Недавно прошедший пленум ЦК профсоюза завершился церемонией вручения премий имени Владимира Яковлева – основателя и первого председателя Российского профсоюза работников народного образования и науки. Среди первых лауреатов премии были соратники Владимира Михайловича, те, с кем он плодотворно сотрудничал долгие годы: ректор МГУ Виктор Садовничий, бывший министр образования РФ Владимир Филиппов, руководитель Рособразования Григорий Балыхин, генеральный секретарь Интернационала образования Фред Ван Люен, шведский профсоюз учителей, который стал партнером российского, посмертно была удостоена премии председатель Ростовской областной организации Людмила Колесник, которая отдала жизнь за общее дело, не щадя себя. На вторую премию были выдвинуты исключительно руководители территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Надо сказать, что эта награда не просто премия в ряду других именных. Она своеобразное признание того, что жив профсоюз, живы традиции той работы, которые создавал его первый председатель. Именно Яковлев превратил эту общественную организацию в силу, которая заставляла власть имущих изменять решения, принятые во вред образованию, идти на переговоры и принимать те законы, которые улучшат положение школы, детских садов и вузов.
Сегодня, когда произошло перераспределение полномочий и каждый регион сам разрабатывает социальные программы и отраслевые системы оплаты труда, на плечи профсоюзных лидеров легли те же тяготы, что раньше были на плечах председателя ЦК. Все больше возрастает их ответственность, все в большей степени дела в регионе зависят от их позиции, смелости, умения разговаривать с власть предержащими и вести за собой педагогическое сообщество.
Людмила Ивановна Цей, выпускница Краснодарского педагогического института, учитель немецкого и английского языков, заслуженный учитель Кубани и отличник просвещения, возглавляет краевую организацию ровно 22 года. За это время добилась того, что практически все учителя вступили в профсоюз. И когда 150 тысяч человек ставят свои подписи под обращением к президенту, понятно, что не считаться с таким выражением позиции власть не сможет. А краевая, районная власть уже давно поняла, что профсоюз для нее – самый значительный социальный партнер, во всех муниципалитетах заключены территориальные соглашения, а в первичных организациях – коллективные договора, которые, кроме всего прочего, позволяют привлекать внебюджетные средства для оздоровления педагогов.
Анатолий Ильич Морозов 15 лет возглавлял одну из самых больших организаций – Московскую областную, а кроме того, был куратором профсоюзных организаций Центрального федерального округа. К числу побед выпускника Волгоградского педагогического института можно по праву отнести то, что он добился принятия закона Подмосковья «Об образовании», активно участвуя в его подготовке, а также в выработке целенаправленной политики по превращению области в регион-лидер по уровню оплаты труда учителей. А закон «О социальном партнерстве в Московской области», принятый при участии областной профсоюзной организации в 1999 году, стал реальным механизмом по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. В 2005 году Анатолий Ильич оставил свой пост, выдвинув того, кого в течение нескольких лет готовил в преемники. Принятое им решение было, вне сомнения, трудным, но так Морозов понимает работу по омоложению кадров. Теперь он всемерно помогает своему преемнику в качестве советника председателя Московской областной организации.
Леонид Никитич Ивановский, несмотря на большой стаж профсоюзного лидерства – 27 лет, – свой пост оставлять пока не намерен. Этого ему, выпускнику Великолукского пединститута, учителю истории, русского языка и литературы, не позволяют сделать многочисленные первичные профсоюзные организации. В России, пожалуй, Ивановский один из самых крепких и значительных профсоюзных лидеров, понимающих, сколь важна информационная работа для сплочения рядов. Событием в крае стал профсоюзный проект – выпуск журнала «Алтайские диалоги», в котором публикуются материалы научно-практических конференций, «круглых столов», регулярно проводимых крайкомом профсоюза совместно с Алтайским филиалом Академии труда и социальных отношений, Алтайской школой политических исследований, Алтайским конгрессом интеллигенции. Но не только интеллигентные разговоры ведет организация под руководством Ивановского: в 2003-2005 годах более 3200 коллективов образовательных учреждений принимали участие в забастовках, отстаивая свои права. Может быть, поэтому сегодня столь плодотворно складываются отношения с социальными партнерами: в 94% муниципалитетов заключены территориальные соглашения, в 95% образовательных учреждений, имеющих первичные профсоюзные организации, действуют коллективные договоры, сохранены 25-процентные надбавки работникам образования в сельской местности, а молодые учителя в первые три года работы в школе получают повышенные на 1-2 разряда ставки.
