Искусство Возрождения вновь открыло в женщине чувственность. О свободе нравов говорят все большее обнажение тела и возвращение к античным мотивам – дам изображают в виде мифологических героинь и богинь. Тело идеализируют, но уже не как «тюрьму духа», а как прекрасное создание Творца. Культ красоты таков, что ее носительниц прославляли и знали все, как, например, в конце ХV века во Флоренции прекрасную Симонетту. Среди ее горячих поклонников был Сандро Боттичелли. Когда Симонетта умерла в возрасте 23 лет, весь город погрузился в траур. Какой была эта красавица? Судя по картине Пьеро ди Козимо, где она изображена с обнаженной грудью (!), у девушки были лебединая шея, нежное лицо с тонкими чертами, прекрасный цвет кожи, золотисто-рыжие густые волосы и очень высокий лоб. Вполне современная красота, только без следов косметики (все еще сказываются предпочтения Средневековья).
Лицо и волосы знаменитой Венеры Сандро Боттичелли очень напоминают Симонетту – скорее всего, именно ее черты великий художник изобразил в образе богини любви. А вот тело Венеры похоже на статую Венеры Милосской (и это удивительно, ведь во времена Боттичелли статуя еще не была найдена). Все вместе – голова, тело и руки – смотрятся немножко чужеродно, но такова, видимо, плата за создание идеальной красоты. Куда совершеннее сложена «Спящая Венера» Джорджоне, которая чуть ли не впервые перестает быть блондинкой – на радость всем шатенкам. А одной из самых красивых моделей Рафаэля и вовсе была брюнетка, с темными большими глазами и широким лицом, «обычной» длины шеей и крепким телосложением – этакий простонародный тип красоты. На портрете Донны Велаты, по легенде, Рафаэль запечатлел свою возлюбленную Форнарину (по-итальянски это означает «булочница»), простую девушку, итальянскую вариацию «крови с молоком».
Но именно Тициан ввел совершенно новый критерий женской красоты – его многочисленные «Венеры» приобретают приятную полноту, а «Флора» так вообще откровенно мощная дама. В этих героинях явно прослеживается мода на «венецианскую» красоту, которой славились тамошние куртизанки – женщины с пышными формами, бледным цветом кожи и со светлыми волосами. В ХVII веке галерею пухлых красавиц пополнил Питер Пауль Рубенс. Любимой его моделью была вторая жена, Елена Фоурмен, обладавшая пышной фигурой. Рубенс написал много ее портретов, но, пожалуй, самый известный – «Вирсавия», где он запечатлел ее в образе библейской героини. Перед нами красавица с длинными золотистыми волосами, нежным лицом с румянцем и роскошным большим телом с буквально светящейся молочной кожей. Эту даму никак не назовешь тяжеловесной, наоборот, она в расцвете женской красоты.
Комментарии