Современная наука к стратегическим ресурсам относит знания, кадры, управление, информацию. Таким образом, образование как общественный институт включает в себя все виды ресурсов и само по себе стало важнейшим стратегическим ресурсом социального развития округа, города в целом.
Оптимальное использование физического, человеческого и организационного капитала – задача, которую округ ставил перед учреждениями в окружных программах развития образования последних лет. Как итог их реализации – каждое образовательное учреждение имеет программу развития. Публичный доклад стал привычной управленческой технологией для части руководителей, способных построить стратегию развития своего учреждения, умеющих работать с населением, понимающих цели и задачи «Нашей новой школы».Ведь смысл образования, по словам писателя-публициста Александра Мелихова, не звезда и не химический элемент, его невозможно открыть в готовом виде, его создаем мы сами. И другого судьи считать его достаточным, кроме субъекта образования, нет. В послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев отметил: «Наш приоритет – это производство знаний. А значит, достижение лидирующих позиций в образовании. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций».Сегодня сеть системы округа составляют 322 образовательных учреждения: 160 детских садов, 125 средних общеобразовательных учреждений, 11 специальных коррекционных и сиротских учреждений образования, 8 психолого-педагогических центров, 2 МУКа, 17 учреждений дополнительного образования. Она обеспечивает потребителям образовательных услуг максимальный спектр возможностей для получения образования разного уровня в разных формах. Помимо очного общего в округе развита система надомного, дистанционного, семейного и экстернатного образования.В 2010 году в образовательных учреждениях обучается и воспитывается более 92 тысяч детей.По сравнению с 2008 годом увеличение контингента составило 3 тысячи. Из них почти половина – дети дошкольного возраста.Прирост рождаемости, повышение уровня доверия родителей к государственным формам образования, задачи ранней социализации привели к дефициту мест в дошкольных учреждениях. Очередность в округе составляет 846 человек.Эта проблема решается за счет строительства новых детских садов, перепрофилирования групповых помещений, введения новых форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты, семейные детские сады, – открытия в 37 школах дошкольных отделений. Открытие дошкольных отделений – мера, поддержанная Правительством Москвы, в том числе и как решение проблемы увеличения контингента в малокомплектных школах.Другая часть прироста детей – учащиеся старшей школы, прежде всего из других округов. 96% школ работают как профильные. Наибольшей популярностью пользуется социально-экономический профиль – его выбрали 26% старшеклассников, социально-гуманитарный – 21%, физико-математический – 17. 26% школ работают как многопрофильные. Этот перспективный путь руководители выбрали в результате качественной организации предпрофильной подготовки, изучения предпочтений учащихся и их родителей.В новом году в учебные планы почти всех школ введен курс «Самоопределение и профессиональный выбор». Накопленный опыт профильного обучения позволил определить и организовать в 2009-2010 учебном году деятельность 25 базовых учреждений для проведения занятий по подготовке к ЕГЭ. Этой услугой воспользовались дети 45 школ округа. Информация о работе базовых школ размещена на портале, учащиеся других округов активно пользовались предоставленными возможностями. Дети Центрального округа дошли не все.За последние три года отмечено сокращение количества образовательных учреждений на 12 в результате мер по реорганизации. Причина слияния школ в том числе уменьшение численности учащихся среднего звена на 1,5 тысячи детей. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год выявил 56 учреждений, не укладывающихся в норматив. Процесс реорганизации будет продолжаться. Пути повышения рейтинга учреждений образования – в разнообразии и качестве предоставляемых государственных услуг.На основе современных педагогических технологий разработаны программы реабилитации детей, обучение которых еще 5 лет назад считалось невозможным, создан диагностический класс в 532-й школе для разработки индивидуального маршрута «особых детей». Развитие коррекционной системы нашло свое продолжение и в новых интегративных моделях. Приведу примеры: в учреждениях дополнительного образования кроме общеизвестных направлений реализуются программы по иппотерапии, анималтерапии, танцы на колясках, лего-конструирование, программы помощи тяжелобольным детям и другие. Наличие этих направленностей – позитивная динамика в развитии системы дополнительного образования. Однако анализ контингента УДО показал отсутствие его прироста в течение последних 3 лет. Причины этого я вижу в том, что, первое, школы сегодня составляют конкуренцию учреждениям дополнительного образования, развивая максимальное количество направлений занятости детей во второй половине дня, пусть и не на таком высоком уровне, как в центрах и дворцах творчества. Почему? Школы не отбирают детей по способностям для занятий в кружках и секциях. Второе, наши богатые традициями и историей учреждения дополнительного образования, видимо, слишком консервативны для развития научно-технического творчества, экономики, естествознания. Вот мысль для раздумий – слова великого китайского философа Лао Цзы: «Что хуже – получить или потерять? Кто любит, тот тратит, кто хранит, тот теряет. Знающий меру не опозорится, умеющий остановиться не попадет в беду. Помнящий об этом достигнет многого».Подготовка детей к жизни в высокотехнологичном мире начинается с дошкольного возраста. Мощным стимулом к дальнейшему развитию дошкольного образования стал совместный пилотный проект Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», к реализации которого подключились и детские сады Центрального округа. Инновационные модели образовательных учреждений разрабатываются и создаются на базе ресурсных центров: «Все лучшее детям» (ЦРР №2030), «Детский сад для всех» (детский сад №288), «Негосударственный детский сад» (НОУ «Солнечный круг»), сетевые площадки ЮНЕСКО – детские сады №№1777 и 2336. Всего в орбиту городского проекта вошли 85% детских садов центра столицы. Результатом стало формирование профессиональных сообществ и творческих групп, объединенных проектной деятельностью, в которую вовлечены все участники образовательного процесса. Главное достижение этой работы – превращение родителей из союзников в компетентных партнеров. И если говорить об образовании как стратегическом ресурсе, то выбор здесь прост: чем спокойнее родитель за своего ребенка, его развитие в детском саду, тем более эффективен он на рабочем месте. Тогда наиболее важной задачей интеграции дошкольного и общего образования выступает преемственность на уровне программ, технологий, видов деятельности и психолого-педагогических аспектов воспитания и обучения.В минувшем учебном году образовательные учреждения округа включились в подготовку к внедрению новых федеральных стандартов. Отличие современного стандарта в том, что он описывает требования к программам, условиям и результатам обучения, а не минимум содержания, который должен освоить ребенок. Это новые программы, новая образовательная среда, новые виды деятельности и, самое главное, новый учитель. Такой учитель ниоткуда не придет. Работающие в наших школах педагоги должны освоить системно-деятельностный подход в обучении, формирование универсальных учебных действий, информационные технологии как инструмент обучения. Вопрос: способны ли наши учителя сегодня формировать не только предметные, но и метапредметные и личностные компетенции младших школьников?Шаги в этом направлении уже сделаны:- созданы творческие группы воспитателей детских садов и педагогов школ по вопросам преемственности;- работают территориальные методические объединения учителей начальной школы;- реальным прорывом стали 2 новых проекта – «Экономика» и «Энергосбережение» – «Берегоша»;- развивается олимпиадное и конкурсное движение для детей и педагогов начальной школы.Основная технология оценки сформированности метапредметных и личностных компетенций – участие младших школьников в интеллектуальных и социально значимых проектах. Самый надежный способ осуществления преемственности – внедрение игровых технологий в начальной школе. Не могу не вспомнить слова Льва Семеновича Выготского: «Игра организует высшие формы поведения, требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного действия, самых разных способностей и сил». К сожалению, наши учителя не могут, а главное, не хотят этому учиться, что показал анализ результатов их обучения на курсах повышения квалификации и посещенных уроков.Понятие инфраструктуры образовательных учреждений включает материальные и информационные ресурсы, проще говоря, это среда образовательного учреждения. В условиях дефицита бюджетных средств в округе в 2010 году проведен ремонт в 186 образовательных учреждениях, после капитального ремонта вновь откроет свои двери МУК-15, где размещен Центр профильного обучения и профессиональной ориентации, переведены из ведомств в окружную сеть два детских сада на Садовнической набережной и в Тихвинском переулке, на 100 миллионов рублей выполнены противопожарные мероприятия, вводятся 2 новостройки: здание в Брошевском переулке для переселения школы №1216 и школа №83; дворик Центра образования №627 занял третье место в городском конкурсе благоустройства. Вопросы финансирования отражают возможности в совершенствовании материально-технической базы (кроме учебного оборудования и компьютерной техники), средства на которую зависят напрямую от количества детей и педагогических работников. В июне была проведена серьезная работа по приведению в соответствие с федеральными нормативами штатных расписаний учреждений всех видов и типов. В результате сокращено 919 ставок, что дало экономию бюджета на сумму тринадцать с половиной миллионов рублей в месяц! Эти средства могут быть использованы на создание комфортной учебной и рабочей среды.Продуктивная деятельность для каждого образовательного учреждения должна стать важным инновационным проектом, средства на который стоит поискать в бюджете самого учреждения. Образцы ее широко представлены в наших детских садах: теплички-огороды, умные игрушки, макеты природных процессов, оформление интерьеров групповых помещений. Здесь есть чему поучиться!«Наша новая школа» описывает среду как ИКТ-насыщенную. Современное состояние оснащенности округа компьютерной техникой в числовых показателях представлено так: 6 человек на 1 компьютер и 1 педагог на один компьютер. Это наши возможности.Уровень оснащенности образовательных учреждений ЦАО: Компьютеры Р-3 – 27,1% (низкий уровень). Компьютеры Р-4 – 49,7% (средний уровень). Процессор Сore 2Duo – 23,2% (высокий уровень).Эффективность использования информационного пространства учреждений, перспективы его развития в условиях дефицита средств на обновление компьютерного парка – наша первоочередная задача. Содержание информационных ресурсов не зависит напрямую от их финансирования. Все методисты-предметники имеют собственный ресурс в среде moodle. В городском конкурсе методических служб Центральный округ занял первое место по использованию этой технологии. Наши учителя активно пользуются этим ресурсом для получения информации и консультаций. Но свои страницы ведут только 500. Сегодня каждый учитель-предметник должен иметь собственный образовательный интернет-ресурс. Речь идет и о создании электронных приложений к учебникам, об этом говорится в новом стандарте. Это могут быть цифровые видеофильмы, атласы, коллекции, цифровые лаборатории, средства формирующего контроля и дополнительные материалы для слабых и успешных учеников. В условиях новой системы аттестации педагогических кадров вопрос ИКТ-компететнтности – один из показателей профессионализма. Большую роль в этом процессе играет проект «Школа информатизации», в который включены 16 учреждений, 2 из них – Центры образования №№497 и 627 – стали окружными ресурсными центрами. Они координируют и консультируют школы, педагогов по вопросам сайтостроения, электронного документооборота, электронных журналов, организации видеоконференций, необходимых для информирования участников образовательного процесса, социальных партнеров и общественности.Возвращаясь к понятию «среда», хочу подчеркнуть, что это прежде всего пространство отношений всех субъектов образования и воспитания. Формирование свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения и насильственного поведения. Недопустимо говорить о формировании компетенций «по принуждению». Фактов физического насилия по отношению к детям в округе не зафиксировано. Но не будем забывать: пренебрежение интересами ребенка, оскорбление, публичное унижение – факты насилия. Окружная психологическая служба зафиксировала, что обращений по проблеме насильственных приемов педагогической практики почти нет – менее двух десятых процента от общего числа обращений. Это означает, что, несмотря на наши службы примирения, комитеты согласия, мы еще не готовы к внедрению ювенальных технологий. Вопрос о деятельности социальных педагогов по-прежнему актуален. Часто их работа проводится формально. Система вторичной профилактики, в ходе которой формируются замещающая деятельность, новые интересы и круг общения, полная занятость подростка, недостаточно развита. Это совместная работа с муниципалитетами, однако их ресурс слабо используется. Социальные и личностные компетенции учащихся не возникают самостоятельно – они результат личного примера учителя. Правовое самосознание, самоуважение, личностную гигиену и внутреннюю культуру надо воспитывать в себе.В работе с кадрами нас ожидают три системных и важных изменения:- новая система оплаты труда;- новая система аттестации кадров;- новая система повышения квалификации.Новая система оплаты труда предполагает формирование и распределение фонда образовательного учреждения для материального стимулирования лучших работников. И надо четко понимать, кто лучшие. Это не близкие к руководителю удобные учителя и воспитатели, а активные, достигающие высоких результатов профессионалы, подтвердившие свою квалификацию в ходе аттестации. Новая система аттестации педагогических кадров предполагает три уровня:- базовый – обязательное для всех раз в пять лет подтверждение соответствия занимаемой должности;- первый – результаты обучения и воспитания не ниже региональных;- высший уровень – не ниже федеральных. Вот где наши стобалльники, победители Всероссийской и международных олимпиад, творческих конкурсов, соревнований.Дальше учитель спросит: а каковы последствия?Непройденная аттестация – повод для расторжения трудовых отношений. Выбор индивидуальной траектории непрерывного образования каждого педагога в рамках повышения квалификации – вопрос личной ответственности руководителей. В прошедшем году на курсах повышения обучалось 4700 человек – примерно по 14 от каждого образовательного учреждения. Смогли ли заметить и оценить в коллективах, чему и как учились коллеги? В связи с этим нам необходимо уже сейчас изучить кадровый потенциал: уровень профессионального образования и квалификации, учебную нагрузку и возрастные характеристики.В целом по округу отмечена тенденция старения кадров. Средний возраст педагогического работника составляет сегодня 48 лет. Еще три года назад – 44. При сокращении вакантных мест средняя нагрузка учителя – 19 часов в неделю, средняя наполняемость классов увеличилась до 24,6, количество классов сократилось на 82, практически 4 школы! Эти цифры – тревожный симптом, они означают, что возможностей для трудоустройства молодых специалистов становится все меньше.Мы гордимся результатами и поддерживаем наших детей не только в спортивных, но и в интеллектуальных состязаниях.Талант похож на жемчужину, заключенную в раковину. Иногда раковины бывают открыты. И в этом случае талант ребенка очевиден. Таких детей немного. Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами», и нужно приложить усилия, чтобы разглядеть и развить талант. В округе сложились технологии поиска и поддержки талантливых детей. Прежде всего это олимпиадное движение, выявляющее интеллектуальную одаренность. В этом направлении мы достигли реальных успехов. Наиболее значимой стала серебряная медаль в Международной олимпиаде по биологии в Сеуле 2010 года – ученицы школы №1231 Евгении Зотовой. За последние три года количество участников муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников увеличилось на 1000. Вдвое больше победителей городского этапа – 226 учащихся в этом году – почти целая школа блестящих ребят! 32 победителя Всероссийской олимпиады в 2010 году – это дети Центрального округа. Первый в рейтинге традиционно Центр образования №1479, вошедший в десятку лучших школ Москвы по результативности участия в олимпиадах. За этими успехами стоит серьезная работа учителей и методистов округа. В окружном методическом центре создана единственная в городе детская академия естественных наук, ставшая центром образовательной и просветительской деятельности. Профессорско-преподавательский состав Российской академии наук, МГУ, МПГУ, РХТУ, сотрудники музеев Москвы, лучшие учителя-предметники проводят занятия с «юными академиками» – учащимися 8-9-х классов. Почти все они победители и призеры муниципального и городского туров олимпиады, гранта префекта ЦАО. Конкурс проектных и исследовательских работ на грант префекта – старт для талантливых ребят в большое научное будущее, первая в их жизни серьезная площадка для профессионального выступления, доклада, первая возможность рассказать сверстникам о своих идеях, обосновать и защитить свою точку зрения. Именно поэтому, несмотря на сложившуюся конкурентную среду, все большее число образовательных учреждений округа (в 2010 году их было 112, 902 учащихся) целенаправленно ориентируют ребят на участие в конкурсе. Сегодня конкурс вышел на городской уровень – 146 школ восьми округов столицы стали его участниками.С декабря по апрель прошедшего учебного года образовательные учреждения Центрального округа участвовали в Московском фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив. Задачи фестиваля – выявление технически одаренных детей и интеграция науки, образования, производства через систему социального партнерства с вузами, колледжами, предприятиями. 15 апреля состоялся первый окружной фестиваль НТТМ, по результатам которого 110 экспонатов наших детей были представлены на выставке «Ритм» в Крокус Экспо. Авторы лучших проектов награждены дипломами мэра Москвы, а учащиеся школы №354 Никита Молодницкий и Антон Шелавин представляли свои проекты в номинации «Робототехника» в научном центре «Технорама» в Швейцарии.Поддержка и выращивание талантов происходит в основном в системе дополнительного образования и во внеурочное время. Портрет школьной системы дополнительного образования, в которой по 11 направлениям занято 59 тысяч детей, – это:- 21 тыс. детей (35%) – объединения художественно-эстетического цикла;- 11 тыс. (19%) – занятия в спортивных секциях;- 9 тыс. (15%) – культурологическая деятельность;- 1,2 тыс. (2%)- экологическая направленность;- 1,8 тыс. (3%) – военно-патриотическое направление;- 270 человек (0,5%) – спортивно-техническая направленность.Это информация к размышлению для руководителя образовательного учреждения как государственного человека, в том числе и по вопросу подбора кадров для реализации воспитательной деятельности. Задача заместителя директора – создание профессионального сообщества классных руководителей для реализации приоритетного национального проекта. Анализ деятельности классных руководителей при увеличении оплаты их труда показал: работу классного наставника подменил педагог дополнительного образования или учитель-предметник. Наибольших успехов дети достигают в таких мероприятиях, как «Эстафета искусств», «Театральный Олимп», «Литературный венок России», при этом значительное снижение количества участников и работ отмечено в проектах, связанных с экскурсионной деятельностью и социальной направленностью. По данным социологического исследования, на вопрос «Кем для тебя является классный руководитель?» 38% детей ответили: хорошим предметником и контролером, но только 29% считают его авторитетным взрослым.Современной семье важно знать, как проходит каждый день ребенка: что он делал на уроке, с кем общался, где выступал и какую эмоциональную оценку или признание получил. И это в каждом ребенке нужно разглядеть и дать возможность родителям им гордиться. Очевидно, что воспитать зрелую личность может только социально компетентный взрослый. В округе есть возможность для реализации социальных инициатив школьников – добровольческое движение, молодежный ученический совет, сообщество вожатых, совет молодых учителей, взаимодействие с ветеранскими организациями.Второй год самый важный экзамен для системы образования – ЕГЭ. Сегодня это федеральный закон, обсуждения и споры вокруг него стали неуместными. В 2010 году ЕГЭ по 13 предметам учебного плана сдавали 5800 выпускников 139 образовательных учреждений округа, показавших достаточно высокий уровень. Вдвое больше по сравнению с прошлым годом стобалльников – 68, в четыре раза меньше выпускников со справкой – 7.Образовательные учреждения ЦАО, имеющие максимальное количество выпускников-стобалльников: Лицей №1546 – 7 выпускников. Школа №54 – 5. Школа №1253 – 5. Школа №1259 – 5. Школа №19 – 4. Лицей №1574 – 4.Высокий средний балл показали наши дети по русскому языку и по математике, самые высокие показатели – по французскому и испанскому языкам. По-прежнему недостаточно высокие результаты по физике – 52. Из перечня предметов по выбору предпочтение наши выпускники отдали обществознанию – 51% – и английскому языку – 37%. В ходе контроля за проведением единого государственного экзамена выявлены недостатки:- дефицит информации в работе с родительской общественностью;- неумение учащихся работать с бланками;- несвоевременное информирование детей о правилах подачи апелляции;- значительная часть детей не приступили к части С по причине отсутствия подготовки.И это притом, что в течение года выпущены методические материалы для подготовки по каждому предмету, привлечены преподаватели высшей школы, ежемесячно проводилось обучение детей и учителей, консультации. Про единый государственный экзамен в 11-м классе думать уже поздно.Почти 100% выпускников 9-х классов проходили итоговую аттестацию в новой форме, так называемый малый ЕГЭ. Результаты ГИА в целом соответствуют показателям единого государственного экзамена. Не первый раз мы говорим, что тестовая форма диагностики должна быть нормой для текущего и итогового контроля усвоения материала. Вместе с тем ряд руководителей из года в год отказываются принимать участие в окружном педагогическом мониторинге. Что это – недальновидность директора или страх получить объективный результат? Обращаю внимание руководителей – без объективной оценки ситуации трудно принять управленческое решение, связанное с выработкой стратегии повышения качества образования. А это главная наша задача – от качества работы системы – к качеству жизни населения округа!В соответствии с государственной стратегией развития образования следующий учебный год – год глобальных изменений:- освоения и внедрения стандартов в части образовательных учреждений округа;- совершенствования механизмов финансово-хозяйственной деятельности системы образования, переход на новую систему оплаты труда и новые организационно-правовые формы;- введения новой системы аттестации и повышения квалификации педагогических кадров.Перед системой образования Центрального округа стоят серьезные задачи:- продолжить работу по внедрению Федеральных государственных образовательных требований дошкольного образования для формирования готовности к продолжению обучения;- обеспечить отработку механизмов внедрения новых стандартов, прежде всего в 24 пилотных школах;- продолжить работу по оптимизации основных бюджетных показателей системы, расширению хозяйственной самостоятельности субъектов для обеспечения перехода на новые организационно-правовые формы и новую систему оплаты труда;- руководителям совместно с окружным методическим центром разработать индивидуальную траекторию непрерывного образования каждого педагога с целью подтверждения им квалификационного статуса;- считать приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений работу по широкому информированию и просвещению населения с целью обеспечения стабильности сегодня для инновационного развития завтра.
Комментарии