Всероссийский профессиональный конкурс «Арктур», который в этом году Общероссийский Профсоюз образования с партнерами провел в седьмой раз, уже стал традицией. И вместе с тем он растет, развивается, с 2020 года участники выступают не в одной, а в четырех номинациях! Можно представить программу своей образовательной организации, а можно себя как педагога, методиста или руководителя. Что сложнее? Все!
День А
Традиционно конкурс стартует не с торжественного открытия, а прямо в день заезда, когда на конкурсантах еще не платья и костюмы, а удобные джинсы, – с жеребьевки и короткого установочного семинара для участников и жюри. Секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина вдохновляет своими советами по ораторскому искусству, тонкими замечаниями – как вызвать интерес жюри, как сократить потери из-за неизбежного волнения во время выступления и даже как преодолеть постконкурсный стресс. Секреты программы выдает руководитель Учебного центра профсоюза Елена Масленникова.
В этом году конкурсу очень повезло – его принимал Всероссийский детский центр «Смена». В павильонах одного из четырех главных российских центров детского отдыха прошли церемония открытия и закрытия, выступления участников состязания. Конкурсное утро началось с приветствия директора ВДЦ «Смена» Игоря Журавлева: «Для нас большая честь и ответственность – проводить столь масштабное мероприятие. Добро пожаловать!»
А еще Игорь Валерьевич зачитал приветственное слово замминистра просвещения РФ Дениса Грибова: «Дополнительное образование – это формирование нового поколения детей и молодежи, осознанно выбирающих свой путь, думающих и вдумчивых, разносторонне развитых и высоконравственных. Выражаю глубочайшее уважение всем работникам сферы дополнительного образования детей за ежедневный кропотливый труд, активную жизненную позицию и неоценимый вклад в обучение и воспитание наших детей – будущего России».
Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова приветствовала участников и жюри, поблагодарила «Смену» за гостеприимство и рассказала о решениях, принятых на заседании Совета по дополнительному образованию детей при ЦС профсоюза, которое состоялось накануне: «Мы должны сделать максимум возможного, чтобы были созданы все условия для комфортной жизни, работы, обучения педагогов, необходимо совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров. Мы уверены, что конкурс «Арктур» многое даст каждому участнику, послужит новым толчком для развития и совершенствования кадрового потенциала сферы дополнительного образования».
Всего два испытания в очном туре должны были пройти каждый конкурсант или группа участников. Тайминг конкурсных заданий жесткий, но в этом и есть смысл состязаний. Несколько минут перед жюри – это осмысление в считаных предложениях, слайдах, выводах порой многих лет работы.
Представление в каждой номинации занимало не более пяти минут – это касалось и презентации организации, и творческой презентации руководителя (заместителя руководителя), и визитной карточки методиста, а также педагога.
Второе конкурсное испытание – совсем в других жанрах. На первый план выходит не биография человека, учреждения, но дело. Это защита программы развития организации плюс собеседование с членами жюри, решение управленческой задачи (кейса) и беседа с жюри для руководителя (заместителя руководителя) организации, «Методический семинар» и собеседование для методистов, защита дополнительной общеобразовательной программы плюс ответы на вопросы жюри, участников и гостей конкурса для педагогов.
Готовя статью, я подумала: почему о конкурсе должен рассказывать только журналист? Пусть это делают волонтеры, члены общественного и основного жюри, организаторы… О четырех номинациях мы поведаем вместе.
Легендарная номинация
Впечатлениями о выступлениях участников номинации «Программа развития образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей» поделились не просто наблюдатели…
Александра Подлевских – член команды организаторов, ведущая социальных сетей конкурса «Арктур», сама педагог дополнительного образования, методист, турист со стажем. Несмотря на то что она круглосуточно то готовит жеребьевку участников, то собирает ведомости у жюри, то перелистывает слайды презентации, Александра успевает следить за событиями. В этом году в легендарной номинации (изначально именно она была на конкурсе единственной и неповторимой) приняли участие 17 учреждений.
«Команды делились секретами творчества, успеха, достижений, – рассказывает Александра Подлевских. – Свои учреждения представляли директора и заместители руководителей. Что запомнилось? Очень многое! Например, экологический центр «ЭкоСфера» Липецка показал анимационный фильм, созданный самими детьми о своем учреждении.
С впечатляющим докладом выступила команда Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской Челябинска. Научность и системность программы вывела челябинский центр в абсолютные победители – и это было мнение не только экспертов, но и общественного жюри».
Расспрашиваю волонтера, студентку факультета химии и высоких технологий Кубанского государственного университета Екатерину Манину: что запомнилось из выступлений участников номинации?
«Запомнилось, что многие учреждения дополнительного образования организуют занятия для детей с ОВЗ, помогают родителям советами по воспитанию детей. Все выступления в этой номинации были творческие – то конкурсанту звонили по скайпу, то он общался с коллегами и детьми по видеосвязи. Кто-то показывал фильмы, другие читали стихи. В некоторых презентациях участвовали целые коллективы.
Что касается конкретного содержания программ, то здесь удивительное разнообразие – волонтерская деятельность, взаимодействие со школами и вузами, дистанционное обучение, в организациях работают лаборатории и мастерские, проводятся массовые мероприятия, в которых принимают участие чуть ли не все жители города. В ульяновском центре детского творчества №1 дети занимаются йогой и скорочтением, в экологическом центре «ЭкоСфера» Липецка придумали «Чистые игры» по сбору мусора, а в профсоюзной первичке центра состоят все без исключения сотрудники. Очень много ярких, интересных идей!»
Успех руководителя – команда
В номинации «Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей» – только вип-персоны. Непросто, будучи первым лицом в учреждении, бросаться в авантюру конкурса. Но они смогли!
А волонтер Дарья Понкратова, студентка факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, тщательно записывала за конкурсантами цитаты. Вот только пара из них.
Ирина Попогребская, Центр дополнительного образования «Одаренность», Белгородская область: «Мой успех как руководителя – это успех моего учреждения». «Управление учреждением – работа командная. Моя команда – единомышленники, профессионалы своего дела».
Алексей Докукин, Центр детского творчества города Кумертау, Республика Башкортостан: «За 25 лет трудовой деятельности я ни на минуту не усомнился в правильности своего выбора». Алексей Николаевич выделил две внутренние проблемы учреждения: нехватка молодых кадров и необходимость подготовки и переподготовки кадров. «Тот, кто приходит работать по призванию, с открытым сердцем и любовью к детям, всегда остается молодым».
Говоря о своих впечатлениях, Дарья улыбнулась и очень искренне сказала: «Когда я видела участников, их улыбки и горящие глаза, мое настроение моментально поднималось. День пролетал быстро, а вечером я даже не чувствовала усталости. Участники конкурса вдохновили меня в будущем тоже участвовать в состязаниях и форумах. Я загорелась идеей открыть свой центр дополнительного образования детей! И еще, проанализировав увиденное, могу назвать качества хорошего педагога – любовь к детям, педагогический такт, организованная деятельность и высокий профессионализм».
Многогранная личность
Рассказывая о конкурсной номинации «Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей», начнем с впечатлений члена жюри. Старший методист городского Дворца детского (юношеского) творчества Омска Сергей Малютин делится наблюдениями: «Испытание «Визитная карточка» практически все финалисты прошли уверенно. Каждый конкурсант должен был представить себя в объективе профессиональной деятельности, но мы, эксперты, ценили не отчет о работе, а осмысление себя в методической деятельности.
Второе задание требовало четкого и профессионально выверенного проявления собственно методической компетенции – в течение семи минут каждый участник проводил свой методический семинар. Теоретическую базу деятельности важно было достоверно и убедительно представить в контексте системно-деятельностного подхода, сопроводить современной мультимедийной презентацией. Борьба за лидерство обострилась, круг фаворитов сузился, победители определились.
Полезным и актуальным как для конкурсантов, так и для жюри получилось неформальное общение после испытаний. В свободной атмосфере члены жюри высказывали пожелания участникам, отвечали на вопросы. Это было особенно ценно, ведь конкурсанты хотели проанализировать свои выступления, успешные и не очень решения, а многие не скрывали намерения вновь участвовать в конкурсе «Арктур».
