В программе, разработанной Паршиной, если ты назвал «вкусный» глаголом, то тебе предложат схему разбора глагола. В общем, одна ошибка породит цепочку неправильностей во всем тесте.

Еще один плюс информационных технологий в экономии времени. Если раньше студенты тратили на билет два часа, то на компьютере – двадцать, максимум сорок минут. После нажимаешь кнопку «проверить» и через пару секунд получаешь результат с указанными ошибками и оценкой. До «Лингвиста» преподаватель проверял студенческие работы неделю или две, и подопечные уже забывали, что они там писали. А здесь быстрый ответ дает возможность исправить в уме свои ошибки по горячим следам. Подкупает и то, что проверяет тебя компьютер: он не пожурит, не отправит на пересдачу, зато даст стимул к самоусовершенствованию.

Вообще-то «Лингвист» разрабатывался для высшей школы, для аттестации преподавателей русского языка и их самоконтроля. Но программа так понравилась студентам, что экзамены по родному языку они предпочитали сдавать по ней. Два года назад Вера Андреевна умерла, и больше в вузах «Лингвист» не применялся. Лишь иногда студенты и их преподаватели заходят в Институт повышения квалификации проверить свои знания. Но даже если «Лингвисту» суждено быть навечно похороненным в недрах Института развития образования, то он уже не зря жил, поскольку вслед за ним на мониторы вышел «Лингвист-конструктор». Здесь преподаватель уже может задавать собственные примеры, отключать некоторые опции проверки, что позволяет использовать программу не только в вузах, но и в школах. Причем подходит она как для первоклашек, так и для десятиклассников: достаточно только подобрать соответствующий уровень сложности. Сейчас «Лингвист-конструктор» проходит испытания в школе № 58 и гимназии № 2 города Ярославля.

Размер «Лингвиста-конструктора» по современным меркам смешной – 273 килобайта. Даже если добавить к нему восемьсоткилобайтовый «Лингвист», то на дискетке еще останется место. Это вам не энциклопедия в четырех компакт-дисках. Институт повышения квалификации планирует продавать эти программы школам, при этом особенно не опасаясь «пиратских» копий. Пусть даже школьник перепишет программу и унесет ее домой. От этого образовательное учреждение ничего не потеряет, а вот ученик только приобретет.

Институт развития образования не ставит перед собой задачи коммерческого обогащения с помощью «Лингвиста-конструктора». Главное все-таки, чтобы программа дошла до школ и помогла учителям в работе. Правда, коммерсанты из Сибири хотели «раскрутить» «Лингвиста» в своем регионе, но институт не пошел им навстречу: уж больно предложение отдавало большим бизнесом, и как бы чего не вышло. Зато Москва проявила интерес к «лингвистам» и решила включить их в образовательный компакт с обучающими и проверяющими программами других регионов России. Сейчас ведется работа над новой версией «Лингвиста» с возможностями «Лингвиста-конструктора», который будет рассчитан на проверку конкретного класса школы. Если все это удалось сделать преподавателям старой закалки, то что же сумеет совершить молодежь, которая компьютер воспринимает чуть ли не как бытовой прибор первой необходимости.

Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте