Она стоит передо мной, тоненькая, юная и… беззащитная. В руках – Сэлинджер. “Над пропастью во ржи”.
– Спасибо за книгу.
Дальше – торопливые, прыгающие мысли: ее, мои. Наш разговор постоянно прерывается: вопросы, смех, реплики ребят. Так – до звонка. Нам не удается поговорить о прочитанном. Поговорить тихо, без спешки. Лишь вечером мне на глаза попадается эта книга. Знаю ее почти наизусть, но хочется снова перелистать любимые страницы. И вот – открытие. Открытие на закладке, сделанной из тетрадного листа. Что взволновало, заставило остановиться именно здесь семнадцатилетнюю девочку? “…Уже несколько дней миссис Феддер преследуют мои слова, что я хотел бы быть дохлой кошкой. На прошлой неделе она спросила меня, что я собираюсь делать после военной службы. Я ответил: если наступит мир, я хочу быть дохлой кошкой… Только сегодня вечером я объяснил Мюриель, что в буддийской легенде секты Дзен рассказывается, как одного учителя спросили, что самое ценное на свете, и тот ответил – дохлая кошка, потому что ей цены нет”.
Быть может, мы, взрослые, не обратили бы внимания на эти строки. Тем зрелость и отличается от юности. А тогда, в семнадцать лет, я тоже перечитывала их много раз. Почему? В этом возрасте ты особенно часто задаешь себе вопрос: зачем я родился, для чего живу, кем стану в этом мире? И герой Сэлинджера отвечает тебе странной, но мудрой легендой: чтобы быть бесценным. Как много за этими словами! Для кого-то “быть бесценным” – значит совершить подвиг, сделать великое открытие, создать бессмертный шедевр; для иного – найти свое место в жизни, стать нужным, необходимым. Но только не превратиться в пылинку, не исчезнуть бесследно в вихре времени…
Мне странно слышать от учителя: моя педагогическая философия – любовь к детям. Трудно представить себе повара, который не любит готовить, или швею, ненавидящую шить. Что же тогда главное для учителя? Дать прочные знания, воспитать честного, доброго, порядочного человека? Да. Но…
Мой девятилетний сын, засыпая, говорит: “Мамочка! Я такой счастливый. Завтра – не в школу!..” Страшные мысли. Школа стала для маленького человека самым ужасным в жизни. Почему? Он вдруг понял, что многого не умеет. Он потерял веру в себя.
В 70-е годы врач Владимир Райков провел интересный опыт: учил рисованию под гипнозом. Пациенту внушалось, что он великий художник. И через несколько сеансов человек писал на полях своих “полотен”: “Глазам не верю!” Настолько хороши были работы. Оказывается, у всех участников эксперимента был просто снят страх перед рисованием.
Я задаю себе вопрос: неужели, чтобы человек проявил себя, раскрыл свои способности, он должен быть загипнотизирован?
Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя. Тогда вопрос, зачем я пришел на эту землю, человек задаст себе без страха. А для того чтобы ребенок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души.
Говорят, есть в пустыне удивительный камень. Весь день лежит он, серый и неприметный, под палящим солнцем. Но лишь погаснет последний луч, камень начинает излучать свет и тепло. И так день за днем, вбирая в себя яркие и горячие прикосновения Светила, он каждую ночь делится ими с тем, кому необходимо. Таков учительский труд. Порой будничный, незаметный, он согревает души, освещает дорогу. В жизни главное только, чтобы была перед путником цель и не разуверился он в себе.
Лев Толстой однажды сказал: “Довольство собой – какая-то ледяная карта, которая мешает и росту, и духовному общению”. Спорить с классиком – неблагодарное дело, но порой недовольство собой может сыграть с человеком злую шутку: навсегда оставить его на той ступени, с которой уже никогда не поднимешься.
Каждый день, сидя на уроке, я хочу только одного: чтобы мои ученики поверили в себя. Не только красота, но и вера должна спасти мир. Вера в себя.
Верь в себя – и все получится!
Снежана ВЕРБИЧ,
учитель русского языка и литературы шадринской школы-интерната N 12, победитель областного конкурса “Учитель года-2000”
Курганская область
Комментарии