search
main
0

Вера Кострова, Нижний Новгород: У детей отбирают последнее.

О чем это я? Да о летних походах и коллективных загородных поездках. О ветре странствий, который полощет волосы и дует в лицо, наполняя душу радостью…О палаточных лагерях, в которых ребенок учится все делать сам. О близости с природой…

Счастье дальних дорог так легко давалось, было до такой степени доступно всегда и всем, что в голову не приходило, что его можно отнять. Но вот к власти пришли чиновники, «заботящиеся» о жизни и здоровье школьников и… поставили походам и поездкам если не жирную точку, то не менее выразительный вопросительный знак. Не исключено, что скоро походы и поездки останутся лишь в воспоминаниях.

Вы думаете, я преувеличиваю? Отнюдь. Новые требования к организованному вывозу детей куда бы то ни было: на отдых, экскурсию или учебу – ужесточились до такой степени, что многие школы (не столичные, богатые, а обычные, сельские и окраинные) просто не в состоянии их выполнить. Ведь администрация учебного заведения, организующая коллективный выезд, должна обеспечить не только транспорт, соответствующий предъявляемым нормам, но и медицинское сопровождение, охрану и сопроводительные документы. Мало того, теперь есть жесткие временные рамки и требования к расстоянию. Администрация школ так напугана возможными штрафами, что предпочитает самый легкий путь – воздержаться от риска и никого никуда не вывозить. Меньше ездишь – крепче спишь.

Конечно, директоров понять можно. Но учителя-то знают, как подростки любят выезжать куда-то всем классом – знают, как походы сплачивает детский коллектив, какое разнообразие вносит даже скромная поездка на небольшое расстояние в монотонную учебную жизнь. Я уже не говорю о большом воспитательном значении такого рода мероприятий. И что? Отказаться от всего в угоду чиновникам?

А ведь сколько угодно подростки, у которых нет шансов посмотреть даже ближайшую округу, если их не вывезет учитель. У их родителей нет ни денег, ни времени на походы и поездки, а и иногда и желания нет. Они привыкли со своего отрочества считать, что «школа свозит/ сводит» (в поход, на экскурсию, в музей или театр). Их-то в свое время возили и водили. И значит, их детям все лето сидеть в своем городе или селе безвылазно?

Об этом нам написал Валерий Н. – учитель из не очень далекой глубинки, о котором в «УГ» был напечатан большой очерк. Не буду разглашать его имя и название школы, потому что боюсь, у автора письма могут быть неприятности вплоть до судебного дела. Но привести несколько строк из него очень хочется:

«Каждый год я, как вы знаете, награждаю самых активных ребят, хорошо себя проявивших в выращивании рассады и на пришкольном участке во время трудовой четверти, однодневной поездкой. Чаще всего дети хотят посмотреть Москву (как правило, никто из них с родителями там не бывал). Деньги на поездку с родителей мы не собираем, если они дают, то только на карманные расходы. Ездим на вырученные от продажи рассады средства, и этого вполне хватает. Мы выращиваем рассаду помидоров и перцев по заказу торговых точек, а еще цветочную рассаду для предприятий, которым она требуется для оформления клумб – им нужно сотни саженцев петуньи, георгинов, цинний и сальвий. В прошлом году чиновники нам запретили этим заниматься, но мы пока обходим запрет. То есть в этом году на поездку тоже заработали. Но вот беда. Готовимся к поездке на школьной «Газели», открываем новые требования и… ахаем. Они невыполнимы. Во-первых, заявка с поименным и пофамильным указанием детей должна подаваться за две недели, во-вторых, выезжать нужно с медиком, в-третьих, не раньше семи утра. А какая нам Москва, если не раньше? Мы в нее только вечером аккурат доедем, а на ночевку у нас денег нет. Посмотрела наша директор на все эти циркуляры и сказала: «Нет. Своей подписи не поставлю, езжайте конрабандой, пусть родители доверенность на тебя пишут, и ты их сам вези вроде бы частным порядком, а школа ни при чем».

