Дневники есть у каждого школьника. Теперь они появились и у учителей – участников стажировки в Австрии, а в этих дневниках записи о встречах.
Прилетели. Моросит теплый дождик. На улице пахнет свежестью. Уютный отель в центре Вены в шаговой доступности от главных достопримечательностей. Улицы и витрины украшены к Рождеству. Все сияет и искрится. Пахнет корицей и пряниками.За 5 дней познакомились с системой образования в Австрии, организацией и содержанием дошкольного, общего и профессионального образования. В Российском центре науки и культуры в Вене – лекции и семинары с настоящими профессионалами, мастерами своего дела. На тренингах с профессором магистром Дагмар Гилли мы узнали много нового о межкультурном образовании и многоязычности. Посольство РФ в Австрии распахнуло перед нами свои двери, мы имели честь пообщаться с послом Российской Федерации Сергеем Нечаевым.Культурная программа на высоте, окунулись в атмосферу тепла и праздничного настроения гостеприимного города, посетили выставку Веласкеса в Музее изобразительных искусств, рождественскую ярмарку у Ратуши, Дом с танцующими окнами, заглянули в кофейню и полакомились знаменитым венским штруделем, восхищались собором Святого Стефана и любовались городом Грац с горы Шлоссберг.Сколько еще загадок хранит в себе этот таинственный город? Узнаем, когда приедем сюда в следующий раз. Спасибо тебе, Вена, за теплый прием и до новых встреч!Юлия КОНДАКОВА, учитель английского языка СП «Лицей Плехановец»***Уважаемая Лариса Игоревна, мы предлагаем вам принять участие в профессиональном конкурсе «Педагог года Москвы-2014»!» Этими словами была открыта страница нового альбома моей жизни. Конкурс! Испытания! Волнения! Отличная команда педагогов, неравнодушных людей! Незаметно пролетело время. Давно завершился наш конкурс. Начался новый, а мы снова вместе. Зарубежная стажировка?! Мы летим в Австрию?!Нам, финалистам конкурса, выпала честь побывать в другой стране, повысить квалификацию, изучить систему образования Австрии, установить международные контакты с коллегами из разных типов образовательных учреждений. Нас, педагогов-практиков, интересовали разные вопросы. Какова система образования? Какие типы учреждений есть в Республике Австрия? Каковы программы обучения? Как строится учебный план? Какова нагрузка учителя? Есть ли дневники? Как решают проблемы инклюзивного образования, проблемы мигрантов? Как ведут внеклассную работу? Какие государственные гарантии имеет преподаватель? На все вопросы мы получили подробные ответы.В школах Австрии учебный год начинается 9 сентября, а завершается на второй неделе июня. Учебная неделя длится 5 дней. Учебное учреждение распахивает свои двери в 6.30, приглашая учащихся на занятия. Уроки начинаются в 8.00, их продолжительность 50 минут. В школах проводят дополнительные занятия, работает огромное количество кружков, секций как за государственный счет, так и счет средств родителей; есть внешкольная работа. Нагрузку строго контролируют инспекторы. Все вопросы решает управляющий школьный совет, отсюда четкое распределение расходов на образование. Система образования Республики Австрия многоступенчата, на каждой ступени учащиеся сдают экзамены, распространено повторное прохождение курса. Образование в Австрии для обучающихся 1-й ступени (от 0 до 10 лет) и 2-й ступени (с 10 лет до завершения общего образования) бесплатное. Много общего в организации работы образовательных учреждений: классно-урочная система, оснащение кабинетов согласно требованиям стандарта, воспитание учащихся, общение с преподавателями, учащиеся с гаджетами только на переменах. Но поразили и различия: уважительное отношение к образованию, к званиям педагога! Дети, начиная с детского сада, всегда делают свой выбор сами: рабочее место, внешний вид, питание. Есть ли проблемы в образовании в Австрии? Каковы планируемые реформы образования? Об этом мы услышали на лекциях профессора, магистра Дагмары Гилли; руководителя Федерального центра по межкультурному образованию профессора Катарины Ланцмайер-Угри; директора, доктора, советника по вопросам образования в Министерстве образования, профессора Карла Мецера; международного эксперта по вопросам образования Австрийской Республики Курта Шольца; юриста, эксперта по вопросам школьного права, магистра Эвы Марии Санд.Многогранная работа австрийских коллег, которую мы увидели в школах Австрии, начиная с адаптации детей с особыми возможностями здоровья в детском саду и завершая социализацией, профессиональной ориентацией, сопровождением последующего трудоустройства таких детей, доказывает, что в образовательном учреждении необходима, актуальна деятельность самых разных специалистов.