Мне кажется, что Московский департамент образования сделал совершенно блестящий аналитический доклад не только о развитии системы образования Москвы за последнюю пятилетку, но и анализ того хода модернизации образования, который мы все переживали. Я думаю, что мы практически под каждым тезисом готовы были бы подписаться, сделав корректировку и акценты на то, как это соотносится с нашими системами, как это звучит на региональном уровне, каким образом мы выходим на результаты в тех условиях, которые характерны для того или иного субъекта Российской Федерации.
В целом я думаю, что все мы солидарны в том, что пройден значительный путь, принципиально изменилось лицо образовательной системы Российской Федерации и каждого конкретного региона в целом. Мы исходим из тех задач и целей, которые сегодня стоят перед всеми нами. Вспоминая наших великих предшественников, российских педагогов, понимаем, что цель учения – три обязанности: быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе. Этот глубокий смысл целеполагания в нашей отрасли, в системе образования, вообще в образовании был заложен нашими педагогами. Модернизация образования, которую все мы переживали в последние годы, уже сегодня реально дает свои результаты, новое мы уже обсуждаем с этой точки зрения, но она, безусловно, требует анализа, критики, предложений, пожеланий по ее совершенствованию. 2010 год был годом, когда в массовом порядке модернизация региональных систем образования внесла в нашу жизнь изменения, коснулась структуры образовательной системы, ее финансовой системы и содержательной составляющей. Системные изменения, институциональные изменения принесли принципиально новое отношение к образованию, открыли его во всех представлениях. Постепенно мы пришли к тому, что норматив финансирования на одного ученика действительно принес бюджет в каждую школу, школа стала зарабатывать путем привлечения учеников, это был реальный, совершенно новый и открытый способ защиты бюджета системы образования и его сохранения независимо от того, в скольких школах сегодня происходит образовательная деятельность. Новая система бюджетирования – это и новая система оплаты труда. Я тоже думаю, что сегодня о ней можно говорить реально, потому что это тот принципиально новый подход, при котором, как говорит Исаак Калина, от решения начальника не зависит, кому и какую заработную плату начислять. Новая система оплаты труда, которая сначала в отдельные регионы путем проектов, потом во все российские системы образования, позволила эту часть жизни нашей системы превратить в открытый и реальный процесс. Основной базовый оклад и стимулирующие выплаты, участие общественных институтов и организаций в начислении, изменение пропорций основной окладной части и стимулирующей помогают нам принимать адекватные решения и стимулировать лучших учителей, лучшие образовательные коллективы, содействовать тому, чтобы привлекать лучших специалистов в нашу систему образования. Нормативный метод, приведя бюджет в саму школу, позволяет принимать решения о том, сколько там нужно административно-управленческого аппарата, сколько обслуживающего, сколько должно быть педагогических работников, о классах какой комплектности нужно сегодня говорить. Эта саморегулирующаяся система позволила привести в соответствие баланс штатного расписания и количество образовательных учреждений. Новая система бюджетирования не могла не повлиять на развитие сети образовательных учреждений. Нам на самом деле очень важно в этой ситуации регулировать и балансировать в сети образовательных учреждений нашими сетями таким образом, чтобы не вызывать у населения лишних вопросов. За последний год мы приняли несколько решений, которые позволили укрепить, усовершенствовать ту сеть, которая сегодня находится на территории Псковской области. Из 207 юридических лиц у нас сегодня в общей системе образования 159 юридических лиц, которые образованы путем слияния, объединения либо создания филиалов на базе малочисленных, не очень сильных образовательных организаций. Мы на треть сократили расходы на административно-управленческий аппарат. Это позволило серьезно высвободить средства, для того чтобы повысить заработную плату учителям, сохранить социальный пакет педагогического работника, обратить внимание на решение тех социальных задач, которые сегодня нужны для привлечения педагогов, прежде всего в сельскую местность. Еще одно очень важное направление модернизации, в которой мы сегодня все находимся, – это создание новой системы оценки качества образования. По некоторым предметам мы ежегодно имеем свою собственную оценку, которая позволяет нам рейтинговать школы, оценивать работу учителей, проводить аттестацию по тем самым независимым источникам, которые сегодня необходимы. Важный сегмент новой системы оценки качества – активное участие общественных институтов. Сегодня в нашем регионе нет практически ни одной общественной организации, ни одного института, который бы в той или иной мере не влиял и не участвовал в оценке качества как для учеников, так и для учителей, в тех мероприятиях, которые мы проводим в системе образования региона. Новая система управления – это тоже сегмент открытости образования, который пришел к нам с этой комплексной модернизацией. В этой сетке не только публичный отчет, сайты каждой школы, участие в мероприятиях различных институтов общественности, но и оригинальные системы управления школой через взаимодействие с Общественной палатой, через взаимодействие с профсоюзными деятелями. Я думаю, что в этом отношении каждая система образования региона может привести свои собственные примеры, но на сегодняшний день, наверное, более открытую систему, чем система образования, мы вряд ли найдем. Мы привлекаем людей активным образом к участию в общественном управлении, в разработке образовательных программ, программ развития учреждений, плановой финансовой деятельности, формировании общественных актов. Принимая решения по сетевым изменениям в регионе, мы создали целую систему фильтров, которые не позволяют принимать эти решения вне общественных институтов. Население, участвуя в принятии этих решений, потом помогает их реально обеспечивать. Только комплексно решая все эти проблемы, система образования может обеспечить нормальный эффект и положительное отношение к этим процессам населения. Рейтинги, которые мы сегодня проводим, публичная оценка отношения населения региона к системе образования говорят о том, что более 60% оценивают эти процессы положительно, потому что они сами в них реально участвуют и могут на них влиять.
Комментарии