Так и сделали. Родители написали мне доверенности, а я запасся нитроглицерином и валидолом и всю дорогу трясся, особенно, когда проезжали мимо постов ГАИ. В предынфарктном состоянии домой вернулся, но Москву детям показал. Восторга у ребятишек было много, а я потом чуть не неделю болел. Вот и спрашиваю я наших министров: зачем это сделано? Для чего такое придумано? И ведь раньше я детей летом в походы водил по нашей же области, а теперь мне нельзя это делать без охранника и медика. И что дети мои увидят в результате такой политики?».

А вот другое письмо. От учителя по другому предмету и совсем из другой области, но тоже человека неравнодушного и энтузиаста своего дела. Каждый год она вывозит детей на полевую геологическую практику и конкурсы по геологии, которые, как известно, тоже проводятся в полевых условиях. В этом году ее дети снова были лучшими на конкурсе, но чего эта победа стоила руководителю!

«Да, мы вернулись радостные и счастливые, хотя и усталые. Усталость приятная, победная, она пройдет. Но, как это ни печально, в этом году мне пришлось столкнуться со множеством проблем. Поясню. Работаю с детьми за свой счет уже пятый год. В школе нет лицензии на внеурочную деятельность. Она дорого стоит, а кто ее должен покупать? Получается, что в реальности она нужна только мне. Если мне кружок нужен, я за лицензию и платить должна сама. В школе денег нет. Но для нас это обычное дело. Моя коллега, например, из выигранных по нацпроекту денег покупала для школы новый устав. (Вот и нашли спонсора!). Геологический кружок нашему городу не нужен. Только результаты нужны для отчетов, а еще важно в областном образовательном рейтинге достойно выглядеть – по области наш город на 2-м месте.

Везти на конкурс детей на автобусе школьном нельзя, потому что это нецелевое использование, командировочные мне как руководителю тоже выплатить нельзя – это внеурочная деятельность, а лицензии нет. Теперь еще СЭС не выпускает, если нет медсестры, сухого пайка. ГАИ свои схемы требует с опасными участками. И так далее…

Положение было просто безвыходным. Готовились весь год, а поехать никак не получалось. Спасибо родителям, поддержали – согласились сами отвезти детей на слет. Получилось, что ездили честь города защищать за свой счет. И победили за свой счет. А городское управление нашу победу на свой счет запишет и отчитается. Разве это нормально?

Вывод напрашивается только один: школу, образование целенаправленно уничтожают!».

Не хочется заканчивать статью на этой грустной ноте. Потому что, слава Богу, не везде так безрадостно. Есть еще заповедные места, где волнуются о будущем детей и решают проблемы мирно и бескровно. И лицензии покупают, и все требования выполняют сами управленцы, а не сваливают это на отдельных энтузиастов. Приведу строчки из письма учителя из города Гая Оренбургской области Ольги Кико, чей сын впервые в жизни оказался в геологическом лагере города Орска, который тоже организовали энтузиасты. Но их, в отличие от педагогов, написавших горестные письма, местная власть поддерживает во всем. Поэтому и результаты впечатляют даже склонных к скептицизму родителей. Вот такие строки:

«Как я довольна этим лагерем! Живут ребята в березовой роще на берегу речушки в палатках, учатся полевым исследованиям по кварцу и чему-то еще. Это в Орске есть такой геологический кружок, который создан 35 лет назад усилиями двух педагогов-энтузиастов. Я не то что восхищаюсь ими, а просто замираю от восторга, видя такую увлеченность делом, уровень организации и занятий. Зарядка, уборка, санитарный контроль, теоретические уроки, полевая практика, походы – расписан весь день. Сын перед поездкой комплексовал ужасно, считая, что таких познаний в геологии, как у орских ребят, он не добьется никогда. Сейчас вошел во вкус, благо есть и сверстники. Научился стирать, начал подтягиваться, чего дома мы добиться не могли от него всей семьей. Звонит редко, потому что времени нет. Ему некогда и скучать о доме. Спасибо тем, кто организовал этот лагерь и помогает его поддерживать!».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте