Интерес к проблеме сотрудничества детского сада и семьи в последнее время заметно возрастает. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение, теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, нежели его семья. Сотрудничество педагогов и родителей является ключевым моментом успешного осуществления любой образовательной программы, реализующейся в ДОУ.
Одна из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, – обеспечение преемственности между детским садом и семьей в рамках реализации единого педагогического процесса за счет предоставления семье возможности участия во всех аспектах деятельности.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и ДОУ, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Общение, взаимное уважение и прежде всего признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного сотрудничества.
Однако семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогические и нравственно оправданные решения. Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смену ориентации ребенка на те духовые и моральные ценности, которые исповедует его семья. Подражая ближним, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Задача каждого педагога – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Поэтому я в своей группе начиная с 2005 года начала работу по изучению новых эффективных форм взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках проектной деятельности. В настоящее время метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность экспериментировать, развивать творческие способности, коммуникативные навыки как воспитанников, так и взрослых. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Построение модели педагогического воздействия педагогов и родителей основывалось на применении интегративного и системного подходов. Интегративный подход позволил объединить в рамках единого педагогического процесса семейную и общественную системы воспитания детей и родителей. Системный подход позволил выделить элементы системы педагогического взаимодействия родителей с детьми и рассмотреть характер взаимодействия между ними.
В рамках проекта «Социально-педагогическая деятельность как открытая система» регулярно проводились игровые программы, такие как «Дары осени», «Зимние забавы», «Спортивный праздник», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весенняя капель», одним из главных условий которых являлось активное участие детей вместе с родителями. Например, организуя праздник «Зимние забавы», родители подготовили и показали для своих детей кукольное представление, а на празднике «Дары осени» родители приготовили своим детям угощение, а дети в свою очередь подготовили небольшие сувениры. Также были реализованы мини-проекты «Любимая игрушка нашей семьи» (каждая семья представляла свою любимую игрушку), «Издательство книг» (рукописные книги делались всей семьей).
Внедрение в воспитательный процесс новых форм взаимодействия педагога с родителями, в частности проектный метод, позволяет успешно реализовывать задачи интеграции общественного и семейного воспитания. Успешность работы по сотрудничеству с семьей может быть только в том случае, если проходит в системе по модели, основанной на принципе индивидуально-дифференцированного подхода.
Ирина ЛЕДОВСКИХ, воспитатель МДОУ №315, Челябинск
Комментарии