Доплат молодым специалистам добилась и профсоюзная организация Республики Татарстан, которую вот уже десять лет возглавляет выпускник Ульяновского пединститута, учитель химии и биологии, заслуженный учитель России Юрий Прохоров. В 2002 году Юрий Петрович стал победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидер общественной организации», и это было справедливым признанием его заслуг. В практике республиканской организации профсоюза – проведение выставок, конференций, социологических исследований, конкурсов на лучшую постановку работы по социальной защите членов профсоюза, на лучшую методическую разработку занятий в профсоюзном кружке, активное взаимодействие со СМИ.
О том, как 40 лет работает председателем Рязанской областной организации профсоюза выпускница РГПУ, учитель русского языка, литературы и истории Зоя Петровна Курочкина, можно написать книгу. Эта книга повествовала бы о том, как непросто было в годы советской власти доказывать, что профсоюз – не только школа коммунизма, но и школа становления гражданской позиции, о том, как в годы перехода к рыночной экономике приходилось яростно бороться за права работников образования и их материальное положение. Зоя Петровна абсолютно бесстрашна в своем диалоге с власть имущими, потому что лично для себя ей ничего не нужно, потому что она защищает интересы тысяч членов профсоюза, которые избрали ее своим лидером. Одной из первых в России Рязанская профсоюзная организация стала отстаивать в судах права сельских педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, успешно добиваясь отмены отдельных положений нормативных правовых актов, принятых властью.
Светлана Пронина пришла в образовательную отрасль, будучи выпускницей Уфимского нефтяного института. Казалось бы, инженер-электромеханик по автоматизации, она могла бы найти себе более высокооплачиваемую работу, но 25 лет Светлана Николаевна возглавляет Башкирскую республиканскую организацию Профсоюза работников народного образования и науки. Возможно, именно непедагогическое образование помогает Прониной четче видеть проблемы отрасли и грамотно строить работу по социальной защите учителей. И, кстати, заботиться о подготовке педагогических кадров – не случайно пленум ЦК одобрил практику работы республиканской организации по взаимодействию с Башкирским государственным педагогическим университетом. При активном участии рескома была принята целевая программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2007-2009 годы, которая помимо прочего предусматривает выделение 15 миллионов рублей на приобретение санаторно-курортных путевок для учителей. С 2000 года при рескоме действует целевой ссудный фонд – касса взаимопомощи, за этот период членам профсоюза выдано 3152 займа на сумму около 34 миллионов рублей. В республике созданы 220 советов молодых учителей и 403 молодежные комиссии в районных, городских, первичных профсоюзных организациях, с 1991 года успешно работает республиканская Лига студенческих профсоюзных организаций, объединяющая около 70 тысяч юношей и девушек, ежегодно проводится молодежный учительский бал.
Юрий Бакштановский и Валерий Конышев, лидеры Иркутской и Свердловской областных организаций, по образованию инженеры-экономисты. Разница в стаже работы председателями у них небольшая – Бакштановский возглавляет свою организацию 15 лет, Конышев – 19 лет, в подходах к отстаиванию прав и интересов педагогов у них много общего. Юрий Александрович много внимания уделяет формированию отраслевой пенсионной системы, созданию страхового фонда на случай чрезвычайных обстоятельств, выделению средств работодателей на обеспечение безопасных условий труда. Валерий Федорович – повышению ставок зарплаты работников образования по сравнению с размером, рекомендованным на федеральном уровне, установлению доплат учителям, успешно прошедшим аттестацию, за квалификационную категорию.
Владимир Давыдов среди девяти награжденных – единственный председатель первичной профсоюзной организации, он возглавляет профком Уральского государственного технического университета. На этом посту выпускник Уральского политехнического института, инженер-металлург находится уже 19 лет. Кандидат технических наук, доцент, автор более 70 научных трудов и изобретений, лауреат Государственной премии, Владимир Никифорович уделяет много времени общественной деятельности. Недаром в 2003 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидер общественной организации». Владимир Давыдов не ограничивается интересами своего вуза и принимает активное участие в разработке ведомственной целевой программы «Повышение социального статуса работников и обучающихся в подведомственных Рособразованию образовательных учреждениях».
Великолепной девятке лауреатов были вручены дипломы и денежные премии. Но главное – медали Владимира Яковлева. Это, пожалуй, самая значительная награда, потому что теперь им придется постоянно соответствовать высокому званию лауреатов премии имени первого председателя отраслевого профсоюза.
Комментарии