Новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучают в четвертом классе более 19000 омских школьников. 840 учителей уже прошли переподготовку на базе регионального Института развития образования. Новый курс организован так, что школьники, выбравшие для изучения один из шести модулей, получат общие представления и о содержании всех других. Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках «разномодульные» учащиеся будут работать вместе.
Омский Департамент образования пригласил журналистов на открытый урок по основам светской этики – такой модуль выбрали для себя ученики и родители гимназии №69. Урок проводила учитель высшей категории Наталья Николаевна Глазова, лауреат областного конкурса «Учитель года-2009». Урок прошел живо, все дети были вовлечены в процесс изучения непростых проблем: у людей разная религия, но все они живут в России; весь мир разделен на мир материальный и мир духовный. С помощью учителя десятилетние дети продирались сквозь дебри учебника. Рассуждали о сложных понятиях «идеалы», «духовные ценности», говорили о том, почему они любят и гордятся Родиной. Правда, даже у человека с университетским образованием периодически ускользает идеологическая основа, на которой построен курс. – Цель этого курса – сформировать у детей осознанную мотивацию к нравственному поведению. Может быть, это звучит формально, но я искренне убеждена: через познание основ культуры и традиций разных народов можно сформировать у ребенка понимание, что он живет в поликультурном, поликонфессиональном мире, мире, который разнообразен. В нем нужно жить, понимать его и принимать, – разъясняет Наталья Глазова.Учителям, хоть и подготовленным, придется тяжело. Например, учебник «Основы светской этики», изданный под редакцией руководителя центра «Стандарты» Л.И.Льняной, написан тяжелым, скучным языком, откровенно морализаторским. Вероятно, эту ситуацию можно исправить. Как рассказали в Министерстве образования Омской области, преподавание в большинстве школ будет вестись по учебникам издательства «Просвещение», подготовившего отдельные книги для каждого из шести модулей. Их составителями стали историки, педагоги и представители разных конфессий. Закупкой их комплектов для учеников занимается Министерство образования.А родители до сих пор задают вопросы: можно ли отказаться от курса? Иван М., предприниматель: «Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребенок, будучи уже взрослым, сам пришел к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще». Елена И., домохозяйка: «Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман»Гульнара П., менеджер: «В нашей семье разное вероисповедание. Я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на проспекте. Для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими». Родители проголосовали за новый предмет действием: почти половина омских школьников – 8509 – отказались изучать модули, связанные с религиями, и выбрали основы светской этики. Основы всех мировых религиозных культур изучают 4855 четвероклассников, православие выбрали и того меньше – 23 процента учеников (4784 человека), ислам – 748 школьников, буддизм – 66, иудаизм – всего 9 человек.Представителей Омско-Тарской епархии взволновал низкий процент выбравших основы православной культуры. Тем более что церковь готовилась к введению предмета с начала 2000-х годов – уже тогда началась работа с педагогами. Протоиерей Дмитрий Олихов отметил, что этот показатель ниже общероссийского, хотя крещеных в Омске и области около 70 процентов. Цифра изучающих православную культуру, по его словам, могла быть выше, если бы родители уделяли большее внимание религиозному образованию своих детей. Но… – Родители пугаются слова «религиозный». Может быть, кому-то кажется, что мы хотим всех привести в церковь, охристианизировать. Хотя сам предмет ОПК в рамках ОРКСЭ от начала до конца культурологический. Мы знакомим детей с православной культурой, а не учим их молиться. Преподает светский педагог, а не священнослужитель. Предмет ведет не к конфликту, а к интересу к своей культуре.При этом курс истории мировых религий отец Дмитрий называет «концептуально самым неудачным» и «неуместным» для начальной школы. А преподавание светской этики, по словам Дмитрия Олихова, будет в большей степени зависеть от личности конкретного преподавателя. Епархия готова и дальше работать с учителями, чтобы углубить их знания по православию. Кроме того, есть предложение готовить педагогов для ОРКСЭ на факультете теологии и мировых культур Омского государственного университета. Представители других конфессий, впрочем, энтузиазма по поводу введения нового предмета не высказывают. Муфтий Сибирской соборной мечети Зулькарнай Шакирзянов назвал преподавание православия в частности и основ религии в целом в младших классах насилием над ребенком. По мнению протоиерея Дмитрия Олихова, на выбор родителей повлияло то, что в некоторых школах недостаточно педагогов, поэтому родители жалеют учителей и выбирают самый массовый модуль. А в других школах ученикам и вовсе не дали выбора и стали преподавать исключительно модуль «Светская этика». Но Татьяна Дернова, заместитель министра образования Омской области, обещает, что проблема с учителями будет вскоре решена. Все модули в школе должен вести один и тот же педагог, которому отводится на предмет 3 учебных часа в неделю вне зависимости от количества выбранных модулей. И хотя и дети, и педагоги отзываются о новом предмете хорошо, тем более что на фоне того, что за него не ставят оценок и не дают домашних заданий, забылось, за счет каких часов – русского или истории – он введен, упорное желание православной церкви сделать акцент на свой модуль настораживает. Может быть, прав Александр Рахно, учитель истории и обществознания Петропавловской школы Муромцевского района Омской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2004», отказавшийся вести курс, поскольку, по его мнению, что бы ни говорили про его светскость, он направлен на то, чтобы сделать детей в большинстве своем православными. – Я сам человек православный и за то, чтобы в людях была вера. Но, поставив дело на поток, мы только губим идею. В вопросах воспитания нужно быть чрезвычайно осторожными. Тем более в вопросах воспитания веры. Может быть, надо начать с другого? С пропаганды воскресных школ, куда родители отправляют по выходным детей, чтобы они не болтались по улицам, а слушали мудрых и добрых людей? Нужна совместная работа всего общества – и верующих, и мирян. Да, будут и победы, и неудачи. Но это обычный путь развития, без которого дорога не приведет к храму. Что, кстати, доказывает пример Новосибирской области, которая к эксперименту по преподаванию ОРКСЭ приступила еще в 2010 году, став стажировочной площадкой для сибирских школ. Наталья Попова, директор Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, рассказала, что в школах на родительских собраниях проходило много встреч со священниками, которые объясняли, в чем будет заключаться суть модуля. Тем не менее в этом учебном году из 23500 новосибирских учеников 66 процентов изучают основы религиозных культур и светской этики, 13,3 процента – основы мировых религиозных культур, а основы православной культуры еще меньше, чем в Омской области, – только 20,4 процента.А что думаете вы по поводу курса ОРКСЭ? Ждем ваших комментариев на сайте «УГ» и по адресу rudenkosa@mail.ru Омск – Новосибирск
Комментарии