search
main
0

Вера в лучшие возможности ребенка

Дорогие друзья! Сегодня в нашу копилку родительских и педагогических инсайтов я предложу бережно сложить еще один, удивительный и вдохновляющий. Сначала вы будете питать его собственной энергией, а затем удивитесь, как ваш вклад начнет проявлять себя на базе посеянных вами зерен веры в лучшее. Это будет по-настоящему такой лучезарный и согревающий инсайт, который практически завершает мою последнюю книгу. Я — Паата Амонашвили, и мы с вами уже на девятой главе моей книги «Родительский инсайт: ребенок тоже человек».

          «Родительский инсайт: ребенок тоже человек». Девятая глава. Вера в лучшие возможности ребенка.

Современные психологи утверждают, что значительная часть нашей жизни проходит в воображаемой реальности. Мы постоянно возвращаемся мыслями к прошедшим событиям, хотя их больше не существует. То, что мы помним о прошлом, — это не сама реальность, а ее переработка нашим воображением. Наш разум берет образы из прошлого, пропускает их через фильтр эмоций и опыта, создавая некую новую интерпретацию того, что было. Неслучайно двое людей могут рассказать одну и ту же историю совершенно по-разному — каждый добавляет в нее свой оттенок воображения.

Точно так же происходит, когда мы думаем о будущем. Мы рисуем в голове сценарии того, что может случиться, но эти образы — плод нашего воображения. Будущее еще не настало, а значит, оно существует лишь в виде наших мыслей и предположений.

Когда мы думаем о наших детях, мы также живем в мире воображаемых ожиданий и страхов.Мы представляем их будущее — иногда с тревогой, иногда с надеждой. Например, видя, что трехлетний малыш еще не говорит достаточно ясно, родители могут начать беспокоиться: «А что, если он никогда не научится полноценно разговаривать?» Эти страхи — естественная реакция на неизвестность, но они все равно являются лишь гипотезами.

С другой стороны, родитель может увидеть ребенка, который пока только делает первые шаги в мышлении и логике, и вообразить, что однажды он станет великим ученым, открывающим законы Вселенной. То, что рисует воображение, оказывает мощное влияние на настоящее и напрямую определяет наши отношения с ребенком сегодня. Если мы представляем себе будущее с тревогой и сомнениями, то невольно передаем ребенку чувство неуверенности и недоверия. Однако, если мы видим в ребенке потенциал, воображаем его успешным, счастливым и талантливым, это создает атмосферу веры и поддержки. Ребенок чувствует, что ему доверяют, и начинает видеть в себе те качества, которые мы в нем замечаем. Воображение — это мощный воспитательный инструмент. Вера в лучшее помогает ребенку раскрыться и вырасти уверенным в себе. На этом строятся и наши отношения с ним.

Педагогическая классика призывает к тому, чтобы представлять лучшее будущее ребенка. 

Марк Фабий Квинтилиан начинает свое сочинение так: «Отец, коль скоро родился у тебя сын, возымей о нем самую добрую надежду».

Ян Амос Коменский вспоминал, что мудрец Меланхтон обращался к своим ученикам подросткам как к наиумнейшим, наиславнейшим, наимудрейшим профессорам, префектам, судьям, секретарям и утверждал: «Как я их приведу к великому будущему, если не увижу это будущее?!»

Рассказывают, что вера матери Томаса Эдисона сделала его великим изобретателем. Когда учителя отказались обучать ребенка, считая его умственно отсталым, она не сомневалась в его гениальности и занялась обучением сына самостоятельно дома. Он вырос, и его настойчивость поражала. Он говорил, что, изобретая лампочку, он не потерпел поражения, просто нашел десять тысяч способов, которые не работают.

Опыт отца:

«Моему сыну сейчас 14 лет. Подростковый возраст — это тот еще квест и для детей, и для родителей. Я помню себя в его возрасте: бунт на каждом шагу, никаких компромиссов и непоколебимая уверенность в том, что взрослые ничего не понимают. Если бы меня можно было наградить за самую сложную подростковую личность, то это была бы моя победа.

К счастью, мой сын оказался совсем не таким, как я. Но не потому, что ему это просто досталось от природы. Всё изменилось однажды, когда я случайно осознал, как сильно наше воображение влияет на отношения с детьми.

Когда моему сыну было 6 или 7 лет, у меня начали появляться сомнения. Он не выделялся ни особым умом, ни красноречием, и учителя тоже не ожидали от него больших достижений. Словом, ничто не указывало на то, что я воспитываю будущего гения. 

На одной встрече с моими друзьями один из них сказал:

— Бóльшая часть нашей жизни проходит в нашем воображении. Мы ответственны за то, что будем воображать: хорошее или плохое. 

Эти слова ударили по мне как молотком. Внезапно я понял: я все это время представлял худшее будущее для своего сына, а ведь мог бы видеть его совсем другим. С того вечера я решил воображать для него самое лучшее будущее. Но не просто мечтать, а обращаться с ним уже сейчас как с человеком, которым я хочу его видеть в будущем. 

