Сегодня Правительство Москвы на своем заседании должно рассмотреть городскую целевую программу «Развитие образования на 2012-2014-е годы» («Столичное образование»). Этому предшествовало широкое общественное обсуждение проекта этой программы, в котором приняли участие управленцы, педагоги родители, ректоры вузов, студенты, учащиеся, общественные организации, департаменты.
Наступивший учебный год – год запуска столичной программы развития образования до 2016 года. На педагогических советах в ЦАО коллективы обсуждали программу, вносили свои предложения, анализировали состояние окружной системы образования, формировали задачи по реализации программы развития. Дискуссия шла по трем главным темам: – доступность образовательных услуг для детей, включая состояние сети учреждений и их ресурсное обеспечение; – качество услуг, предоставляемое детскими садами и школами; – кадровый состав педагогических работников. Все мы все хорошо понимаем, что такое доступность. Говоря просто, это все то, чем хотел бы заниматься ребенок, будь то профильное или дополнительное образование, и может получить, не выходя за пределы своего учреждения. К сожалению, сегодня, по данным школ, только 52% профилей формируют по запросам учащихся, с учетом мнения родителей и тестирования. По-прежнему 40% школ хотят готовить будущих социологов, экономистов и гуманитариев, в то время как столичный рынок переполнен этими специалистами. У меня был разговор с выпускницей 2006 года: из 75 ребят, ее сверстников, 60 получили в вузах специальности экономистов, юристов, специалистов по связям с общественностью и около 50 из них работают администраторами в сфере услуг, продавцами в автосалонах, магазинах, потому что городу не нужно такое количество работников по выбранным ими специальностям или молодые люди не захотели трудиться по своей профессии. Так, может, для этого достаточно было окончить колледж? Может, и вуз не потребовался бы? Ведь бюджетные деньги потрачены напрасно. Сегодня в школах предлагают только те профили, которые могут. Если в параллели 20-30 детей, организовать многопрофильное обучение не представляется возможным. Чаще всего профиль открывается под хорошего учителя, это неплохо в том случае, когда дети выбирают специальность в соответствии с данным профилем, но так бывает не всегда. Возникает вопрос о необходимости существования учреждений с углубленным изучением предметов. Например, в школах с углубленным изучением иностранных языков при 6-8 часах в учебном плане учащиеся не выбирают иностранный язык или сдают его с результатом не выше, чем ученики общеобразовательных школах. Гуманитарный профиль заявлен в 24% школ ЦАО, но в округе нет ни одного учреждения, где литературу сдавали бы больше трех выпускников. Зачем тогда в учебном плане на ее изучение выделено 5-7 часов? Считаю, что это неэффективное расходование бюджетных средств, потому что результата нет. Планируя организацию профильного обучения, мы мало используем наши ресурсы – психологическую службу округа, МУК №15 «Центр профильного обучения и профориентации», недостаточно работаем с родителями, терпим посредственных учителей. Я считаю недопустимой работу по принципу «не школа для ребенка, а ребенок для школы». За два последних года в школах округа произошел серьезный сдвиг в школьном дополнительном образовании, но развивалась эта система неравномерно. Только 10 школ округа (№№1529, 1500, 1219, 1262, 1270, 1479, 1284, 1840, 345, 627) имеют 10 и более направленностей дополнительного образования, 15 школ – менее трех. По-прежнему лидирует художественно-эстетическое направление, наверное, это неплохо, если есть такой запрос, но мы помним, как на окружном педагогическом совете в августе прошлого года обсуждали самые непопулярные направленности – патриотическое, эколого-биологическое, безопасность жизни: 6% детей было охвачено этими направлениями, а теперь только 3%! Тогда чем же занимаются наши мальчишки? Остается только спорт, с которым, к счастью, у нас все в порядке. Думаю, в ближайшее время мы должны как важную государственную задачу выделить профилактику экстремизма и ксенофобии, а для этого увеличить охват учащихся различными направлениями дополнительного образования. В оценке развития услуг дополнительного образования выделяется еще одна позиция: сегодня школа считает свои деньги, в том числе и на осуществление дополнительного образования. В этих условиях потребность школы воспользоваться огромными возможностями учреждений дополнительного образования, которые в состоянии закрыть этот блок, будет возрастать. Я считаю, что руководители учреждений дополнительного образования должны решить задачу своевременного и качественного реагирования на социальный заказ школ, максимально открывать свои объединения под те направления, которые запрашивают дети и родители. В своем выступлении на Всероссийском педагогическом собрании премьер-министр Владимир Путин сказал: «Наша приоритетная задача – сделать так, чтобы дети могли учиться в обычных образовательных учреждениях, не чувствуя себя с юных лет оторванными, изолированными от общества. В конечном счете отношение к людям с ограниченными возможностями – это показатель цивилизованности любой страны». Среди результатов московской программы развития есть такой: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к качественным услугам общего образования. Это означает, что к 2016 году любое учреждение будет принимать ребенка с любым медицинским статусом. Мы работаем в этом направлении, а в новом учебном году выделили для себя две задачи: – достраивание инклюзивной вертикали, включение в нее учреждений начального и среднего профессионального образования (1 сентября уже в 7-й класс пришли наши инклюзивные дети) и построение их образовательной траектории – важнейший вопрос для совместной работы семьи, школы и профессионального образования; – обеспечение качественных услуг по информированию населения округа о возможностях коррекционного и инклюзивного образования, изучение потребностей семей. Нам необходимо развернуть работы по наполнению портала материалами о географии инклюзивных учреждений, образовательными программами, практическими советами, организовать форум для родителей. Инклюзивная школа не тип и вид учреждения, это условие организации учебного процесса. Ничто не мешает школе с повышенным уровнем открывать инклюзивные классы наряду с гимназическими и лицейскими. В округе есть такие примеры, но в условиях равного норматива нужно понять, как школы планируют реализовать свои статусы. Сегодня статус не гарантия качества, это скорее бренд, чем результат. Как показывает анализ ЕГЭ, большой разницы в результатах гимназий, лицеев и общеобразовательных учреждений нет. Например, в школах с углубленным изучением немецкого языка, где гуманитарный профиль ведущий, количество сдающих профильный предмет – немецкий язык – невелико, а средний балл – 61, что не позволяет выпускникам обучаться в престижных вузах. Это не результат повышенного уровня. Получается, что образовательная услуга – программа углубленного изучения немецкого языка не востребована, потому что качественно не обеспечена. Высокий средний балл по химии, биологии в основном обеспечивают отдельные учащиеся из школ, где естественно-научного профиля нет. Результат анализа среды оснащенности и учебного оборудования показывает: тридцати пяти школам поставлены цифровые лаборатории «Архимед», необходимые для реализации естественно-научного профиля, вместе с тем школ, заявивших этот профиль, всего 22. Какова же эффективность использования дорогостоящего оборудования при одном часе в неделю на изучение биологии и химии? Ведь оно используется в лучшем случае 5-7 раз в году. Часто такое оборудование директор заказывает под учителя. А если учитель уходит, что станет с оборудованием, которое было заказано? Та же картина с учебниками. Заказ линейки учебников по выбору конкретного учителя приводит к тому, что после его увольнения приходит другой и заказывает другой комплект, в результате школьная библиотека забита учебниками. Школы нынче должны проверить свои библиотеки на предмет наличия в них неиспользованных комплектов. Эффективность расходования бюджетных средств – основная управленческая задача директора. Ни Департамент образования, ни управление, ни дирекция не смогут решить за директора вопрос, как рационально использовать выделенные учреждению средства. Это персональная ответственность руководителя, который сегодня должен стать рачительным хозяином в условиях получения субсидии. В округе усилилась дифференциация школ по качеству и объему предоставляемых образовательных услуг. К сожалению, сегодня в ЦАО есть группа школ с низкими показателями качества. В связи с этим мы разработали и реализовали программу антикризисного управления по трем направлениям: – введение внешнего управления школой; – самостоятельная деятельность учреждения с окружным методическим центром по выходу из кризисной ситуации; – полностью самостоятельная деятельность за счет внутренних ресурсов школы. В результате на конец учебного года все учреждения успешно прошли городской контроль качества знаний в рамках аккредитации и контрольных процедур. К сожалению, продолжает действовать принцип: пока не подтолкнешь руководителя к принятию эффективного решения, ситуация не изменится. По результатам ЕГЭ в 2011 году средний балл по русскому языку, математике, химии, биологии, истории, французскому языку, обществознанию, литературе в ЦАО выше городских показателей. Но по физике, информатике, географии, немецкому, английскому языкам – ниже средних по Москве. Картина по низким баллам не меняется в течение трех лет, хотя мы обсуждали ситуацию на коллегиях и педагогических советах. Это свидетельствует о низком качестве внутришкольного контроля, отсутствии заинтересованности в высоких результатах по причине того (на это указали результаты социологических исследований Московского центра качества), что от 50 до 70% наших учащихся занимаются со своими учителями как репетиторами. В этой связи вызывает недоумение позиция директора – главного организатора учебного процесса. В 2011 году в округе значительно увеличилось количество выпускников, набравших сто баллов, – 139 против 110 в 2010-м. Но при этом увеличилось количество выпускников, не получивших аттестат, – в этом году их 42, в шесть раз больше, чем в 2010. Эти ребята уже могли бы получить достойную, нужную городу профессию в системе профобразования. Часть московской программы развития – стратегия информатизации столичного образования. К ней относятся техническое оснащение, формирование единого информационного пространства, ведение электронного документооборота, использование информационных систем для решения задач управления и предоставления услуг в электронном виде, в том числе населению. Информационные услуги не только информация об истории учреждения, педагогическом составе, это прежде всего сведения, предоставляемые в соответствии с 293-м ФЗ, что особо актуально при проведении процедуры аккредитации. Ключевой вопрос стратегии информатизации – информирование и взаимодействие с родителями. Недопонимание сущности модернизации образования родителей и педагогов связано зачастую с информационным дефицитом, преодоление которого – задача школы. Использование для этих целей электронных образовательных ресурсов – простой и удобный инструмент, но еженедельный мониторинг сайтов учреждений показывает отсутствие какой-либо динамики в наполнении контента. В этом году нам предстоит привести сайты в соответствие с федеральным законодательством и потребностями населения: до декабря 2011 года внедрить электронные журналы и дневники, активизировать работу по созданию открытых информационных пространств педагогов с размещением на них портфолио учителей и учеников, что особо актуально в условиях нового порядка аттестации педагогических кадров. Сегодня средний возраст учителя в Центральном округе составляет 43 года, два года назад эта цифра составляла 46 лет. Руководителей со стажем до пяти лет – 22%, половина управленцев работают на своих должностях менее 10 лет. В этом есть определенные сложности, но это и хорошая перспектива. Самая актуальная задача для всего профессионального сообщества – повышение квалификации и самообразование. Сегодня учитель должен быть проводником идеи – образование в течение всей жизни. Тот, кто не способен и не желает учиться сам, не может учить других. Приоритетный национальный проект «Образование» определил Москву как регион-консультант. Это значит, что каждое образовательное учреждение должно открыть двери для повышения квалификации учителей регионов и городов России. Это и есть столичный стандарт качества образования. Но можем ли мы на самом деле открыть любую школу округа для наших коллег? Для реализации этой идеи появился еще один реальный экономический механизм – рост заработной платы напрямую зависит от качества результата. Средняя заработная плата педагогов по округу составляет около 40 тысяч рублей (для примера: зарплата инженера химического производства сегодня 25-30 тысяч рублей). У нас достойная оплата труда, а станет еще выше. Задача, поставленная Правительством Москвы, – увеличение средней заработной платы по отрасли «образование» до среднего значения по экономике города. Деньги эти в системе есть. Следует лишь внимательно отнестись к школьным штатным расписаниям. Руководители дошкольных учреждений, готовясь к переходу на новые условия бюджетного обеспечения, провели анализ, сколько педагогических работников в детском саду напрямую заняты работой с детьми, то есть выполняют функцию воспитателя. Оказалось, что соотношение педагогических работников, непосредственно занятых с детьми, и других педагогических работников в среднем по округу 50 на 50. В школах пропорция иная (60 на 40), благодаря тому что в прошлом году мы очень активно работали в направлении оптимизации штатных расписаний. Пока еще это соотношение неэффективно, мы будем продолжать двигаться в этом направлении. Мобильность, готовность к изменениям, ИКТ-компетентность, мотивация достижения – такие качества будут продвигать систему образования Центрального округа.
Комментарии