Заметки Валерии Бондаренко, студентки юридического факультета Кубанского государственного университета, начинаются с восторга: «Поехав на этот конкурс в качестве волонтера, я не подозревала, что получу такие яркие эмоции. Все конкурсанты – невероятные люди, которые излучают позитив. Слушая их выступления, я поняла, что их главная цель… работать в свое удовольствие!»
А дальше Валерия фиксировала интересные идеи, каждая из которых может лечь в основу отдельной статьи:
– Дмитрий Стрижаков, методист Центра технического творчества Брянской области, – наставник и куратор по методическим вопросам в своем регионе, его главный проект – «Безопасные дороги для детей». Дмитрий считает эту тему очень важной. И он прав!
Девиз Анны Черноперовой, методиста Центра детского творчества Новоорского района Оренбургской области, – «Не бойся ошибаться», одно из важных направлений деятельности – методическое сопровождение работы с родительской общественностью.
Елена Растапша, методист Детско-юношеского центра города Ейска Краснодарского края, уверена, что методист не просто генератор идей, а связующее звено между поколениями. Для Елены Викторовны очень важен опыт предшественников, а главный ее ресурс – педагоги центра. Девиз конкурсантки: «Верь в то, что кажется невозможным».
Методист Центра внешкольной работы «Пашинский» Новосибирска Наталия Лукина коллекционирует необычные слова и постоянно повышает квалификацию.
Девиз Галины Пустыльниковой, методиста Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, – «Образование поможет выжить, самообразование приведет вас к успеху». Галина призналась, что она счастливый человек.
Миссия методиста Борисоглебского центра внешкольной работы Воронежской области Виктории Лариной – транслировать любовь, для этого есть пять способов – время, помощь, прикосновения, подарки, команда.
Александр Ермаков был вожатым, а стал методистом Центра внешкольной работы имени Героя Советского Союза Василия Петрова Малоярославецкого района Калужской области. Развиваясь, он отбирает нужные профессиональные качества и использует их в работе.
«Методист – комплексная, многогранная личность», – резюмировала старший методист Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской Челябинска Марина Ветхова.
Все мы яркие лоскуты…
Педагог Детско-юношеского центра Ейска Краснодарского края Елена Глушкова была на конкурсе «Арктур» экспертом общественного жюри в номинации «Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и предпрофессиональные программы», и вот какими впечатлениями она поделилась: «VII Всероссийский профессиональный конкурс «Арктур» стал для меня замечательной возможностью ознакомиться с опытом коллег. Каждый из участников исключительно талантлив и влюблен в профессию. Свои наработки представили мастера декоративно-прикладного искусства, театральные педагоги, музыканты, журналисты, фотографы, хореографы, экологи, туристы-краеведы, знатоки информационных технологий, стиля и красоты, даже кинологического дела. У многих за плечами десятилетия успешной работы с детьми, масса реализованных проектов. С такими уникальными, яркими личностями детям на занятиях точно интересно.
Примечательно, что есть преемственность педагогических поколений. Так, Евгения Павлова из Дворца детского творчества Челябинска увлеченно продолжает дело своего творческого наставника. Он, кстати, присутствовал в зале и поддерживал конкурсантку, когда она рассказывала о своей театральной студии «Аритмия».
Школа стиля и красоты Дворца детского и юношеского творчества Иркутска тоже представила эффективное взаимодействие ныне коллег, а в недавнем прошлом педагога и воспитанницы.
Считаю, что «Арктур» – отличная площадка для демонстрации передового опыта. Это возможность себя показать и на других посмотреть. Вдохновиться новыми идеями и поставить цели».
Спасибо за такие теплые слова, Елена Владимировна!
А еще спасибо за яркие заметки о конкурсе волонтеру Диане Косенко, студентке факультета химии и высоких технологий Кубанского государственного университета: «Наталья Минченкова из Дворца творчества детей и молодежи Оренбурга учит детей делать мягкие игрушки. Музыка дополняла выступление конкурсантки, чувствовались тепло и уют… Понравилась фраза Натальи Юрьевны: «Все мы яркие лоскуты, дополняя друг друга, становимся одним красочным полотном».
Марина Бердник, педагог Центра «Радуга» города Волгодонска Ростовской области, – кинолог. Марина Дмитриевна учит детей заботиться о животных, любить и ценить окружающий мир – это очень актуальная тема в наше время! «Чтобы стать кинологом, одной любви к животным недостаточно, понадобятся безграничное терпение, целеустремленность и профильное образование», – считает педагог.
Особенно мне запомнилось конкурсное представление Евгения Лободенко из Центра детского творчества города Сердобска Пензенской области. Мне удалось поговорить с Евгением Викторовичем. Главная мысль: музыка, которую мы слушаем, в разных стилях, направлениях, жанрах, формирует наше отношение к окружающему миру. Если мы слушаем позитивную музыку, то и наше отношение к миру позитивное. Не существует плохого настроения – нужно просто подобрать хорошую музыку. Прекрасный пример – детский композитор Владимир Яковлевич Шаинский, он прожил 92 года, до последних дней был бодр, катался на роликах. Потому, что всю жизнь писал детские песни, испытывал положительные эмоции.
Все выступления были очень интересными! Рада, что существуют педагоги, способные зажигать огни в глазах детей».
И, кстати, мне, автору этой статьи, тоже повезло увидеть в тот чудесный майский день на конкурсе «Арктур» выступления педагогов. Соглашусь с волонтером Дианой – каждый конкурсант был интересен. Для себя я особо отметила фотомастера из Дворца детского и юношеского творчества города Симферополя Марию Баклицкую. Она ведет занятия в кружке «СуперКадры» и умудряется быть прекрасной мамой пятерых детей! Творческую «визитку», лиричную, трогательную, но вместе с тем предметно анализирующую путь в журналистику и сферу дополнительного образования детей, представила Тамара Щедренко из центра внешкольной работы «Галактика» Новосибирска. Очень близка моим жизненным принципам деятельность педагога Дворца творчества детей и молодежи Оренбурга Натальи Минченковой в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Уютный дом». Экологическое воспитание не просто нужно, кричаще необходимо сегодня. О Наталье Юрьевне надеюсь написать отдельный материал. Уверена, этого заслуживает каждый участник «Арктура».
Оксана РОДИОНОВА
Победители и призеры VII Всероссийского профессионального конкурса «Арктур»
Номинация «Программа развития образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
1-е место – Дворец пионеров и школьников им Н.К.Крупской Челябинска;
2-е место – Центр детского творчества города Апшеронска, Краснодарский край;
3-е место – Дворец детского (юношеского) творчества города Новомосковска, Тульская область.
По версии общественного жюри:
Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской Челябинска.
Номинация «Руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
1-е место – Наталья Козлова, директор экологического центра «ЭкоСфера» Липецка;
2-е место – Антон Кутимский, директор Дворца детского и юношеского творчества Иркутска;
3-е место – Ирина Попогребская, директор Центра дополнительного образования «Одаренность» города Старого Оскола, Белгородская область.
По версии общественного жюри:
Татьяна Коваленко, директор Центра дополнительного образования «НеШкола» города Губкина, Белгородская область.
Номинация «Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»
1-е место – Галина Пустыльникова, методист Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко;
2-е место – Виктория Костина, методист городского Дворца творчества детей и молодежи №1, Набережные Челны, Республика Татарстан;
3-е место – Елена Растапша, методист Детско-юношеского центра города Ейска, Краснодарский край.
По версии общественного жюри:
Виктория Ларина, методист Борисоглебского центра внешкольной работы, Воронежская область.
Номинация «Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие и предпрофессиональные программы»
1-е место – Станислав Тарасов, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Юность» Перми;
2-е место – Евгения Павлова, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества Челябинска;
3-е место – Антон Морозов, педагог дополнительного образования Центра творчества «Созвездие» Омска.
По версии общественного жюри:
Тамара Щедренко, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы «Галактика» Новосибирска.
Комментарии