Отлично организованная стажировка наглядно продемонстрировала сходство австрийской и российской систем образования, сохранение в международном образовательном пространстве психолого-педагогических ценностей Альфреда Адлера, Яна Амоса Коменского, Антона Макаренко. Педагоги разных стран понимают друг друга. Мы открыты к общению, к сотрудничеству, живем на одной волне!Лариса СЫЧЕВА, учитель начальных классов школы №896***Знакомство с австрийской системой образования прежде всего помогло ответить на вопросы, которые я поставил перед собой накануне поездки на стажировку. Сейчас вся система образования переходит на новый стандарт, оказалось, что многие подходы и методы этого стандарта уже давно применяют в Австрии, и у нас появилась возможность посмотреть не просто как это воплощается, но и результаты таких подходов.Меня интересовало преподавание религиозных дисциплин в школе. Я уже давно веду кружок «История мировых религий» и ОРКСЭ в 4-х классах. Дело в том, что введенный курс ОРКСЭ в российских школах многие учителя воспринимают как особенность русского образования, но это не так. Оказалось, что дети в Австрии изучают преимущественно основы католической веры (среди германоязычных народов Австрийская империя была подчеркнуто католической и противостояла протестантизму). Этот предмет заменяет детям воскресную школу при церкви. При этом ребенок может выбрать из 15 вариантов религиозных культур (например, религия коптов, армян, евангелистов, иудеев), а в России введены только 6 модулей. Обнаружилась и разница подходов, в России подход исключительно культурологический, а австрийцы придерживаются религиозного, конфессионального подхода. Преподаватель такой дисциплины учится 5 лет, после университета может работать в гимназии, а после педагогического института преподавать в средней школе. Один преподаватель – специалист только в одной религии и не может преподавать несколько. Возникает проблема выбора учебного заведения, допустим, вы мусульманин и хотите, чтобы ваш ребенок проходил основы ислама в престижной гимназии, куда сдал экзамены. В этой гимназии такого специалиста не нашлось, и вам посоветуют поискать другую гимназию или выбрать основы католичества или светскую этику. Ученики с 15 лет имеют право выбора и могут не посещать подобные занятия, в этом случае у них урока не будет. Мы видели такую группу школьников, когда человек 15 проводили время урока в буфете в одной из школ Вены. Австрия сохранила систему католических школ, но обучаться там могут дети разных конфессий. Это может быть частная католическая школа или католическая школа с государственной программой и поддержкой. Мы посетили гимназию при монастыре в Вене, где преподают монахи и светские учителя, но все они имеют педагогическое образование.Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409***Тот факт, что я готовилась к поездке, изучала материалы, статьи о системе образования Австрии, никак не повлиял на мое яркое впечатление о нашей стажировке и поездке в эту страну. Как и каждый участник нашей образовательной поездки, я увезла с собой не просто заметки в технологическом дневнике, который мы все вели, но и наработки, ходы, подсмотренные именно в той или иной школе, гимназии, которые мы посетили.Мне посчастливилось побывать на совершенно разных уроках, побывать где-то зрителем, где-то участником, не только поговорить с детьми и педагогами на английском (что, признаюсь, вызвало в первые секунды затруднения у меня и восторг у детей), но и услышать русскую речь. А еще было неимоверно приятно пообщаться с коллегой – учителем испанского языка, обменяться информацией о достижениях и успехах наших учеников, о тревожащих нас моментах, контактами.Мы видели разные учебные заведения, где-то куют настоящих профессионалов, которые уже на практике применяют свои знания, видели результаты работы ребят в профессиональном колледже. Где-то мы окунулись в атмосферу полной свободы: ребята лежат на пледах на полу и создают какие-то шедевры на бумаге, где-то нас встретили австрийские ребята – мигранты из Чеченской Республики и Украины, по-русски так просто и добродушно провели экскурсию, помогли влиться в атмосферу жизни своей школы. Даже не знаю, кто был больше рад: мы или эти мальчишки.А в одной из школ… Класс. Звезды. Планеты. Небо. «Небесный полог» вместо потолка. В углу шатер с подушками. Все теплых, нежных цветов. Детки неспешно проходят от парт к доске. Это ли не сказка?! Здесь и спокойствие, и простор для фантазии и творчества, и просто, что уж там говорить, уютно, действительно чувствуешь себя как дома (к тому же у ребят нет формы, они бегают по зданию школы в носочках).В этом году учащиеся одной из школ, которую мы посетили, изучающие русский язык, приедут по обмену в Москву и будут жить в семьях. Я очень хочу познакомить моих учеников с ребятами из Австрии, ведь у них столько общего: интересы (они ровесники), два общих языка (русский и английский), а главное – желание общаться и узнавать друг друга и культуру наших стран.