В тот же вечер я посмотрел на своего семилетнего сына и увидел в нем нобелевского лауреата. Да-да, именно так: лауреата премии, который уже открыл миру новые законы Вселенной. Тогда я решил пообщаться с ним как с великим ученым. Я подошел и сказал:

— Господин ученый, у вас есть пару минут, чтобы объяснить мне, как устроена жизнь муравьев, которые строят свой мегаполис у нас на заднем дворе? 

Я был готов к тому, что он просто пожмет плечами или скажет „не знаю“. Но он вдруг взял меня за руку и повел к заднему двору. Там он начал увлеченно рассказывать о жизни муравьев, выдумывая на ходу самые невероятные детали. Это было не просто мило — это был момент прозрения для меня. Я понял, что он умеет размышлять, если ему дать возможность.

С тех пор я всегда обращался к нему как ко взрослому. Каждый раз, когда мы разговаривали, я видел в нем человека, у которого есть талант и возможности, а не просто мальчишку с нескладной речью. И знаете что? Это сработало удивительно!

Со временем я заметил, что не только его мышление и речь улучшились, но и наше общение стало глубже. Он чувствовал, что я его ценю, и начал ценить мои слова и мысли в ответ. Он стал понимать, что мои советы и чувства важны для него, потому что я понимал и уважал его эмоции.

Теперь, когда ему уже 14, я вижу, как он отличается от своих сверстников. Он уравновешен и уверен в себе, спокойнее воспринимает конфликты и чаще прислушивается к мнению родителей. Я никогда бы не поверил, что воображение может оказаться таким мощным инструментом в воспитании.

Если честно, я все еще поражен, насколько сильно изменились наши отношения благодаря простой идее: увидеть в ребенке его лучшее будущее и начать жить с ним так, как будто это будущее уже наступило. И знаете что? Этот прием работает не только с детьми, но и со взрослыми. Попробуйте сами — и вы увидите, как изменится ваша прекрасная вторая половина».

Воображение формирует отношение

 На одном из наших тренингов я работал с группой учителей — это были талантливые и преданные своему делу педагоги. В начале встречи я задал им простой вопрос:

— Дорогие коллеги, допускаете ли вы, что в вашем классе сейчас учится будущий министр образования?

Учителя, разумеется, единодушно согласились: «Конечно, такое возможно!» Этот ответ показал, что они допускают возможность великого будущего для своих учеников. Но затем я задал более сложный вопрос:

— А сможете ли вы предсказать, кто именно из ваших учеников станет министром?

Все в один голос ответили:

— Нет, это невозможно.

И это действительно так. Внешний успех и признание в будущем невозможно предугадать по школьным оценкам. 

Исследования показывают, что академический успех не всегда предсказывает будущее благополучие. Показатели успеваемости и поведение в школе не обязательно коррелируют с долгосрочным успехом. Часто не самые академически успешные ученики с проблемным поведением становятся намного успешнее покладистых отличников.

Исходя из этого, я предложил учителям допустить, что каждый ребенок пришел в этот мир с великим предназначением. Наше задание — поверить в это предназначение и представить себе лучшее возможное будущее для каждого ученика.

Все учителя признали, что лучше представить, что в классе учатся выдающиеся ученые, писатели, художники или руководители. 

Затем я задал еще один вопрос:

— Как вы думаете, можно ли поставить двойку будущему министру образования?

Учителя засмеялись:

— Конечно, нет.

— А можно ли вызывать родителей будущего министра и ругать их за поведение ребенка?

Это привело нас к важному выводу: если мы видим в каждом ребенке великого человека и общаемся с ним с позиции уважения к его будущему, мы меняем сам тон общения.

Технология простая — представляем, что ребенок перед нами уже достиг успеха, и общаемся с ним так, как если бы это будущее уже наступило. Так мы отнесемся к ребенку с большим доверием, уважением и терпением. Это меняет самих детей: они чувствуют, что их видят уникальными и ценными личностями, что их успех не измеряется только текущими отметками. Именно вера в потенциал дает детям крылья для роста. 

Такое отношение воспитывает ребенка ответственным и уверенным в себе. Вместо того чтобы загонять детей в рамки оценок и дисциплины, мы создаем пространство, где они могут раскрыть свое предназначение. Воображая лучшее будущее для ребенка, мы творим настоящее, в котором дети чувствуют поддержку и начинают стремиться к своим мечтам.

Позвольте предложить вам к выполнению небольшое задание: вспомнить все родительские инсайты, которыми я, Паата Амонашвили, делился с вами со страниц «Учительской газеты», и выписать их себе на листок. До встречи через месяц!  Также всегда рад вам на своих страничках в соцсетях: Телеграм-канал и ВКонтакте.

С любовью к вам, Паата Амонашвили.

Прочитать предыдущие главы книги Пааты Амонашвили можно в «Учительской газете» по ссылке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте