Что ждут педагоги от Дня учителя? За редким исключением они говорят, что не ждут от праздника ничего особенного, но не стоит слишком серьезно относиться к их словам. В школьных коридорах в праздничный и послепраздничный день идет обсуждение подарков и букетов, подводится негласный счет: кому больше принесли и у кого подарки всех дороже. Сохранить что-то в секрете в школе практически невозможно. Еще труднее найти человека, совершенно равнодушного к подаркам и поздравлениям. Ведь это, как ни крути, один из показателей профессиональной и человеческой успешности.
Скажи мне, что тебе дарят, и я скажу, чего ты достиг, насколько тебя ценят. Но если в обычной жизни «подарочный» фактор выступает как объективный и сам за себя говорящий, то в школьной… Ну, да вы сами хорошо об этом знаете.
Очень часто скромные учителя-труженики получают такие же скромные, хотя и сделанные от души, подарки: ученики не стесняются поздравить их открыткой, старательно подписанной детским неуверенным почерком, принести красивый камушек или засушенного краба – дорогие сокровища из собственноручно собранной коллекции. Стесняясь и краснея, они могут положить на учительский стол незамысловатую вышивку, дешевую мягкую игрушку или даже маленькую шоколадку. В отличие от помпезных букетов и дорогих коробок с конфетами (чаем, кофе), врученных родителями, скромные и искренние ребячьи подарки педагогу по-настоящему дороги – ведь это материальное воплощение нематериальных чувств, самый лучший показатель того, что детская душа растет и трудится.
К сожалению, подростки стали стесняться своих чувств – они все реже дарят учителю что-то от себя – взрослые им объяснили, что учитель беден и ждет чего-нибудь стоящего, а отнюдь не бесценного… Но все же спорадические всплески детской любви и благодарности случаются и сегодня, и чем реже они – тем для учителя дороже. Зато скромному учителю не получить к празднику много шикарных букетов – в лучшем случае ему вручат один общий от класса вместе с коробкой конфет средней стоимости. Не мечтать ему о золотых украшениях и конвертах с аккуратными хрустящими банкнотами, которые получают в профессиональный праздник некоторые его коллеги пусть не по школе, но по цеху. «Праздничный» потолок учителя-романтика – альбом с репродукциями художника, красивая ручка с тонким изящным пером или сертификат в книжный магазин.
Есть и другая категория учителей. Эти далеки от романтизма, как от луны, – люди, крепко стоящие на земле, настоящие прагматики. Причем на профессиональных качествах это никак не сказывается. Как среди романтиков и бессребреников, так и среди прагматиков можно встретить крепких специалистов, дающих хорошие знания и добивающихся высоких показателей в школьном рейтинге (воспитание мы намеренно оставляем за скобками). Учителя, ценящие материальные блага выше прочих, как правило, очень заинтересованы в том, чтобы подарки были достойными и укрепляли не только благосостояние, но и имидж. Они прекрасно поняли суть происходящего и приняли условия игры: раз государство подняло их на «такую высоту», нужно сделать все, чтобы добрать «недостающие» метры. Они не ушли из профессии («С какой это стати уходить?»), наоборот – постарались выжать из нее максимум возможного.
Кто-то из них сосредоточил свои усилия на поисках конкурсов и написании грантов, кто-то выбрал более простой и беспроигрышный путь – репетиторство, причем негласное осуждение коллег и тихое ворчание начальства не мешают им трудиться на этом (надо сказать, не самом почетном) поприще много и успешно. Кто не видел этих стахановцев-многостаночников, из-за изменений в расписании вынужденных иногда вести сеансы одновременной игры? Они не могут отказаться от заработка ни в коем случае, поэтому рассаживают учеников в библиотеках, лаборантских и на задних партах кабинетов. Ни тени сомнения не промелькнет на их лицах, полных достоинства и решимости…Они уверены в своей правоте. И ведь вот парадокс: эта уверенность транслируется окружающим. Несмотря на неодобрение коллег, авторитет таких учителей среди родителей только растет. И это вполне предсказуемо. В обществе нашем уже десятилетиями формируется идеальный образ успешного человека – успешен не тот, кто по-интеллигентски рефлексирует по каждому поводу, а сильный и решительный человек, поступающий так, как считает нужным. Родители рассуждают примерно в таком ключе: раз к этим педагогам стоят за репетиторством в очередь и готовы платить внушительные суммы, значит, их занятия стоят того. Рядом педагог может дать предмет и в три раза лучше, но он стыдится брать много, никогда в жизни не объединит двух учеников с разной степенью подготовленности – значит, он нерешительный и несмелый (словом, интеллигент, хлюпик – дожили, поздравляю – снова ругательное слово), и доверия к нему, вопреки всякой логике, меньше. Не у всех, конечно, но у большинства сегодняшних родителей.
Заметьте, уважаемые коллеги, родители и старшеклассники прекрасно считывают информацию с наших лиц, поступков и действий. Интеллигентам, пекущимся о совести, деньги в конвертах почти никогда не предлагают. У них же на лбу написано, что не возьмут, побрезгуют, да еще и обидятся. Кому это надо? Поэтому все, что имеет цену, дарят только тем, кто берет и… благодарит.
Не знаю, как у кого, а у меня люди этого типа вызывает уважение, граничащее с восхищением. Положа руку на сердце, давайте признаем, только такие и смогут выжить в сегодняшней школе, а остальные, нежные и трепетные, с высокими идеалами и чистой совестью, будут лишь разочаровываться с каждым днем все больше и больше. Годам к сорока они наживут себе горб обид, комплексов и недовольств, станут желчными и обидчивыми. Они не могут переломить себя, превратиться в стяжателей, но и жить на свою скромную зарплату и чувствовать себя счастливыми, состоявшимися и уважаемыми тоже не в состоянии. Отсюда депрессии и постоянное глумление над собой: «Я лох, я лузер. Я не могу, как он (она)…»
Я не буду продолжать… Все и так понятно: трудно сохранять идеалы и быть безупречно чистым, если семья находится на грани выживания. Государство устранилось, но родители – это ведь общество, и оно пока еще с нами. Так подумайте, может не стоит отказываться от дорогих подарков и придумывать себе причины, чтобы не брать деньги в конверте? Может быть, стоит поощрять каждую дающую руку? Нет, не хорошей оценкой ребенку, а улыбкой, добрым и благодарным словом. Конечно, спору нет: лучший подарок – тот, что преподнесен от чистого сердца в порыве признательности. Вы его сразу увидите и выделите среди всех. Но почему брезговать остальными? Если мы себя сами не ценим, то и родители нас ценить не будут. Помните, подарок в праздник – это не взятка, он нас ни к чему не обязывает.
Кто-то мне скажет: «Да мы бы рады взять, но не дают, ни разу не предложили…»
Само собой ничего не дается – это, наверное, не нужно доказывать. Направить энергию родительской благодарности в нужное русло – большое искусство, требующее особого подхода, стратегии и тактики. Наблюдала и не раз, как некоторые педагоги работают над «праздничной темой». Самое лучшее и надежное – это конечно свой человек в родительском комитете, такому можно доверить самые сокровенные желания. Его же дело – работать с массами. А дальше – дело привычки. Родители, у которых с милой улыбкой взяли первый подарок, дальше действуют по отработанной схеме – поверьте, им не хочется посвящать этому вопросу много времени. Есть еще разные тонкие намеки, ссылки на подарки от прошлых выпусков, например: «Эту цепочку мне подарили выпускники в позапрошлом году, а в этом году – телефон. У меня уже три новых, прямо хоть раздавай», – после этих слов, не сомневайтесь – вам подарят ноутбук или электронную книгу как минимум. Будьте проще. И к вам потянутся. Родители с подарками.
Если же вам сложно избавиться от иллюзий и вы по-прежнему верите в то, что работа педагога не должна вознаграждаться, то перечитайте «Обыкновенную историю» Ивана Александровича Гончарова – это хорошее лекарство от романтизма, по большому счету юношеской болезни.
Комментарии