Екатерина НОВИКОВА, учитель испанского языка гимназии имени Росалии де Кастро №1558***Мне как воспитателю было интересно познакомиться с особенностями дошкольного образования в Австрии, где есть ясли для детей от рождения, а последний год посещения детского сада для австрийских дошколят стал обязательным. Мы посетили кампусы, в которых в том числе расположены дошкольные отделения. Сразу бросились в глаза уют и красочность помещений, высокая оснащенность специальным оборудованием. Уже с раннего возраста ребенку предоставлено право выбора занятий – на стене в холле кампуса находится своеобразное панно с крючками. Это для того, чтобы дети в течение дня помещали свое фото на тот крючок, где изображен тот вид деятельности в садике, которым ребенок намерен заниматься по желанию.Наиболее интересная практика для меня – инклюзивное образование. Учреждение, в котором я работаю, посещают дети-инвалиды, дошкольное образование они получают наравне со всеми, это направление довольно успешно, ведь в основном оно связано с социализацией таких детей, но вопрос преемственности инклюзивного образования на уровне школы пока остается открытым для российского образования. Трудности возникают, ведь помимо принятия сообществом сверстников особые образовательные возможности детей обуславливают и особые условия их обучения. В этом смысле практика инклюзивного образования в австрийских школах показывает, что решение этих трудностей есть. Нам была представлена возможность воочию увидеть способ преподнесения информации очень разным детям – наличие разных учебных планов, по которым могут обучаться дети, а также сопровождение детей во время всего образовательного процесса двумя равноправными педагогами (педагог и специальный педагог). Австрийская система инклюзивного образования опирается на качественную социализацию детей, а в дальнейшем – и на их самостоятельность.Наталья ЛОСКУТОВА, воспитатель школы №240 с углубленным изучением экономики***Ночь. Костел. Вена. Неспешно накрапывает мелкий дождь. Фонари отражаются на мокрой мостовой. Педагоги Москвы весело любуются красотой столицы Австрии.Лекция в Центре российской науки и культуры в Австрии. Ловлю себя на мысли, что, находясь в центре Европы, с гордостью смотрю на своих коллег в России. Воистину говорят: большое видится на расстоянии. Как много хочется сделать по возвращении в свою школу!!!Как часто мы видим и слышим нарекания, критику в адрес чиновников от образования. А я хочу сказать спасибо! Спасибо за возможность увидеть иной опыт организации учебного процесса, за прекрасную мотивацию педагогов, за интересные, познавательные экскурсии, за встречу с интересными людьми!Спортзал. Урок физической культуры. Вена. Меня захлестывают эмоции. Дети занимаются босиком! Как трудно приходилось мне в 90-е доказывать целесообразность этой методики, методики здоровьесбережения. Девочки и мальчики занимаются раздельно, педагоги разделены также по гендерному принципу.Аэропорт. Москва. Школа.- Не ломать наработанное своей педагогической деятельностью!- Экспериментировать!- Обогащать приобретенным опытом!- Работать, работать, работать!Андрей ШЛЯХТОВ, учитель физической культуры школы №2098 им. Героя Советского Союза Льва Доватора***Для меня стажировка началась уже в тот момент, когда объявили страну, в которую мы отправимся, потом были встречи и организационные собрания в Московском институте развития образования, где мы знакомились с историей образования в Австро-Венгерской империи и тенденциями международного развития образования. Все это только подогревало интерес к этой стране.С первых же минут пребывания в Австрии мы все жадно впитывали всю информацию об этой стране. Думаю, сдержанные австрийцы были несколько поражены нашим интересом, но нас было не остановить! Так нам хотелось разобраться, как сначала нам показалось, в весьма запутанной системе. Но как только мы оказывались в школах, детских садах или в других образовательных организациях, нас сразу захватывали совершенно другие эмоции. Каждый находил что-то интересное для себя в укладе учреждения. Мы ежесекундно проводили параллели и сравнивали, система уже не казалась столь сложной. Теперь мы старались разобраться в особенностях и укладах образовательных организаций.Австрийские школы и сады поражают своей красочностью, организацией пространства для учебной деятельности и продуманностью системы. Не могу сказать, что где-то были революционные идеи, до которых никто другой не додумался бы. Нет, идеи просты и лаконичны. Хотят дети украсить школу своими рисунками – пожалуйста, пройдите процедуру согласования и творите. Школы с подобными традициями есть и в России. Хотят дети позаниматься в коридоре со своим преподавателем – запросто, достаточно взять учебники, тетради и плед.Интересно было сравнивать не только сами системы образования, но и участников образовательного процесса – учеников, учителей, администраторов. Не могу сказать, что заметила колоссальные различия между австрийскими и российскими учениками, как в принципе и в учителях. Но они проще относятся к некоторым вещам, к примеру, одежде, в которой ходят в школу (как ученик, так и учителя), или месту, которое занимает ученик: за партой или на парте. Но на самом деле, по-моему, это в большей степени условности. Основное – взаимодействие учеников с учениками и учителей с учениками, а в этом я не заметила существенной разницы по сравнению с нашей системой.Целью нашей стажировки было знакомство с австрийской системой образования. Но увидеть плюсы и минусы, сходства и различия двух систем не стало результатом нашей стажировки. Увиденное и услышанное легло в основу глубокого анализа своей деятельности, породило множество новых идей в методах и приемах работы. Главное не то, как это работает там, а то, как из этого взять то, что будет работать у тебя. Надеюсь, что каждый из нас привез в Москву не только дух Рождества, но и то, что поможет ему в работе.Юлия ВЕРИЯЛОВА, учитель информатики лицея №1367***Мы, финалисты профессионального конкурса «Педагог года-2014», получили огромный и неповторимый подарок от Департамента образования – недельную стажировку в столице прекрасного государства Австрии – Вене. Могу с уверенностью сказать, что мы побывали в совершенно другом мире, который нельзя с точностью охарактеризовать хорошим или плохим, просто он сильно отличался от нашего, такого привычного и неповторимого.Нам предстояло не только ознакомиться в теории с австрийским образованием, но и окунуться в него, посмотреть на практике, как реализуются ступени. Благодаря насыщенной программе нашей стажировки удалось побывать в гимназии, где обучают детей с 5-го по 12-й класс; в школе дополнительного образования, где могут обучаться не только дети, но и взрослые; в новой общеобразовательной школе, где реализуют программы инклюзивного образования в средней школе профессионального обучения, где учащиеся получают возможность приобрести рабочую специальность; в школе-кампусе, где тоже есть программы инклюзивного образования, но обучение начинают с детского сада. Помимо этих школ нам удалось побывать и в другой школе – кампусе, где обучение начинают с 0 лет, только это была совсем другая, более «свободная» и «просторная» школа. В заключение нашей стажировки мы посетили школу при монастыре, где дети изучают русский язык как второй иностранный. Мы увидели такие абсолютно разные ступени образования, что смогли в полном объеме представить, как реализуется почти вся система австрийского образования, сделать сравнительный анализ с нашим, российским, найти как точки сопоставления, так и множество различий.На меня произвело большое впечатление то, что во всей сфере образования царит демократия не только для детей, но и для педагогов. Учитель в Австрии – государственный служащий и очень почитаем. Ученики обращаются к нему «Профессор!». Необычно, что в новых школах-кампусах один учитель может преподавать сразу несколько предметов, что все кабинеты универсальны, нет привязки к изучаемой дисциплине, например, в одном классе могут вести уроки по таким предметам, как информатика, физика и химия. На уроках присутствуют два преподавателя, как правило, один занимается обучением, а другой больше следит за дисциплиной и воспитанием.Дети получают право выбора школ, дальнейшего обучения сразу после начальной школы. При этом у них в любой момент есть возможность изменить свой выбор, и этот выбор будут уважать, поддерживать. В Австрии не считается зазорным не получить высшее образование, наоборот, более успешны те, кто имеет рабочую специальность.Но, к сожалению, у австрийских коллег меньше возможности для профессионального роста, так как не развита система конкурсов, внешних поощрений, как в нашей стране. Несмотря на внешние различия в системе, мы увидели неподдельный интерес к русскому языку, культуре, взаимному сотрудничеству. В какой бы школе мы ни побывали, везде нас встречали с интересом, добродушием и с желанием обмена опытом с нами, московскими учителями.Считаю, что наша стажировка – начало долгого и плодотворного сотрудничества. Огромная благодарность Департаменту образования, МИРО и МИОО за прекрасную возможность узнать и окунуться в совсем иную систему образования, за возможность соотнести свою работу на международном уровне, за глоток вдохновения, за прекрасный трамплин в профессиональном росте.Светлана МГЛИНЕЦ, учитель информатики гимназии №1562 им. А.Боровика***При посещении австрийских школ сразу бросается в глаза, как раскованны дети, как они свободны в своих проявлениях. Как психолога меня волновал вопрос: как же педагогам удается это воспитать? Из комментариев австрийских педагогов следовало, что основной принцип образования в этой стране – действовать из интересов ребенка и оставлять им их ответственность и возможность распоряжаться своей судьбой. Ведь человек может быть счастлив и без высшего образования и с высшим может быть несчастлив. При этом ребенок не становится заложником своего решения. Если он понимает, что ему не хватает образования, то в любой момент его может продолжить, если посчитает, что ему образования достаточно, что он будет востребован, остается с тем, что уже имеет. Меня удивило, что при высоких возможностях получения образования большинство австрийцев довольствуются квалификационным разрядом. Хотя это, наверное, и свидетельствует о самостоятельности и ответственности. То есть не желание продлить детство, обучаясь в колледжах и вузах, а стремление как можно раньше стать самостоятельным и приносить пользу обществу.Право самостоятельного выбора австрийским школьникам предоставляют с самых младших классов, к примеру, школьники начальных классов в школе-кампусе Campus Nordbanhof Gertrude Frohlich Sandtner Schule, где они находятся целый день, сами принимают решение, чем заниматься. У них есть маршрутный лист, по которому ученик сам выбирает, какие занятия посетит сегодня, сам отмечает на доске учета, где он занимается в данный момент, и сам несет ответственность за свой выбор. Каждый третьеклассник несет ответственность за одного первоклашку, помогая ему в адаптации к школьной среде. Выбор им приходится делать и в буквальном смысле слова: в кампусе создан школьный парламент, депутатами парламента избирают по одному мальчику и одной девочке от каждого класса начиная с первого. Заседания парламента проводят ежемесячно, там происходит обсуждение насущных проблем школьников и важно мнение даже самых маленьких членов парламента, даже самые маленькие члены парламента несут ответственность за представление интересов своих избирателей.Для себя я сделал вывод: чтобы воспитать человека свободным, необходимо с самого детства дать ему возможность проявлять самостоятельность, на собственном опыте прочувствовать ответственность за свои поступки, почувствовать, что от него что-то зависит, и предоставлять право выбора.Александр ГАЙНЕЕВ, педагог-психолог Центра диагностики и консультирования «Коньково»***На протяжении всей жизни каждый из нас поднимается по лестнице, преодолевая ступень за ступенью. У кого-то эта лестница высокая, а у кого-то чуть ниже, но высота ступеней значительнее, и, сделав шаг на следующую, ты встречаешь новых людей, с тобой происходят различные события, открываются новые горизонты, ты раскрываешься с другой стороны в профессиональном, личном, духовном плане.Воскресенье. Вена. Восемь часов вечера. Глянцевая крыша соседнего дома, капли дождя на стекле и яркий уличный фонарь, освещающий брусчатую дорогу протяженностью в семь дней. Именно столько длилась стажировка нашего замечательного коллектива московских педагогов, в глазах которых отражался искренний профессиональный интерес к австрийской системе образования.Каждый день все мы пытались найти ответы на множество вопросов, которые появились у нас еще задолго до прилета в Австрию. И, открывая двери нового учебного заведения, я понимала лишь одно, что детство – это тот период, который самоценен сам по себе, а австрийские педагоги, идущие нога в ногу с ребенком, привносят все новые и новые краски и оттенки, иногда пастельных, а иногда и насыщенных тонов, современных образовательных тенденций на этом этапе жизни. Многоступенчатость австрийского образования в полной мере раскрывает личность ребенка самостоятельного, ответственного, творческого и идейного. Развитию этих компетенций способствуют также и необычные архитектурные решения при строительстве новых школ-кампусов, которые особенно заинтересовали моих коллег по работе после моей презентации на методическом объединении. Уникальной возможностью погружения в австрийское образование было наше присутствие на уроках, живое общение с австрийскими коллегами: педагогами и руководителями образовательных организаций.Наблюдая перину из облаков под крылом самолета, я понимала, что передо мной открывается множество новых ступеней с большим количеством вопросов, ответы на которые будут приходить спустя день, два, неделю, год. Но один ответ мы все знали точно, что на нашей лестнице жизни появилась одна ступень красно-белого цвета, шагнуть на которую мы смогли благодаря поддержке Департамента образования и Московского института развития образования. И так хотелось бы задержаться на ней подольше, но нужно идти дальше все выше и выше…Светлана РАКИТИНА, воспитатель детского сада №473
Комментарии